Статья 53. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности

1. Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.

2. Использование водных объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, для иных целей запрещается.

Комментарий к статье 53 Водного Кодекса РФ

1. Общий обзор статьи. Она содержит важные положения и состоит из двух частей. В первой из них устанавливаются безоговорочные условия использования водных объектов для обеспечения пожарной безопасности (по видам водных объектов - "любые", по количеству изъятой воды - "необходимое", по платности - "бесплатно", по правовому оформлению - "без какого-либо разрешения"). Хотя в статье не оговариваются условия времени (сроков) и субъектов, следует полагать, что забор воды для обеспечения пожарной безопасности может быть осуществлен любым лицом в любое время.

Во второй части сформулирован запрет использования водных объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, в иных целях. Тем самым установлен приоритет обеспечения пожарной безопасности по сравнению со всеми иными целями водопользования, в том числе по сравнению с обеспечением питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, поскольку степень опасности для жизнедеятельности людей в данном случае наиболее высока и требует незамедлительной ликвидации.

2. Цель, сфера действия и адресаты статьи.

Цели комментируемой статьи состоят в создании правового основания для использования водных объектов как необходимого источника воды при ликвидации и предупреждении пожаров, спасении людей и имущества.

Сфера действия. Предписания комментируемой статьи рассчитаны на их безоговорочное применение в случаях возникновения пожаров или создания угрозы их возникновения и распространения. Пожарная безопасность должна быть обеспечена всеми возможными способами, в том числе и наличием запасов воды для ликвидации источников возгорания, пожаров, снижения ущерба. Именно поэтому никто не вправе использовать водные объекты, предназначенные для обеспечения пожарной безопасности, в других - пусть даже очень важных - целях, а сам процесс использования с юридической точки зрения не ограничивается никакими условиями. Поэтому сфера действия предписаний статьи распространяется на поведение субъектов, участвующих в предупреждении и ликвидации пожаров.

Адресатами статьи являются все собственники и пользователи водных объектов, которые могут быть использованы для обеспечения пожарной безопасности, а также работники органов пожарного надзора и природоохранных органов.

3. Основные понятия. Это понятия "забор (изъятие)", "водные ресурсы" (см. комментарий к ст. 1), "пожарная безопасность".

Пожарная безопасность - состояние защищенности населения, объектов национальной экономики и иного назначения, а также окружающей природной среды от опасных факторов и воздействий пожаров.

4. Правовое регулирование обеспечения пожарной безопасности. Соответствующие требования устанавливаются в Законе Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-Ф3 "О пожарной безопасности" (с послед. изм. и доп.), а также в подзаконных актах (стандартах, правилах, инструкциях и пр.). Они обеспечивают состояние защищенности от пожаров, т.е. неконтролируемого горения, причиняющего (могущего причинить) вред жизни и здоровью людей, системам жизнеобеспечения, материальный ущерб имуществу, экологический вред и другие негативные последствия.

5. Юридическая ответственность. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 219), а также за уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем (ч. 1 ст. 261) или путем поджога (ч. 2 ст. 261) <363>.

--------------------------------
<363> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Э. Жалинского. М.: Городец, 2010. С. 675 - 676, 814 - 815.

Аналогичные нормы содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 8.32 "Нарушение правил пожарной безопасности в лесах", 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности") <364>.

--------------------------------
<364> См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под общей ред. Н.Г. Салищевой. 7-е издание. М.: Проспект, 2011.

6. Статистическая справка. Согласно официальной статистике МЧС России за 2010 год произошло 179 тыс. 98 пожаров, что на 4,5% меньше чем в прошлом году, при которых погибло 12 тыс. 983 человек (уменьшение по сравнению с прошлым годом составило 6,9%).

На пожарах получили травмы 13 тыс. 67 человек. Специализированными службами было спасено 84 тыс. 548 человек и материальных ценностей на сумму более 44,6 млрд. рублей. Снижение количества пожаров и погибших при них людей, по сравнению с прошлым годом, зарегистрировано на территориях всех федеральных округов <365>.

--------------------------------
<365> http://www.mchs.gov.ru/stats/detail.php?ID=213801

Другой комментарий к статье 53 ВК РФ

Комментируемой статьей устанавливается изъятие из принципа целевого использования водных объектов принципа платности пользования водными объектами. Это обусловлено высокой степенью значимости обеспечения режима пожарной безопасности.

Так, водные ресурсы водных объектов, расположенных на лесных территориях, могут использоваться для тушения лесных пожаров.

Пунктом 4 части 3 статьи 11 ВК определено, что не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае если водный объект используется для забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Непосредственный порядок и система обеспечения пожарной безопасности осуществляется на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (в ред. 25.11.2009) "О пожарной безопасности", а также Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о пожарной безопасности).

Технический регламент о пожарной безопасности предусматривает случаи, когда возможно использование природных или искусственных водоемов в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения. Так, статьей 68 Технического регламента о пожарной безопасности устанавливается, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. Частью 2 данной статьи к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 99 Технического регламента о пожарной безопасности определены требования к источникам противопожарного водоснабжения производственного объекта. Так, в части 1 этой статьи устанавливается, что производственные объекты должны обеспечиваться наружным противопожарным водоснабжением (противопожарным водопроводом, природными или искусственными водоемами). Частью 2 предусмотрено, что запас воды для целей пожаротушения в искусственных водоемах должен определяться исходя из расчетных расходов воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожаров.

В приложениях к Техническому регламенту о пожарной безопасности устанавливаются нормативы расчета расходов воды на пожаротушение.

Согласно части 2 комментируемой статьи вводится законодательный запрет на использование водных объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, для иных целей.

Остались вопросы по ст 53 ВК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 53 ВК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.