Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод

1. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.
2. Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты:(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

1) содержащие природные лечебные ресурсы;
2) отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

3. Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах:(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

1) зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
2) первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
3) рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

4. Сброс сточных, в том числе дренажных, вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

Комментарий к статье 44 Водного Кодекса РФ

1. Общий обзор статьи. Она состоит из четырех частей. В части 1 содержится отсылочная норма о необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации. В частях 2 и 3, разделенных на пункты, запреты сброса сточных и дренажных вод сформулированы по территориальному признаку и признаку экологической ценности. В части 4 сформулирована отсылочная норма о возможности ограничения или приостановления сброса сточных или дренажных вод, а также введения дополнительных, не указанных в ч. ч. 2 и 3, запретов.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель заключается в установлении повышенного уровня защиты особо ценных в экологическом отношении объектов и территорий, усилении ограничений хозяйственной деятельности при определении правового режима таких объектов и территорий.

Сфера действия статьи охватывает, с одной стороны, хозяйственную деятельность, в результате которой образуются сточные воды (коммунальное хозяйство, промышленное производство и проч.) или дренажные воды (сельскохозяйственное производство, перерабатывающая промышленность и т.п.), а с другой - функционирование находящихся на особом правовом режиме акваторий и территорий.

Адресатами статьи являются водопользователи (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели), субъекты экологического управления, сотрудники администраций ООПТ, иные лица, участвующие в охране водных объектов особой ценности, работники природоохранных органов, осуществляющие контрольно-надзорные функции.

3. Основные понятия. Используемые в тексте комментируемой статьи термины и обороты обозначают место, способы, предметную сторону действий.

3.1 Водные объекты - см. комментарий к ст. 1.

3.2. Сточные воды - см. комментарий к ст. 1.

3.3 Дренажные воды - см. комментарий к ст. 1.

3.4. Водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы - см. комментарий к ст. ст. 49, 50.

3.5. Особо охраняемые водные объекты - см. комментарий к ст. 66.

3.6 Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - см. комментарий к ст. 34.

3.7. Зоны и округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов - см. комментарий к ст. 49.

3.8. Рыбоохранные зоны - особо охраняемые территории, созданные с целью сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов <255>.

--------------------------------
<255> См.: Комментарий к Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" / Под ред. О.Л. Дубовик (ч. 5. ст. 48).

3.9. Рыбохозяйственные заповедные зоны - водные объекты рыбохозяйственного значения или их участки, имеющие важное значение для сохранения водных биоресурсов ценных видов <256>.

--------------------------------
<256> См.: Комментарий к Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" / Под ред. О.Л. Дубовик (ч. 3.1 ст. 49).

3.10. Сброс - привнесение путем слива, выпуска, спуска (залпового или аварийного) сточных или дренажных вод в водные объекты через канализационные системы или иные приспособления с места образования таких вод, являющихся, по сути, отходами в жидкой форме.

4. Статистическая справка. Объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты в 2009 г., составил 47,7 куб. км (2008 г. - 52,1 куб. км). К категории загрязненных отнесено 15,9 куб. км сточных вод (33% от общего объема).

Сброс загрязняющих веществ со сточными водами, тыс. т.

Загрязняющие вещества 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Нефтепродукты 3,7 4,6 3,1 3,1 2,5

Взвешенные вещества 359,4 327,7 311,9 291,8 254,1

Фосфор общий 23,4 23,3 22,6 22,1 19,3

Фенолы 0,04 0,04 0,03 0,03 0,03

СПАВ 2,3 2,3 2,1 2,2 1,9

Соединения меди 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

Соединения железа 5,6 8,2 7,3 6,2 6,1

Соединения цинка 0,4 0,7 0,6 0,6 0,7

5. Связи норм статьи с иными предписаниями Водного кодекса РФ.

При толковании положений статьи 44 в литературе указывается, что в Водном кодексе РФ регулированию "использования водных объектов для целей сброса сточных или дренажных вод посвящены статья 1 (понятие "использование", "сточные воды", "дренажные воды", "водные объекты"), статья 5 (определяющая виды водных объектов), статья 11 (регулирующая представление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, а в пункте 2 ч. 2 указывающая сброс сточных и дренажных вод), статьи 13 и 22 (о содержании правовых документов), статья 37 (упоминающая среди иных целей водопользования сброс сточных или дренажных вод), 38 (о видах водопользования), статья 39 (регулирующая права и обязанности собственников водных объектов и водопользователей), статья 55 и другие статьи главы 6 об охране водных объектов. Так, в статье 65 Водного кодекса РФ содержится запрет использования сточных вод для удобрения почв в пределах водоохранных зон" <257>.

--------------------------------
<257> См.: Практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. С. 262.

6. Проблемные ситуации и трудности применения предписаний статьи. Поскольку в ней установлен ряд запретов, чаще всего сложности возникают при определении того, насколько нормы Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ, а также законов субъектов Федерации отражают цели, смысл этих запретов, и в какой степени посягательства на водные объекты в виде запрещенных сбросов сточных или дренажных вод охватываются признаками составов экологических преступлений либо правонарушений (см. об этом комментарий к ст. 68). Значительные трудности возникают и в связи с необходимостью использовать смежное законодательство об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, рыболовстве, санитарно-эпидемиологическое законодательство и др. Наконец, требуется устанавливать законность сбросов, осуществляемых в нарушение норм комментируемой статьи, по особым (исключительным) решениями уполномоченных органов.

7. Конкретизация положений статьи 44 в актах российского законодательства. Использование водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод, как уже отмечалось, регламентируется во многих источниках права. Среди них Федеральные законы:

а) "Об охране окружающей среды", в котором устанавливается, что для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду необходимо установление нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты <258>;

--------------------------------
<258> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

б) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии", в котором определено, что для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты <259>.

--------------------------------
<259> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

Использование водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод регламентируется также в Постановлениях Правительства РФ:

а) от 30.12.2006 N 844, которым утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. В Правилах оговаривается, какие документы необходимы для предоставления водного объекта для сброса сточных или дренажных вод <260>;

--------------------------------
<260> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 295.

б) от 10.03.2009 N 223 "О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод" <261>;

--------------------------------
<261> СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1318.

в) от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", в котором для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, запрещается сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски) <262>;

--------------------------------
<262> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5798.

г) от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" <263>, а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов.

--------------------------------
<263> СЗ РФ. 1996. N 2. Ст. 135.

8. Нарушения запретов. Основания и виды юридической ответственности в данном случае установлены административным, гражданским, уголовным законодательством Российской Федерации (см. комментарий к ст. ст. 68, 69). Незаконные сбросы представляют существенную опасность для водных биоресурсов, качества вод в водных объектах, здоровья людей, могут привести к возникновению очагов инфекционных заболеваний и т.п.

Имеется большое число инфекционных заболеваний, источником которых является главным образом загрязненная незаконными сбросами вода.

Например, в июле 2010 года в Нижегородской области причиной возникновения вспышечной инфекции с симптомами острого кишечного заболевания стало загрязнение одной из артезианских скважин, используемых для водоснабжения жилого микрорайона, стоками предприятия, находящегося в процедуре банкротства.

Другой комментарий к статье 44 ВК РФ

Часть 1 комментируемой статьи очерчивает круг актов, которыми регулируется использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Это ВК РФ и законодательство в области охраны окружающей среды, а именно Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Сразу оговоримся, что под дренажными водами понимаются воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты; а под сточными водами - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории. Очень важно, что сброс таких вод возможен только на основании решения уполномоченного органа.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Поскольку сброс сточных и дренажных вод - это весьма вредное воздействие на окружающую среду, существуют определенные нормативы, порядок утверждения которых установлен Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".

Части вторая и третья комментируемой статьи содержат указание на пять категорий водных объектов, в которые запрещается сброс сточных и (или) дренажных вод. Это водные объекты:

- содержащие природные лечебные ресурсы и водные объекты;

- отнесенные к особо охраняемым (имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и признанные особо охраняемыми, режим которых определяется в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях");

- водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- водные объекты, расположенные в границах первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

- водные объекты, расположенные в границах рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

Рыбоохранной зоной является территория, прилегающая к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения, на которой вводятся ограничения и устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 октября 2008 г. N 743 "Об утверждении правил установления рыбоохранных зон" ширина рыбоохранной зоны рек и ручьев устанавливается от их истока до устья и составляет для рек и ручьев протяженностью: до 10 километров - 50 метров, от 10 до 50 километров - 100 метров, от 50 километров и более - 200 метров. Точно так же в данном документе определены рыбоохранные зоны и для других категорий водных объектов.

При этом необходимо упомянуть, что сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие ВК РФ, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статья 6.4 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ).

4. Часть четвертая комментируемой статьи гласит, что сброс сточных и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Остались вопросы по ст 44 ВК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 44 ВК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.