Статья 21. Предоставление водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование

1. Предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.

2. В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 21 Водного Кодекса РФ

1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух частей. В первой из них устанавливается право Правительства РФ предоставлять водный объект, находящийся в федеральной собственности для обеспечения обороны страны и безопасности государства в пользование своим решением, также предоставление в пользование водных объектов в иных случаях, на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, в пределах их полномочий - для иных случаев.

Во второй части устанавливается аналогичное право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, в пределах их полномочий - для иных случаев.

Пределы полномочий указанных органов власти установлены статьями 24 - 27 Кодекса (см. комментарий к ним). Правовым основанием предоставления водного объекта является решение о предоставлении водного объекта в пользование.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.

Цели состоят в том, чтобы определить юридический факт предоставления водного объекта в пользование на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органов местного самоуправления, закрепив в качестве исключения право на предоставление водного объекта в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности за Правительством РФ.

Сфера действия определяется действием нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Адресатами правовых предписаний являются: Правительство РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также субъекты, получившие водный объект в пользование (заявители - физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели).

3. Основные понятия: "водный объект", "решение о предоставлении в пользование", "обеспечение обороны страны и безопасности государства".

Содержание понятия водного объекта как природного или искусственного водоема, водотока или иного объекта, постоянного или временного сосредоточения вод в котором имеются характерные формы и признаки водного режима, раскрывается в п. 4 ст. 1 ВК РФ (см. комментарий к ст. 1).

Решение о предоставлении в пользование является административным актом и, как следует из содержания статьи 11 Кодекса, основанием для предоставления водных объектов в преимущественно большем количестве случаев (одиннадцати), чем на основании договора водопользования (три указанных в ст. 11 случая) - см. комментарий к ст. 11.

Обеспечение обороны страны и безопасности государства. В законодательстве Российской Федерации не содержится единого нормативно-правового данного понятия, поэтому существует множество мнений, среди которых представляет интерес положение, сформулированное Московской городской думой о том, что питьевое водоснабжение обеспечивает безопасность государства. Сформулирована следующая позиция: "Если государство не обеспечит питьевой водой города и села, то это может привести к катастрофическим последствиям (волнения среди населения, болезни, эпидемии). Иначе говоря, деятельность по снабжению питьевой водой населения обеспечивает безопасность государства. Питьевое водоснабжение населения как вид водопользования должно быть отнесено к особому водопользованию.

Признание предприятий, осуществляющих питьевое водоснабжение населения, особыми пользователями источников питьевого водоснабжения решило бы ряд проблем. Имея права особого пользователя, предприятия водопроводно-канализационного хозяйства могли бы определять для других лиц условия водопользования на таких водных объектах, контролировать хозяйственную деятельность и запрещать ее. Кроме предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, снабжающих население водой, режим охраны источников питьевого водоснабжения не соблюдают ни органы государственной власти, ни муниципальные власти, ни юридические лица, ни граждане.

В конечном итоге реализация прав особого пользования позволила бы улучшить качество вод источников питьевого водоснабжения, которое из года в год ухудшается, что создает реальную угрозу здоровью населения России" <109>.

--------------------------------
<109> Постановление Московской городской Думы от 06.04.2005 N 76 "Об отзыве на проект Федерального закона N 136492-4 "Водный кодекс Российской Федерации" // Ведомости Московской городской Думы. 2005. N 5 (дата выхода номера в свет - 09.06.05).

4. Порядок и основания предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства по решению Правительства РФ. Они устанавливаются п. 2 ст. 11 Кодекса, а реализуются посредством Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844) <110>, а также нормами Административного регламента по осуществлению Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование <111>.

--------------------------------
<110> Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" // СЗ РФ. 2007. N 1 (часть II). Ст. 295.
<111> Приказ Минприроды России от 22.12.2008 N 340 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование" // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2009 г. N 20.

В целях предоставления водного объекта в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства заявитель обращается с заявлением в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов по месту расположения водного объекта.

Заявления о предоставлении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства подается юридическими лицами.

Отделы водных ресурсов бассейновых водных управлений Федерального агентства водных ресурсов в субъектах Российской Федерации рассматривают, проверяют представляемые заявителем документы и обосновывающие материалы для подготовки предложений о предоставлении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства на основании Решения Правительства Российской Федерации и направляют проекты предложений с обосновывающими материалами в Территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов.

Территориальный орган (за исключением Отделов водных ресурсов бассейновых водных управлений Федерального агентства водных ресурсов в субъектах Российской Федерации) рассматривает документы о подготовке предложений о предоставлении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляет подготовку предложений и направляет документы с обосновывающими материалами в Федеральное агентство водных ресурсов.

Территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов направляет предложение в Федеральное агентство водных ресурсов о предоставлении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также об изменении условий водопользования или прекращении прав пользования водными объектами по действующим решениям Правительства Российской Федерации. Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет подготовку проектов актов Правительства Российской Федерации и представляет их с необходимыми документами и обосновывающими материалами в МПР России <112>.

--------------------------------
<112> Приказ Федерального агентства водных ресурсов от 19.10.2007 г. N 204 "О реализации полномочий и распределении функций по предоставлению (прекращению) права пользования водными объектами в Федеральном агентстве водных ресурсов" // voda.mnr.gov.ru.

Решение принимается Правительством РФ. Государственная регистрация в государственном водном реестре решений Правительства Российской Федерации о предоставлении в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, для обеспечения обороны страны и безопасности государства, является функцией Федерального агентства водных ресурсов <113>.

--------------------------------
<113> Приказ Федерального агентства водных ресурсов от 19.10.2007 N 203 "О реализации полномочий и распределении функций по государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения прав пользования водными объектами в Федеральном агентстве водных ресурсов".

5. Предоставление водных объектов в пользование на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Часть 4 ст. 11 Кодекса является отсылочной нормой к статьям 24 - 27 ВК РФ (см. комментарий к ним).

Решения о предоставлении водных объектов в пользование оформляются без платы, его подписывает руководитель исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование определяют, что <114>:

--------------------------------
<114> Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" // СЗ РФ. 2007. N 1 (часть II). Ст. 295.

- предоставление в пользование водохранилищ, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с частью 2 статьи 26 Водного кодекса РФ, или частей таких водохранилищ, а также морей или их отдельных частей осуществляется на основании решения Федерального агентства водных ресурсов или его территориального органа;

- предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- предоставление в пользование водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления.

На основании решений предоставляются водные объекты или их части: для строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, мостов, для проведения разведки и добычи полезных ископаемых, при строительстве подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов.

О содержании решений по предоставлению водных объектов в пользование, порядке принятия таких решений см. комментарий к статьям 22 и 23.

Источниками права, обеспечивающими принятие решений о предоставлении в пользование водных объектов, являются следующие нормативные правовые акты:

1) Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование";

2) Административный регламент по осуществлению Росводресурсами государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденный Приказом Минприроды России от 22.12.2008 N 340;

3) Приказ Федерального агентства водных ресурсов от 19.10.2007 N 204 "О реализации полномочий и распределении функций по предоставлению (прекращению) права пользования водными объектами в Федеральном агентстве водных ресурсов";

4) Приказ Федерального агентства водных ресурсов от 19.10.2007 N 203 "О реализации полномочий и распределении функций по государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения прав пользования водными объектами в Федеральном агентстве водных ресурсов" <115>;

--------------------------------
<115> Текст Приказа официально опубликован не был.

5) Приказ МПР России от 14.03.2007 N 56 "Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование" <116>.

--------------------------------
<116> Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 14.03.2007 N 56 "Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование" // БНА РФ. 2007. N 22.

6. Проблемные ситуации и трудности применения комментируемой статьи в настоящее время выявляются и разрешаются с помощью судебной практики.

Пример.

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15.03.2011 N Ф10-521/2011 по делу N А09-908/2010 (извлечение). Первый заместитель прокурора Брянской области обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - ТУ Росимущества в Брянской области), открытому акционерному обществу (далее - ОАО) "С", п. Путевка Брянского района Брянской области, о признании недействительным договора аренды N 200 находящегося в федеральной собственности земельного участка от 27.02.2008, заключенного между ТУ Росимущества в Брянской области и ОАО "С", в части земельного участка с кадастровым номером 32:02:39 01 04:0068 и применении последствий недействительности сделки в этой части в виде обязания ОАО "С" вернуть ТУ Росимущества в Брянской области земельный участок с кадастровым номером 32:02:39 01 04:0068 (уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ исковые требования). В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены . Московско-Окское бассейновое водное управление в лице отдела водных ресурсов по Брянской области.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 27.02.2008 между ТУ Росимущества по Брянской области (арендодатель) и ГУП ОПХ "Б" (арендатор) заключен договор аренды N 200 находящегося в федеральной собственности земельного участка, согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельный участок с кадастровым номером 32:02:39 01 04:0068 площадью 183,7947 га, расположенные по адресу: Брянская область, Брянский район, д. Колтово, уч. 3, в границах, указанных в кадастровых планах участков, прилагаемых к настоящему договору и являющихся его неотъемлемой частью. Срок действия договора установлен с 01.03.2008 по 28.02.2057 (п. 2.1). Арендованные земельные участки, в том числе и указанный земельный участок, переданы арендатору по акту приема-передачи земельных участков от 27.02.2008. Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31.08.2010 N 01/045/2010-096 следует, что 10.07.2008 договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Брянской области, о чем в Единый государственный реестр прав внесена регистрационная запись N 32-3202/004/2008-422.

12.05.2008 между ГУП ОПХ "Б" (цедент) и ОАО "С" (цессионарий) заключен договор уступки права требования (перенайма), согласно которому в связи с передачей ГУП ОПХ "Б" в собственность ОАО "С" имущественных прав и имущества, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, поселок Мичуринский, ул. С., д. 2, по договору купли-продажи от 12.05.2008, акту приема-передачи от 12.05.2008 цедент передает принадлежащие ему права и обязанности (объект перенайма) по договору аренды земельных участков N 200 от 27.02.2008, заключенному с ТУ Росимущества по Брянской области, а цессионарий принимает объект перенайма и обязуется оплатить его в соответствии с условиями настоящего договора. Перенайм осуществлялся в том числе и в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:02:39 01 04:0068 площадью 183,7947 га, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, д. Колтово, уч. 3. На основании данного договора от 12.05.2008 по акту приема-передачи от 12.05.2008 цессионарию передан в том числе и указанный земельный участок.

Указывая, что у ТУ Росимущества по Брянской области отсутствовали полномочия на передачу в пользование земельных участков, занятых лесами и водными объектами, первый заместитель прокурора Брянской области в порядке ст. 52 АПК РФ обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Признавая недействительным договор аренды N 200 находящегося в федеральной собственности земельного участка от 27.02.2008, заключенный между Территориальным управлением Росимущества в Брянской области и ОАО "С", в части земельного участка с кадастровым номером 32:02:39 01 04:0068 и применяя последствия его недействительности в этой части путем обязания ОАО "С" вернуть ТУ Росимущества в Брянской области земельный участок площадью 1837947 кв. м с кадастровым номером 32:02:39 01 04:0068, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

Согласно кадастровому плану земельного участка 32:02:39 01 04:0068 от 11.12.2007 он включает в себя в том числе земли под водными объектами площадью 115400 кв. м, наименование: пруд, с учетным кадастровым номером 003; земли под водными объектами, поверхностные водоемы, наименование: болото площадью 287000 кв. м, с учетным кадастровым номером 005. В силу ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Согласно ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 комментируемого Кодекса. Функции по предоставлению в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, возложены на Комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области, что следует из Постановления Администрации Брянской области от 29.12.2006 N 849 "О Комитете природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области".

Поскольку ТУ Росимущества по Брянской области, передавая в аренду земельный участок с кадастровым номером 32:02:39 01 04:0068, занятый участками лесного фонда и водными объектами, распорядилось им в отсутствие соответствующих полномочий, суды обоснованно признали договор аренды N 200 от 27.02.2008 г. в оспариваемой части недействительным в силу ст. 168 ГК РФ, согласно которой сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения" <117>.

--------------------------------
<117> Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15.03.2011 N Ф10-521/2011 по делу N А09-908/2010.

Другой комментарий к статье 21 ВК РФ

В части 1 комментируемой статьи предусматривается орган государственной власти, уполномоченный предоставлять водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства на основании решения - Правительство РФ.

При этом следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ N 844 <202>. Важно, что Правительство РФ предоставляет водные объекты:

--------------------------------
<202> Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 (ред. от 04.03.2009) "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 295.

- находящиеся в федеральной собственности;

- для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- на основании решения.

В ч. ч. 1 и 2 ст. 8 ВК РФ установлено, что водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

В силу ст. 1 Федерального закона N 61-ФЗ, под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. Как установлено в ст. 1 Закона РФ N 2446-1, безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Важно учесть, что на основании п. 8 Постановления Правительства РФ N 844 для получения решения Правительства РФ о предоставлении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства заявитель обращается с заявлением в территориальный орган Росводресурсов по месту расположения водного объекта.

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование для всех других предусмотренных ВК РФ целей (см. ч. 2 ст. 11 ВК РФ) осуществляется иными уполномоченным органами.

В силу части 2 комментируемой статьи, исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями вправе принимать решения о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением водных объектов, находящихся в федеральной собственности, предоставляемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Часть 2 комментируемой статьи необходимо рассматривать в совокупности с ч. 4 ст. 11 ВК РФ, в соответствии с которой определяются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов на основании решений. Важно, что органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют предоставление в пользование водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, на основании решений, в пределах полномочий, определенных на основании статей 24 - 27 ВК РФ.

К полномочиям органов государственной власти РФ в области водных отношений отнесено владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в том числе утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (ст. 24 ВК РФ). Росводресурсы - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов <203>. Согласно пп. "б" п. 4 Постановления Правительства РФ N 169, к одной из основных функций Росводресурсов отнесено предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности. В силу Постановления Правительства РФ N 282, Росводресурсы осуществляют свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые). В связи с этим для получения решения о предоставлении водных объектов в пользование заявителям необходимо обращаться в территориальные органы Росводресурсов по месту расположения водных объектов. Порядок принятия решений о предоставлении водных объектов в пользование определен в Постановлении Правительства РФ N 844. Важно, что непосредственное осуществление полномочий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, может передаваться органам государственной власти субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 26 ВК РФ, РФ передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование. Однако приведенное положение не распространяется на случаи предоставления водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Предоставление водных объектов для данных целей осуществляется на основании решения Правительства РФ.

--------------------------------
<203> См.: Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений отнесено владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ (ст. 25 ВК РФ).

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют полномочия по владению, пользованию и распоряжению водными объектами, находящимися в муниципальной собственности (ч. 1 ст. 27 ВК РФ).

Необходимо отметить, что согласно ст. 26.8 Федерального закона N 184-ФЗ передача осуществления части полномочий федеральных органов исполнительной власти осуществляется на основании соглашений с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. Соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). В силу Федерального закона N 184-ФЗ, Правительством РФ принято Постановление от 8 декабря 2008 г. N 924 "О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий" <204>.

--------------------------------
<204> СЗ РФ. 2008. N 50. Ст. 5953.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий. В силу Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 <205>, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов РФ переданных им для осуществления полномочий РФ в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

--------------------------------
<205> См.: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3347.

Согласно п. п. 4 - 6 Постановления Правительства РФ N 844, решения о предоставлении водных объектов в пользование принимают:

а) Росводресурсы и территориальные органы - при предоставлении в пользование водохранилищ или их частей, перечень которых устанавливается Правительством РФ <206> в целях, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ N 844 <207>, а также морей или их отдельных частей;

--------------------------------
<206> См.: распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2054-р "Об утверждении Перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 335.
<207> Исчерпывающий перечень целей предоставления водных объектов в пользование на основании решений Росводресурсов и территориальных органов включает следующие: а) обеспечение обороны страны и безопасности государства; б) сброс сточных и (или) дренажных вод; в) строительство причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; г) создание стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами; д) строительство гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов; е) разведка и добыча полезных ископаемых; ж) проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; з) подъем затонувших судов; и) сплав древесины в плотах и с применением кошелей; к) забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); л) организованный отдых детей, а также организованный отдых ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. Приведенный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию (см.: п. 2 Постановления Правительства РФ N 844).

б) органы исполнительной власти субъектов РФ - при предоставлении в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта РФ, в случаях, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ N 844, за исключением водных объектов, решения о предоставлении которых принимаются Федеральным агентством водных ресурсов или его территориальными органами, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности, предоставляемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства; а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ;

в) органы местного самоуправления - при предоставлении в пользование водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, в случаях, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ N 844.

Таким образом, решения о предоставлении водных объектов в пользование (за исключением водных объектов, названных в ч. 1 комментируемой статьи), в зависимости от принадлежности права собственности, наличия акта передачи осуществления отдельных полномочий субъектам РФ и императивного требования законодательства, могут принимать:

- Росводресурсы и территориальные органы;

- органы исполнительной власти субъектов РФ;

- органы местного самоуправления.

Остались вопросы по ст 21 ВК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 21 ВК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.