Статья 46. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии

1. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии осуществляется с учетом интересов других водопользователей и с соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов.

2. Водопользователи, эксплуатирующие гидроэнергетические сооружения, обязаны обеспечить режим сработки и наполнения водохранилищ с учетом приоритета целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Комментарий к статье 46 Водного Кодекса РФ

1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья состоит из двух частей. В первой указаны условия использования водных объектов - учет интересов иных водопользователей и обязательность соблюдения требований водного законодательства. Во второй (более конкретно сформулированной) устанавливается обязанность водопользователей и вводится ограничение их деятельности - приоритет питьевого и хозяйственного бытового водоснабжения.

2. Цель, сфера действия и адресаты статьи.

Цель состоит в том, чтобы определить требования эксплуатации водных объектов для производства электрической энергии.

Сфера действия норм рассчитана на достаточно широкое применение: по данным Государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды в 2009 году", в России водные объекты достаточно интенсивно используются, в том числе в целях выработки тепловой и электрической энергии.

Адресаты предписаний, собственно говоря, указаны в тексте комментируемой статьи: это лица, использующие водные объекты в целях производства электроэнергии. Положения статьи 46 должны учитываться также должностными лицами, осуществляющими контроль и надзор в данной области, иными водопользователями, чьи интересы могут быть затронуты при ненадлежащем исполнении требований закона.

3. Основные понятия. Некоторые понятия - "водопользователи", "водный объект" - раскрываются в статье 1 и других нормах комментируемого Кодекса. Остальные термины, используемые в статье, означают следующее.

3.1. Водохранилище - см. комментарий к ст. 45.

3.2. Режим сработки водохранилищ - суточное, сезонное или многолетнее изменение уровней воды в водохранилищах, связанное с перераспределением стока и водопотреблением. Зоной сработки называется территория чаши водохранилища, освобождающаяся от воды в результате сработки рабочей емкости водохранилища в периоды наименьшего стока реки (обычно в периоды летней и зимней межени).

В соответствии с пунктом 3.2.3 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации режимы сработки водохранилища перед половодьем и его последующего наполнения должны обеспечивать:

- наполнение водохранилища в период половодья до нормального подпорного уровня;

- благоприятные условия для сброса через сооружения избытка воды, пропуска наносов, а также льда, если это предусмотрено проектом;

- необходимые согласованные условия для нормального судоходства, рыбного хозяйства, орошения и водоснабжения;

- наибольший энергетический (топливный, мощностной) эффект в энергосистеме при соблюдении ограничений, согласованных с неэнергетическими водопользователями;

- регулирование сбросных расходов с учетом требований безопасности и надежности работы гидротехнических сооружений и борьбы с наводнениями.

4. Источники права. Комментируемая статья содержит положения, адресованные к пользователям (собственникам) гидроэнергетических сооружений и связанные с эксплуатацией гидротехнических сооружений, устанавливающие общеобязательность соблюдения требований рационального использования и охраны водных объектов, содержащихся в различных нормативных правовых документах: Федеральных законах от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <277> и от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <278>; Постановлениях Правительства РФ от 13.08.1996 N 997 "Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи" <279>, от 27.02.1999 N 237 "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника" <280>, от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <281> и от 21.11.2005 N 690 "Об утверждении Положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования" <282>; Приказе Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации" <283>; Постановлении Госгортехнадзора России от 12.01.1998 N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России" <284>; и др.

--------------------------------
<277> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.
<278> СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.
<279> СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4290.
<280> http://pravo.levonevsky.org/bazaru09/postanovi/sbor27/text27097.htm
<281> СЗ РФ. 2004. N 2. Ст. 121.
<282> СЗ РФ. 2005. N 48. Ст. 5040.
<283> Российская газета. 2003. N 229.
<284> БНА федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 5.

Более подробно вопросы соблюдения требований рационального использования и охраны водных объектов, учет интересов различных водопользователей при использовании водных объектов для целей производства электрической энергии рассмотрены при комментировании части 2 статьи 62 комментируемого Кодекса.

5. Объект правового регулирования. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии осуществляется в форме преобразования механической энергии потока воды в электрическую энергию, которая производится с помощью комплекса сооружений и оборудования, именуемых гидроэлектрической станцией (гидроэлектростанция, ГЭС).

ГЭС состоит из последовательной цепи гидротехнических сооружений, обеспечивающих необходимую концентрацию потока воды и создание напора, и энергетического оборудования, преобразующего энергию движущейся под напором воды в механическую энергию вращения, которая, в свою очередь, преобразуется в электрическую энергию.

Напор ГЭС создается концентрацией падения реки на используемом участке плотиной либо деривацией (отведение части энергии потока воды посредством устройства искусственного водотока) либо плотиной и деривацией совместно. По схеме использования водных ресурсов и концентрации напоров ГЭС обычно подразделяют на русловые, приплотинные, деривационные с напорной и безнапорной деривацией, смешанные, гидроаккумулирующие и приливные.

В русловых и приплотинных ГЭС напор воды создается плотиной, перегораживающей реку и поднимающей уровень воды в верхнем бьефе с некоторым затоплением долины реки.

Низкая себестоимость вырабатываемой на ГЭС электроэнергии (против значительных удельных капиталовложений на 1 кВт установленной мощности и продолжительных сроков строительства) и возобновляемость водных ресурсов обусловливают их активное использование в данной сфере.

Эксплуатация гидроэнергетических сооружений зачастую сопряжена с оказанием воздействия на естественные условия существования водного объекта и населяющих его растительного и животного мира (изменения гидрогеологических и гидрохимических условий, физико-химических параметров, температурного режима водного объекта и др.).

Требования к охране водного объекта предъявляются данной статьей в контексте сохранения качественных и количественных физико-технических (объема и скорости перемещения, массы) и физико-химических параметров водных объектов для производства электрической энергии и направлены на предотвращение загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а в случае необходимости - на своевременную реализацию мер по ликвидации последствий указанных явлений.

При этом в рамках рассматриваемых правоотношений устанавливается обязательное соблюдение интересов водопользователей, использующих водные объекты:

- для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- в качестве водохранилищ, сброса сточных и (или) дренажных вод;

- для сплава леса;

- для рыболовства и охоты;

- для разведки и добычи полезных ископаемых;

- для обеспечения пожарной безопасности;

- для целей водного и воздушного транспорта;

- для лечебных, оздоровительных и рекреационных целей (в том числе в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации).

Эксплуатация гидроэнергетических сооружений связана с оказанием воздействия (изменения гидрогеологических условий, химических параметров, температурного режима водного объекта и др.) на естественные условия существования водного объекта и прилегающие территории. Это прежде всего сопряжено с необходимостью накопления и подачи требуемой массы воды в течение определенного промежутка времени на агрегаты, преобразующие механическую энергию воды в электрическую; обеспечения условий непрерывности прохождения заданного потока воды во времени; системного или аварийного сброса избыточной водной массы (в целях обеспечения безопасности жизни и имущества граждан) и др.

В большинстве случаев непрерывность поступления воды в агрегаты обеспечивается с накоплением ее в водохранилищах.

6. Юридическая ответственность. В случае нарушения прав водопользователей и причинения вреда имуществу пользователей и собственников водных объектов, при несоблюдении требований рационального использования и охраны водных объектов, возможно наступление гражданско-правовой ответственности (ст. ст. 12, 1064 - 1079 и др. ГК РФ), а при наличии в действиях виновного лица состава противоправного деяния, установленного УК или КоАП, предусмотрено наступление уголовной (ст. ст. 246, 250, 257, 358 УК РФ) или административной ответственности (ст. ст. 8.13, 8.14, 8.15, 9.2. КоАП РФ) - см. комментарий к ст. 68.

7. Иные требования. Наполнение и опорожнение водохранилищ, бассейнов, каналов и напорных водоводов, а также изменение уровней воды, должны производиться постепенно, со скоростями (установленными местными инструкциями), исключающими появление недопустимо больших давлений за облицовкой сооружения, оползание откосов, возникновение вакуума и ударных явлений в водоводах (п. 3.1.13 вышеназванных Правил).

Пропуск воды через водосбросные сооружения должен осуществляться в соответствии с местной инструкцией и не должен приводить к повреждению сооружений, а также к размыву дна за ними, который мог бы повлиять на устойчивость сооружений. При пропуске высоких половодий превышение нормального подпорного уровня (НПУ) верхних бьефов гидроузлов допускается только при полностью открытых затворах всех водосбросных и водопропускных отверстий и при обязательном использовании всех гидротурбин. При уменьшении притока воды отметка уровня водохранилища должна снижаться до НПУ в кратчайшие технически возможные сроки.

8. Охрана водных объектов при их гидроэнергетическом освоении.

Проектирование гидроэлектростанции должно вестись на основе предварительно разработанных схем комплексного использования водных ресурсов речного бассейна, включающих природоохранные мероприятия и схемы энергетического использования водотока. Все вопросы размещения хозяйственных отраслевых объектов и объемов их водопотребления должны быть взаимоувязаны и согласованны. При отсутствии таких схем по какому-либо водотоку недопустимо проектирование и строительство частных объектов, использование водных ресурсов и освоение водосбора его бассейна.

Чрезвычайно остро стоит вопрос о сохранности пойм и пойменных земель, являющихся, с одной стороны, исходной базой естественного и культурного кормопроизводства, а с другой - естественным биохимическим барьером реки, так называемым фильтром-очистителем. Поэтому при проектировании гидроузлов и водохранилищ (выборе отметки НПУ, зеркала водохранилища и установлении площади затопления) немаловажное значение придается сохранению пойменных земель, участков и старопахотных угодий. Решение этих вопросов достигается технико-экономическим обоснованием (ТЭО) выбора створа ГЭС, защитой пойменных земель путем обвалования и посредством специальных выпусков ГЭС и гидроузлов.

Водотоки могут быть сохранены при рациональном и экологически обоснованном освоении их водосборов, особенно с учетом развития новой инфраструктуры на базе создаваемых гидроузлов. Еще на стадии проектирования производственных, сельскохозяйственных, коммунально-бытовых предприятий и объектов на водосборах водохранилищ, прилегающих к ним участках и притоках необходимо провести модельные имитационно-оптимизационные расчеты для установления допустимого вклада этих объектов в загрязнение водотока и обоснования их основных экологически приемлемых параметров.

В заключении на основе вышеизложенной информации при создании энергоузлов для гидроэлектростанции необходимо решить следующие экологические вопросы:

1) собрать и проанализировать экологическую информацию, в том числе экстремальную с учетом экологической надежности, безопасности и риска;

2) провести комплексную количественную оценку экологических последствий, выделить из них приоритетные (наиболее существенные), а также первичные (например, затопление земель), определяющие ряд последствий второго уровня;

3) разработать ликвидационные (природоохранные) мероприятия как по природному комплексу в целом, так и по отельными экологическим объектам на стадии ТЭО и при принятии общих инженерных решений (выбор створа, компоновка гидроузла, отметка НПУ и т.д.). При фиксированных общих решениях на стадии технического проекта выбор природоохранных мероприятий частного характера может производиться на основе локальной их оптимизации;

4) обратить особое внимание на выполнение в строительной практике всех намеченных в проектной документации природоохранных мероприятий;

5) постоянный учет и нормирование потребления и расходования водных ресурсов в пределах водосбора.

Четкое выполнение природоохранных мероприятий, несомненно, будет продвигать развитие гидроэнергетики, что потребует соответствующей перестройки проектирования, в первую очередь пересмотра схем использования рек, выбора подпорных отметок гидроузлов, и, самое важное, определения установленной мощности гидроэлектростанции.

Другой комментарий к статье 46 ВК РФ

Любой вид использования водных объектов предполагает их бережное и рациональное использование. Охрана водных объектов предусмотрена, кроме ВК РФ, и другими нормативными правовыми актами, прежде всего природоохранным законодательством. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" устанавливает, что любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. А при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей.

В соответствии с частью первой комментируемой статьи использование водных объектов для целей производства электрической энергии осуществляется с учетом интересов других водопользователей и с соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов.

Использование водных объектов для целей производства электрической энергии предполагает строительство гидроэлектростанций, которые являются частью гидротехнических сооружений. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений является основой безопасности водных объектов и защитой интересов других водопользователей. В части второй комментируемой статьи законодатель использует термин "гидроэнергетические сооружения", однако ни в одном законодательном акте (впрочем, как и в подзаконных актах) не удалось обнаружить его дефиниций. На наш взгляд, данный термин является частью понятия "гидротехнические сооружения" и эти понятия соотносятся как общее и частное.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Сам Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Другим федеральным законом, которым регулируются отдельные виды отношений при использовании водных объектов для целей производства электрической энергии является Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Согласно пункту 4 статьи 21 вышеназванного Закона органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют согласование использования водных объектов, предоставленных в пользование для целей производства электрической энергии на гидроэлектростанциях, находящихся на территориях соответствующих субъектов РФ.

В целях охраны водных объектов при их эксплуатации для производства электрической энергии устанавливаются различные ограничения специально уполномоченными органами исполнительной власти. Так, например, Приказом Минприроды РФ от 26 декабря 2008 г. N 347 установлен перечень представляемых документов и материалов для использования водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии (например, в обязательном порядке предоставляются материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации).

Согласно части 2 комментируемой статьи водопользователи, эксплуатирующие гидроэнергетические сооружения, обязаны обеспечить режим сработки и наполнения водохранилищ с учетом приоритета целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Действительно, многие водохранилища такого порядка обеспечивают питьевой водой многие крупные населенные пункты. Однако первостепенной важностью должны являться и вопросы обеспечения режима сработки (выпуска воды) водохранилищ, так как от этого зависит и безопасность жителей близлежащих населенных пунктов. Режимы пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ устанавливает Федеральное агентство водных ресурсов (см. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 (ред. от 08.08.2009) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов".

Остались вопросы по ст 46 ВК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 46 ВК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.