Использование водных объектов для целей охоты осуществляется в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Комментарий к статье 51 Водного Кодекса РФ
1. Общий обзор статьи. Статья состоит из одной отсылочной нормы к водному законодательству и законодательству в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.
Целью в данном случае является регулирование такой важной отрасли хозяйства, как охота, упорядочение ее осуществления на водных объектах.
Сфера действия нормы охватывает поведение, ограничиваемое двумя признаками - водная охота и пространство, т.е. водными объектами.
Адресатами статьи являются не только лица, занятые добычей охотничьих ресурсов, но и должностные лица органов контроля и надзора за соблюдением водного и экологического законодательства.
3. Основные понятия. Кроме "сквозных" для всего комментируемого Кодекса понятий водных объектов (см. комментарий к ст. 1) и водного законодательства (см. комментарий к ст. 2) в статье используются такие термины, как "охота", "охотничье хозяйство", заимствованные из законодательства об охоте.
Охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые используются или могут быть использованы в целях охоты.
4. Правовое регулирование охоты. Охота и охотничья деятельность регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <331> и рядом подзаконных нормативных актов.
--------------------------------
<331> СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3735. См. также: Комментарий к Федеральному закону "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2011.
Участки водных объектов, их части и прилегающие территории, служащие местом обитания зверей и птиц, отнесенных к объектам охоты, могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства.
К объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, обитающим в непосредственной близости от водного объекта или на его акватории, относятся млекопитающие - бобры, выдра, енот-полоскун, ондатра, водяная полевка; водоплавающие птицы - гуси, казарки, утки, коростель, камышница, лысуха, чибис, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенник, кроншнеп, бекас, дупел, гаршнеп, вальдшнеп и др.
Для традиционных нужд коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к упомянутым объектам охоты также могут быть отнесены: гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые, кроме видов, подвидов и популяций, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Федерации.
4.1. Регулирование добычи охотничьих ресурсов, в том числе установление нормативов в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Порядок проведения охоты регулируется законодательством, целью которого является не допустить бесконтрольное уничтожение диких животных и обеспечить безопасность окружающих.
Современное законодательство различных стран преследует следующие цели: нормирование добычи полезной дичи в интересах ее сохранения, контроль за популяцией (истребление) хищных животных и птиц, соблюдение требований общественной безопасности и прав частных собственников, иногда также извлечение финансовой выгоды. Нормативы в области охоты устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации <332>.
--------------------------------
<332> См.: Приказ Минприроды РФ от 30.04.2010 N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях" // Российская газета. 2010. N 138. 25 июня.
4.2. Утверждение правил охоты. Следует отметить, что охота является одним из видов пользования животным миром и в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируется специальными правилами. Правила охоты являются основным документом, который определяет порядок проведения охоты, и каждый охотник обязан четко знать и выполнять установленные правилами требования. На территории России правила устанавливаются отдельно в каждом субъекте на основании Типовых правил охоты в Российской Федерации. В настоящее время действуют Правила "О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 18 <333> (далее - Правила). Данные Правила не распространяются на отношения, связанные с добыванием объектов животного мира, которые находятся на особо охраняемых природных территориях, а также добывание которых осуществляется в целях регулирования их численности, научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях.
--------------------------------
<333> В ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2009 N 171 // СЗ РФ. 2009. N 18. Ст. 509.
4.3. Выдача разрешения на охоту. Добывание объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты ведется с соблюдением Правил в охотничьих угодьях в соответствии с разрешением, выдаваемым:
- общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами - для охоты в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется этими общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, - для охоты в иных охотничьих угодьях.
4.4. Субъекты на добывание объектов животного мира:
а) граждане Российской Федерации, получившие охотничий билет в установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации порядке. Добывание объектов животного мира осуществляется в целях любительской и спортивной охоты до 1 июля 2011 г. гражданами Российской Федерации, имеющими членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями в установленном порядке, в том числе членские охотничьи билеты, выданные ранее в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.07.1993 N 728 "О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации";
б) иностранные граждане, получившие разрешение на добывание объектов животного мира в установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации порядке.
4.5. Добывание объектов животного мира. Добывание объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания не требует лицензии, производится на основании охотничьего билета с соблюдением норм, квот и лимитов добывания объектов животного мира, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в сроки добывания объектов животного мира, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 18 <334>.
--------------------------------
<334> СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 509.
4.6. Сроки охоты. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, по согласованию с МПР России вправе осуществить корректировку сроков добывания объектов животного мира в пределах 2 недель раньше или 2 недель позже установленных сроков с учетом изменения сроков миграции и воспроизводственных циклов животных в связи с изменением климатических условий в конкретном году.
Граждане, принадлежащие к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, к этническим общностям, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, и их объединения имеют право осуществлять добывание объектов животного мира на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности в течение календарного года.
5. Установление границ охотничьих угодий на водных объектах. Данная процедура осуществляется на основании Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.08.2010 N 306 "Об утверждении требований к описанию границ охотничьих угодий" <335>.
--------------------------------
<335> БНА федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 39.
Описание границ охотничьих угодий начинается с северо-западной точки. Затем последовательно описываются сначала северная, затем восточная, затем южная и последней - западная границы. Отрезки границ выбираются исходя из конфигурации территории на местности, но их общий вектор должен соответствовать указанной стороне света.
Северная граница описывается с запада на восток, восточная - с севера на юг, южная - с востока на запад, западная - с юга на север.
Описание конечной точки отрезка каждой границы должно соответствовать описанию начальной точки следующей границы и так слева направо от северо-западной точки до возвращения к ней. Описание границ охотничьих угодий без использования навигационных приборов возможно только по четко видимым на местности и долго сохраняющимся ориентирам: береговым линиям или фарватерам внутренних постоянных и внешних водоемов.
При описании границ охотничьих угодий, проходящих вдоль водотоков, указываются названия водотоков и ориентиры выхода границы охотничьего угодья на водоток (устье, исток, для судоходных рек - километр, согласно лоции), направление границы относительно течения водотока, берег (правый или левый), по которому проходит граница или линия разделения водотока (фарватер, среднее течение). При наличии на водотоках островов указывается, по какому берегу острова (правому или левому) проходит граница охотничьего угодья.
Если наименование ориентира имеет несколько вариантов названий в разных источниках (картах, планах), то при его упоминании в первый раз используется любое наименование, а все остальные наименования указываются в скобках. При последующих упоминаниях используется только то наименование, которое в первый раз было использовано как основное (перед скобками).
Не допускается при описании границ использовать формулировку: ".и далее по границе охотничьего угодья" или ".с охотничьего угодья". Смежные границы охотпользователей должны быть прописаны по единым ориентирам.
Все ориентиры, используемые при описании границ охотничьих угодий, должны быть указаны на схеме (карте), являющейся неотъемлемой частью описания.
6. Пользование участками водных объектов для нужд охотничьего хозяйства.
Для использования водных объектов в целях охоты и охотничьей деятельности не требуется заключение договора водопользования (см. комментарий к ст. 11).
Другой комментарий к статье 51 ВК РФ
В соответствии с частью первой комментируемой статьи водные объекты рыбохозяйственного значения используются для целей рыболовства в соответствии с законодательством о водных биологических ресурсах.
Следует особо подчеркнуть, что законодатель специально не использует формулировку "могут использоваться" или "может осуществляться", чтобы подчеркнуть, что пользование указанными водными объектами осуществляется только в соответствии с их целевым характером - для рыболовства.
В настоящее время законодательство о водных биологических ресурсах состоит из Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ (ред. От 03.12.2008) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве), иных федеральных законов и законов субъектов РФ. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов могут также регулироваться указами Президента РФ. Правительство РФ принимает постановления в пределах полномочий, определенных Законом о рыболовстве и указами Президента РФ.
Законодательством определено, что водные биологические ресурсы - это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
Рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных Законом о рыболовстве случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. Добыча (вылов) водных биоресурсов - изъятие водных биоресурсов из среды их обитания.
Водные объекты рыбохозяйственного значения используются в целях промышленного, любительского и спортивного рыболовства, в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, а также в научно-исследовательских и контрольных целях, в учебных и культурно-просветительских целях, для обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.
Любительское и спортивное рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях.
Необходимо отметить, что основные (общие) принципы водного законодательства, сформулированные в статье 3 ВК РФ, корреспондируют с принципами, содержащимися в статье 2 Закона о рыболовстве. Более того, в некоторых случаях они взаимно дополняют и уточняют друг друга.
Так, ВК законодательно закрепляет значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, что обеспечивается соответствующим регулированием водных отношений, которое осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.
Законом о рыболовстве закрепляется принцип учета значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы.
ВК содержит принцип приоритета охраны водных объектов перед их использованием, а также принцип сохранения особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами.
Данные принципы водного законодательства дополняются принципами Закона о рыболовстве, согласно которым устанавливается приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав.
Это означает, что использование водных объектов в целях рыболовства не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду, не должно наносить ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов, а в отношении особо ценных и ценных видов водных биоресурсов осуществление рыболовства в водных объектах рыбохозяйственного назначения может ограничиваться или запрещаться в порядке, установленном федеральными законами.
Федеральным агентством по рыболовству (далее - Росрыболовство) Приказом от 16 марта 2009 г. N 191 "Об утверждении перечня особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства" к особо ценным объектам отнесены: белуга, калуга, калуга зейско-буреинской популяции, осетр амурский, осетр персидский, осетр русский, осетр сибирский, севрюга.
Ценными видами (обитающими в водных объектах, регулируемых ВК) являются: белорыбица, кижуч, китайский окунь (ауха), кумжа (форель), кутум, лосось атлантический, лосось озерный, микижа (пресноводная жилая форма), муксун, нельма, нерка, омуль байкальский, сиг (пресноводная жилая форма), судак, сима, стерлядь, таймень, угорь речной, чавыча, чир.
На реализацию конституционного права граждан участвовать в управлении делами государства, а также нести конституционно-правовую обязанность по сохранению окружающей среды направлен принцип участия граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, их обязанностей по охране водных объектов, а также в решении вопросов рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Согласно этому граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране, а также на состояние водных биоресурсов.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством, а также обязаны учитывать интересы населения, для которого рыболовство является основой существования.
Конституционные гарантии прав коренных малочисленных народов реализуются в принципах пользования водными объектами рыбохозяйственного значения в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам, отнесенным к объектам рыболовства, для обеспечения жизнедеятельности, а также для осуществления традиционного природопользования.
Принцип регулирования водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей дополняется принципом установления дифференцированного правового режима водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, согласно которому при определении правового режима указанных водных биоресурсов должны учитываться их биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования и другие факторы.
Заложенный ВК принцип регулирования водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход) реализуется в статье 17 Закона о рыболовстве, согласно которой рыбохозяйственные бассейны включают в себя моря и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты рыбохозяйственного значения.
Частью 2 этой статьи устанавливаются следующие рыбохозяйственные бассейны:
1) Азово-Черноморский;
2) Байкальский;
3) Волжско-Каспийский;
4) Восточно-Сибирский;
5) Дальневосточный;
6) Западно-Сибирский;
7) Западный;
8) Северный.
Частью 3 к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.
Категории водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности добычи (вылова) водных биоресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (Росрыболовство).
Приказом Росрыболовства от 17 сентября 2009 г. N 818 "Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства" водные объекты рыбохозяйственного значения подразделяются на водные объекты рыбохозяйственного значения высшей, первой или второй категории.
Высшая категория устанавливается на основании данных государственного мониторинга водных биоресурсов для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, или являются местами их размножения, зимовки, массового нагула, путями миграций, искусственного воспроизводства.
Первая категория устанавливается на основании данных государственного мониторинга водных биоресурсов для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые используются для добычи (вылова) водных биоресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам, и являются местами их размножения, зимовки, массового нагула, искусственного воспроизводства, путями миграций.
Вторая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам.
Особенности добычи (вылова) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в водных объектах рыбохозяйственного значения высшей, первой или второй категорий устанавливаются правилами рыболовства для соответствующих рыбохозяйственных бассейнов.
Правовой режим водных объектов рыбохозяйственного значения устанавливается в зависимости от целей рыболовства. Это могут быть рыбопромысловые участки, рыбоохранные зоны, рыбохозяйственные заповедные зоны.
Согласно статье 18 Закона о рыболовстве в ее связи с водным законодательством рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части и формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства, товарного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства.
Рыбопромысловый участок может использоваться в одной или нескольких из указанных целей.
Использование земельных участков для целей рыболовства осуществляется в соответствии с водным законодательством и земельным законодательством.
Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном Росрыболовством.
Приказом Росрыболовства от 22 апреля 2009 г. N 338 "Об утверждении Порядка определения границ рыбопромысловых участков" установлена процедура определения границ рыбопромысловых участков.
Данный Порядок не распространяется на пруды и обводненные карьеры, в которых все рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения находятся в собственности граждан и юридических лиц.
Непосредственное определение границ рыбопромысловых участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ с учетом предложений научно-исследовательских организаций и (или) федеральных государственных учреждений - по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов (далее - бассейновые управления), находящихся в ведении Росрыболовства, территориальных управлений Росрыболовства, при участии территориальных органов других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и общественных объединений.
Для определения границ рыбопромыслового участка орган исполнительной власти субъекта РФ может создавать комиссию.
Границы рыбопромысловых участков устанавливаются по точкам, указанным в географических координатах. Количество таких точек не может быть меньше трех и зависит от формы площади рыбопромыслового участка.
По согласованию с Росрыболовством допускается описание границ речных рыбопромысловых участков не в географических координатах, а в расстояниях (в метрах) от устья к верховью реки с учетом географического рельефа местности.
Допускается определение границ рыбопромыслового участка, включающего в себя всю акваторию озера или водохранилища, в виде географического названия конкретного водного объекта.
По результатам определения границ рыбопромысловых участков подготавливаются следующие материалы:
географические карты и (или) схемы водных объектов с нанесенными границами рыбопромысловых участков;
список водных объектов рыбохозяйственного значения (или их частей) с указанием границ;
в случае необходимости - научные обоснования;
протокол Комиссии по определению границ рыбопромысловых участков.
Использование водных объектов для промышленного рыболовства осуществляется только на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка.
Согласно статье 33.3 Закона о рыболовстве по договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке.
В договоре о предоставлении рыбопромыслового участка указываются его стороны, предмет договора, срок его действия, вид рыболовства и иные условия.
Помимо случаев прекращения договора, определенных гражданским законодательством, Законом о рыболовстве предусмотрены иные случаи прекращения права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства. К ним относятся:
истечение срока действия права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства;
соглашение между лицом, которому предоставлены в пользование водные биоресурсы, отнесенные к объектам рыболовства, и уполномоченным органом государственной власти;
отказ лица, которому предоставлены в пользование водные биоресурсы, отнесенные к объектам рыболовства, от права на добычу (вылов) указанных водных биоресурсов;
ликвидация юридического лица или смерть гражданина, которым водные биоресурсы, отнесенные к объектам рыболовства, были предоставлены в пользование;
принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, например, в случаях если возникает необходимость использования водных объектов для государственных нужд, лицо, у которого имеется право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в течение календарного года два раза или более нарушило правила рыболовства, в результате чего был причинен крупный ущерб водным биоресурсам.
В целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов устанавливаются рыбоохранные зоны, на территориях которых вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со статьей 48 Закона о рыболовстве рыбоохранной зоной является территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения.
Порядок установления рыбоохранных зон, ограничения осуществления хозяйственной и иной деятельности и особенности введения таких ограничений в рыбоохранных зонах определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 6 октября 2008 г. N 743 "Об утверждении правил установления рыбоохранных зон" определяется порядок и ширина установления рыбоохранных зон.
Так, ширина рыбоохранной зоны рек и ручьев устанавливается от их истока до устья и составляет для рек и ручьев протяженностью:
до 10 километров - 50 метров;
от 10 до 50 километров - 100 метров;
от 50 километров и более - 200 метров.
Ширина рыбоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением водохранилища, расположенного на водотоке, или озера, расположенного внутри болота, устанавливается в размере 50 метров.
Ширина рыбоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине рыбоохранной зоны этого водотока.
Ширина рыбоохранных зон магистральных или межхозяйственных каналов совпадает по ширине с полосами отводов таких каналов.
Рыбоохранные зоны для рек, ручьев или их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
Ширина рыбоохранных зон рек, ручьев, озер, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нагула, зимовки, нереста и размножения водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 метров.
Ширина рыбоохранных зон прудов, обводненных карьеров, имеющих гидравлическую связь с реками, ручьями, озерами, водохранилищами и морями, составляет 50 метров.
Рыбоохранные зоны, их границы, а также непосредственный порядок установления границ рыбоохранных зон определяется Росрыболовством.
Приказом Росрыболовства от 15 декабря 2008 г. N 410 "Об утверждении порядка установления на местности границ рыбоохранных зон" определяется процедура установления на местности границ рыбоохранных зон посредством размещения специальных информационных знаков.
Водные объекты рыбохозяйственного значения или их участки, имеющие важное значение для сохранения водных биоресурсов ценных видов, могут быть объявлены рыбохозяйственными заповедными зонами.
Согласно статье 49 Закона о рыболовстве рыбохозяйственной заповедной зоной является водный объект или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития рыбоводства и рыболовства.
В рыбохозяйственных заповедных зонах хозяйственная и иная деятельность может быть запрещена полностью или частично либо постоянно или временно.
Порядок образования рыбохозяйственных заповедных зон, виды хозяйственной и иной деятельности, которые могут быть запрещены или ограничены в рыбохозяйственных заповедных зонах, определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 603 "Об утверждении правил образования рыбохозяйственных заповедных зон" определяется, что данные зоны могут устанавливаться во внутренних водах.
При этом на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и государственных природных заказников федерального значения такие зоны не устанавливаются.
Размер, границы и необходимость таких зон, а также особый режим хозяйственной и иной деятельности в них определяются с учетом ценности и состава водных биологических ресурсов, их рыбопромыслового значения, в том числе для обеспечения жизнедеятельности населения, а также с использованием результатов проведения государственного мониторинга водных биологических ресурсов и научных исследований, касающихся водных биологических ресурсов.
Критерий и порядок подготовки биологических обоснований устанавливаются Росрыболовством.
Приказом Росрыболовства от 21 июля 2009 г. N 638 "Об утверждении критериев и порядка подготовки биологических обоснований установления рыбохозяйственных заповедных зон" к таким критериям отнесены:
видовой состав водных биологических ресурсов, с учетом наличия особо ценных или ценных видов водных биологических ресурсов в пределах границ образовываемой рыбохозяйственной заповедной зоны;
наличие мест зимовки, размножения и искусственного воспроизводства особо ценных или ценных водных биологических ресурсов в пределах границ образования рыбохозяйственной заповедной зоны;
пути миграций особо ценных или ценных видов водных биологических ресурсов, с учетом сроков данных миграций;
районы нагула, с учетом сроков распределения массовых скоплений особо ценных или ценных видов водных биологических ресурсов;
рыбопромысловое значение водного объекта, с учетом данных об уловах водных биоресурсов особо ценных, ценных водных биологических ресурсов и других водных биологических ресурсов, в том числе для обеспечения жизнедеятельности населения.
Приказ Росрыболовства от 11 февраля 2010 г. N 86 "Об утверждении Порядка признания зон с особыми условиями использования территорий рыбоохранными зонами и рыбохозяйственными заповедными зонами" определяет процедуру признания зон с особыми условиями использования территорий.
Зоны с особыми условиями использования территорий признаются рыбохозяйственными заповедными зонами приказами Росрыболовства по согласованию с МПР, органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся такие зоны, а в случае расположения таких зон на приграничной территории - с ФСБ.
Платность использования водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, является принципом, согласно которому любое использование указанных водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Размер платы, объекты обложения платой установлены главой 25.1 части 2 НК РФ "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов".
Согласно статье 333.2 части 2 НК РФ объектами обложения признаются: объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемого в соответствии с законодательством РФ, в том числе объекты водных биологических ресурсов, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова.
Статьей 333.3 установлены ставки таких сборов исходя из ценности указанных ресурсов и бассейнов их добычи.
В то же время этой главой не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования.
Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков.
Согласно части 2 статьи 51 ВК РФ водные объекты или их части, являющиеся средой обитания объектов животного мира, отнесенные к охотничьим ресурсам, могут использоваться для целей охоты и ведения охотничьего хозяйства.
Водные объекты могут быть средой (ареалом) обитания теплокровных животных, которые используют для дыхания воздух. Эти животные являются ценными объектами хозяйственной деятельности человека, источниками сырья, могут удовлетворять его бытовые и иные потребности, а в некоторых случаях быть основой его устойчивого существования и развития.
Вместе с тем законодатель использует формулировку, что водные объекты "могут использоваться" для целей охоты и ведения охотничьего хозяйства. Исходя из смысла статьи основным критерием возможного использования водных объектов в указанных целях является факт обитания объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам.
Таким образом, несмотря на принцип целевого характера использования водных объектов, любой водный объект может использоваться для целей охоты и ведения охотничьего хозяйства, если такой деятельностью не нарушается установленный порядок пользования водными объектами и правовой режим его охраны.
Этим определяются большие возможности по осуществлению охоты на территории водных объектов в отличие от рыболовства, которое может быть реализовано только в акваториях водных объектов рыбохозяйственного значения с указанием пространственных границ такого пользования.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ (ред. 31.05.2010) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) охотничьими ресурсами являются объекты животного мира, которые в соответствии с Законом об охоте и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
Согласно статье 1 указанного Закона охота - это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Частью 1 статьи 11 Закона об охоте к охотничьим ресурсам на территории РФ относятся:
млекопитающие:
а) копытные животные - кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, туры, снежный баран, гибриды зубра с бизоном, домашним скотом;
б) медведи;
в) пушные животные - волк, шакал, лисица, корсак, песец, енотовидная собака, енот-полоскун, рысь, росомаха, барсук, куницы, соболь, харза, дикие кошки, ласка, горностай, солонгой, колонок, хори, норки, выдра, зайцы, дикий кролик, бобры, сурки, суслики, кроты, бурундуки, летяга, белки, хомяки, ондатра, водяная полевка;
г) птицы - гуси, казарки, утки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, перепела, кеклик, фазаны, улары, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, лысуха, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, вальдшнеп, саджа, голуби, горлицы.
В целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации частью 2 указанной статьи к охотничьим ресурсам также относятся гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые.
Частью 3 указанной статьи допускается возможность отнесения к охотничьим ресурсам млекопитающих и (или) птиц, не предусмотренных частями 1 и 2 указанной статьи, если это предусматривается законами субъектов РФ.
Вместе с тем запрещается добыча млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу РФ и (или) в красные книги субъектов РФ.
Согласно статье 1 Закона об охоте охотничье хозяйство - это сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
В отличие от охоты охотничье хозяйство может вестись только в пределах охотничьих угодий.
Согласно статье 1 охотничьи угодья - это территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Исходя из смысла статьи 1 Закона об охоте целями охоты и ведения охотничьего хозяйства могут быть:
сохранение охотничьих ресурсов - деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства;
добыча охотничьих ресурсов - отлов или отстрел охотничьих ресурсов;
оказание услуг в сфере охотничьего хозяйства - услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг.
Статьей 1 Закона об охоте различаются виды охоты, которая может быть промысловой, любительской и спортивной. Промысловая охота - это охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты. Любительская и спортивная охота - это охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях.
Согласно части 3 комментируемой статьи использование водных объектов для целей охоты и ведения охотничьего хозяйства осуществляется в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В настоящее время законодательство в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов состоит из Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ (ред. 31.05.2010) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", законами субъектов РФ, а в части порядка определения зон охраны охотничьих ресурсов - ЛК РФ.
Необходимо отметить, что законодатель исключил из сферы действия указанного закона отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе.
Правовое регулирование использования водных объектов для целей охоты и ведения охотничьего хозяйства основывается на принципах, содержащихся в ВК РФ, а также принципах, установленных в статье 2 Закона об охоте.
Частью 1 статьи Закона об охоте в качестве принципа устанавливается обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия.
ВК содержит принцип приоритета охраны водных объектов перед их использованием, а также принцип сохранения особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами.
Это положение дополняется принципами Закона об охоте, согласно которым устанавливается дифференцированный правовой режим охотничьих ресурсов с учетом их биологических особенностей, экономического значения, доступности для использования и других факторов, а также устанавливается порядок определения объема добычи охотничьих ресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов.
Это означает, что использование водных объектов в целях охоты и ведения охотничьего хозяйства не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду, не должно наносить ущерб окружающей среде и состоянию водных объектов, а в отношении животных, занесенных в Красную книгу РФ и (или) в красные книги субъектов РФ охота запрещается. Данный принцип получил свою реализацию в статье 24 Закона об охоте, согласно которой перечень охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ" утверждено Положение "О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ". В п. 5.2.51.2 данного Положения в компетенцию МПР РФ отнесено утверждение перечня видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи.
Непосредственно лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
Кроме указанных принципов, пользование водными объектами в целях охоты и ведения охотничьего хозяйства должно осуществляться на основе принципа участия граждан и общественных объединений в подготовке решений, касающихся охотничьих ресурсов и среды их обитания, в порядке и в формах, которые установлены законодательством РФ, а также с учетом интересов населения, для которого охота является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Статьей 37 Закона об охоте устанавливается порядок ведения Государственного охотхозяйственного реестра (далее - Охотхозяйственный реестр).
Охотхозяйственный реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации об охотничьих ресурсах, об их использовании и сохранении, об охотничьих угодьях, об охотниках, о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В Охотхозяйственном реестре содержится документированная информация:
1) о количественных, качественных и экономических характеристиках охотничьих ресурсов;
2) о видах, местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий;
3) о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а также об организациях, осуществляющих деятельность по закупке, производству и продаже продукции охоты;
4) об использовании и о сохранении охотничьих ресурсов;
5) об оказываемых услугах в сфере охотничьего хозяйства;
6) об охотниках:
а) фамилия, имя, отчество;
б) дата и место рождения;
в) номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с охотником;
г) данные основного документа, удостоверяющего личность;
д) наименование и организационно-правовая форма юридического лица, работником которого является охотник, а также номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с этим юридическим лицом;
е) фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, работником которого является охотник, а также номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с этим индивидуальным предпринимателем;
ж) дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер;
з) дата и основание аннулирования охотничьего билета;
7) иная документированная информация об осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии со статьей 51 Закона об охоте, а также ЛК РФ и другими федеральными законами создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается.
Платность пользования охотничьими ресурсами является принципом, согласно которому любое использование указанных ресурсов осуществляется за плату.
Размер платы, объекты обложения платой установлены главой 25.1 части 2 НК РФ "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов".
Согласно статье 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории РФ. Согласно статье 333.2 объектами обложения признаются объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу объектов животного мира, выдаваемого в соответствии с законодательством РФ. Частями 1 и 2 статьи 333.3 НК РФ установлены ставки таких сборов.