Статья 7. Участники водных отношений

1. Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Комментарий к статье 7 Водного Кодекса РФ

1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень участников водных отношений. Часть 1 данной статьи признает участниками водных отношений Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица. В части 2 указаны те органы, которые выступают представителями участников водных отношений.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель заключается в установлении круга участников водных отношений. Их перечень закрытый.

Сфера действия предписаний охватывает деятельность всех указанных участников, а их адресатами являются субъекты права, перечисленные в статье 7.

3. Основные понятия. Помимо понятия "водные отношения" (см. комментарий к ст. 4) в статье использованы ряд терминов конституционного и общеправового характера, обозначающих субъектов права, являющихся участниками водных отношений.

4. Российская Федерация и ее субъекты как участники водных отношений реализуют себя в процессе осуществления государственной власти. Государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) РФ, Правительство РФ, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. ст. 10, 11 Конституции РФ).

Согласно статье 1 Конституции РФ наше государство представляет собой федеративное государство, состоящее из субъектов РФ (ст. 65 Конституции РФ). Все субъекты Российской Федерации подразделяются на следующие виды: область, республика, край, автономная область, автономный округ и город федерального значения. Все указанные субъекты Российской Федерации могут быть участниками водных отношений; при этом от их имени выступают соответствующие органы власти. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Согласно Федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под муниципальным образованием понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная указанным Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 130 Конституции РФ). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132 Конституции РФ).

5. Физические и юридические лица. К участникам водных отношений Водный кодекс РФ относит и физических лиц. Как участники водных отношений, физические лица обладают многими правами. При достижении полной дееспособности они могут иметь в собственности пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу (ст. 8), приобретать право пользования поверхностными и подземными водными объектами (ст. 9). Все физические лица вправе осуществлять общее водопользование.

Юридические лица также являются участниками водных отношений. Гражданский кодекс РФ дает определение понятия "юридическое лицо". Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК РФ).

В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Кроме того, все юридические лица также делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческой организацией признается юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ).

Юридические лица могут иметь в собственности пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего им на праве собственности (ст. 8), осуществлять права специального водопользования (ст. 9).

6. Российская Федерация как участник водных отношений. Она выступает в указанных отношениях посредством федеральных органов государственной исполнительной власти и их территориальных подразделений. Так, при реализации интересов Российской Федерации как собственника земли от имени Российской Федерации участвует Правительство РФ на основании Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" либо специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, например, Федеральное агентство водных ресурсов на основании Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2004 N 282 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401).

7. Местное самоуправление. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130).

Муниципальное образование участвует в водных отношениях посредством своих органов, структура которых определяется населением муниципального образования самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ) и закрепляется в уставе муниципального образования. Согласно пункту 2 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию, находятся, соответственно, в собственности муниципального образования, если иное не установлено федеральными законами.

Все органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, участвующие соответственно от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях, осуществляют деятельность в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Другой комментарий к статье 7 ВК РФ

В комментируемой статье определен субъектный состав водных правоотношений - Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования, юридические и физические лица. Все они могут участвовать в водных отношениях в разных качествах - как собственники водных объектов, водопользователи, регуляторы водных отношений, то есть субъекты, формирующие водное законодательство, исполняющие его предписания и контролирующие процесс исполнения водного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Физические и юридические лица выступают в водных отношениях как водопользователи - лица, которым предоставлено право пользования водным объектом (п. 8 ст. 1 ВК РФ). При этом водопользователями могут быть как российские, так и иностранные лица (применительно к физическим лицам - граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства). Они становятся субъектами водных правоотношений с момента возникновения у них конкретных прав на водные объекты.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут выступать в водных отношениях:

во-первых, как регуляторы водных правоотношений в отношении водных объектов, находящихся под их юрисдикцией на их территории;

во-вторых, как собственники водных объектов, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении.

В первом случае публично-территориальные (государственные и муниципальные) образования вступают в отношения, имеющие властный характер и отличающиеся неравенством участвующих в них сторон. Во втором случае они становятся участниками правоотношений, предполагающих юридическое равенство участвующих сторон.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно федеральные и региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Последние участвуют в водных отношениях в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами, в первую очередь - Водным кодексом РФ (ст. ст. 24, 25, 26 и др.).

Федеральными регуляторами являются: Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), осуществляющее законодательное регулирование водных отношений, а также органы исполнительной власти, наделенные регулятивными полномочиями в сфере водных отношений. В первую очередь это Правительство РФ, Министерство природных ресурсов и экологии (Минприроды России). В водных отношениях могут участвовать и другие федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Минприроды России - Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

В водных отношениях могут участвовать и другие федеральные органы исполнительной власти - Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России), Министерство транспорта РФ (Минтранс России), находящееся в его ведении Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) и др.

Региональные регуляторы - это представительные и законодательные органы власти субъектов Российской Федерации, а также региональные органы исполнительной власти общей компетенции (высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), правительство субъекта Российской Федерации) и исполнительные органы специальной компетенции - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции в области использования и охраны водных объектов в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (например, Министерство природных ресурсов Калужской области, Комприроды Нижегородской области, Министерство природных ресурсов и экологии Забайкальского края, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области и др.).

Органы местного самоуправления в своей деятельности реализуют полномочия муниципальных образований в сфере водных отношений (полномочия собственника водного объекта, полномочия в отношении водных объектов общего пользования и др.), предусмотренные статьей 27 Водного кодекса РФ.

Остались вопросы по ст 7 ВК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 7 ВК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.