Статья 12. Договор водопользования

1. По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Комментарий к статье 12 Водного Кодекса РФ

1. Общий обзор статьи. Она посвящена общим правилам заключения договоров водопользования и предмету таких договоров. Статья содержит отсылочную норму к Гражданскому кодексу РФ и его положениям об аренде. Однако законодатель устанавливает эту норму с оговоркой: положения Водного кодекса РФ как специального акта более приоритетны.

2. Цели и сфера применения и адресаты статьи. Статья направлена на то, чтобы установить единые общие правила заключения договоров водопользования, применимость норм Гражданского кодекса РФ об аренде к договорам водопользования, обязательность регистрации договоров водопользования в государственном водном реестре, условия признания договора водопользования заключенным.

Адресатами применения данной нормы являются органы власти, реализующие правомочия государства как собственника водных объектов, и физические или юридические лица, желающие заключить договор водопользования.

3. Основные понятия.

3.1. Договор водопользования. Согласно части 1 комментируемой статьи - это передача водного объекта в пользование за плату. Тем самым исключается предоставление водного объекта в пользование на основании договора водопользования на безвозмездной основе, что приравнивает этот вид договора к договору аренды. Соответственно, часть 2 комментируемой статьи является отсылочной к нормам Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель - орган исполнительной государственной или муниципальной власти) обязуется предоставить арендатору (нанимателю-водопользователю) имущество (водный объект) за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Если арендодатель не предоставил арендатору сданное внаем имущество в указанный в договоре аренды срок, а в случае, когда в договоре такой срок не указан, - в разумный срок, арендатор вправе истребовать от него это имущество в соответствии со статьей 398 ГК РФ и потребовать возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо потребовать расторжения договора и возмещения убытков, причиненных его неисполнением.

В соответствии со статьей 612 ГК РФ арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения уменьшения арендной платы, либо возмещения.

При заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество (сервитуте, праве залога и т.п.). Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков.

3.2. Платность. Водные объекты предоставляются для различного вида пользования ими на основании договора водопользования только за плату, соответственно, применяются нормы Гражданского кодекса РФ к правилам внесения и установления этой платы. Водопользователь обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения указанной платы определяются договором водопользования. Согласно статье 614 ГК РФ в случае, когда договором не определены порядок, условия и сроки внесения указанной платы, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Однако статья 13 ВК РФ указывает порядок, условия и сроки внесения платы за пользование водным объектом среди существенных условий договора водопользования. Это означает, что при отсутствии таковых в договоре последний будет считаться недействительным. Арендная плата устанавливается в виде:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

3) предоставления арендатором определенных услуг;

4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. Однако несмотря на то, что статья 20 ВК РФ не запрещает различные виды платы, речь в ней идет преимущественно о денежном выражении. При этом устанавливается, что ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы определяются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления (см. комментарий к ст. 20).

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Однако законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Учитывая, что такие сроки пересмотра могут быть введены только законом, а в комментируемом Кодексе их нет, то это общее правило будет действовать и в отношении водных объектов, по крайней мере до внесения каких-либо изменений в законодательство.

Статья 614 ГК РФ устанавливает, что в случае, если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились, а также в случае существенного нарушения арендатором сроков внесения арендной платы арендодатель вправе потребовать от него досрочного внесения арендной платы в установленный арендодателем срок, если иное не предусмотрено договором аренды. При этом арендодатель не вправе требовать досрочного внесения арендной платы более чем за два срока подряд.

4. История нормы. Действовавший до недавнего времени Водный кодекс РФ 1995 г. рассматривал договор пользования водным объектом как один из способов приобретения прав на водопользование. Положения комментируемой статьи во многом дублируют нормы статьи 54 ВК РФ 1995 г. Однако есть и некоторые отличия. Например, ранее субъектом договора водопользования помимо потенциального водопользователя признавался исключительно орган исполнительной власти субъекта Федерации. В ныне действующем Кодексе эту роль может выполнять также и федеральный орган власти, а в случае если водный объект находится в собственности Российской Федерации, - и муниципальный орган власти (соответственно, если водный объект принадлежит муниципальному образованию) (о полномочиях органов власти см. комментарий к ст. ст. 24 - 27). Статья 54 ВК РФ 1995 г. также устанавливала предмет договора водопользования и тоже отсылала к нормам гражданского права об аренде.

5. Связь норм статьи с иными предписаниями. Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем), однако Водный кодекс РФ не предусматривает института, дублирующего договор субаренды.

Положения статьи 615 ГК РФ, согласно которым арендатор может передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), соответствуют статье 19 ВК РФ. Поэтому водопользователь с согласия соответствующего исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу (см. комментарий к ст. 19). Однако право предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив (ст. 615 ГК РФ) отсутствует в отношении водопользователей.

Прекращение договора. Согласно статье 615 ГК РФ, если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков, что соответствует положениям статьи 10 ВК РФ, устанавливающей одним из оснований принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда нецелевое использование водного объекта.

Предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным Водным кодексом РФ, должно предшествовать вынесение предупреждения соответствующим исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по форме, установленной Правительством Российской Федерации.

При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан:

- прекратить в установленный срок использование водного объекта;

- обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта (см. комментарий к ст. 10).

В соответствии со статьей 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом, когда арендатор:

1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

2) существенно ухудшает имущество;

3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре - в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

Водный кодекс РФ в статье 10 устанавливает исчерпывающий перечень оснований принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда, а именно:

1) нецелевое использование водного объекта;

2) использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;

3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки (см. комментарий к ст. 10).

Статья 41 ВК РФ предусматривает возможность приостановления или ограничения водопользования в случае:

1) угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека;

2) возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных, ситуаций природного или техногенного характера;

3) причинения вреда окружающей среде;

4) в иных предусмотренных федеральными законами случаях (см. комментарий к этой статье).

На основании этого можно сделать вывод, что применение норм Гражданского кодекса РФ должно осуществляться исходя из того, насколько применимы его положения к водопользованию. Договор водопользования не может быть принудительно прекращен по основаниям просрочки платы за пользование водным объектом, поскольку п. 2 ст. 18, предусматривающий правовые последствия несвоевременного внесения арендной платы по договору водопользования, не содержит указания на возможность одностороннего прекращения договора.

На основании правила, по которому арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок, можно сделать вывод, что порядок расторжения договора водопользования будет аналогичным.

Водный кодекс РФ не содержит указаний на то, по каким основаниям водопользователь может требовать расторжения договора водопользования досрочно, однако согласно статье 620 ГК РФ по требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда:

1) арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;

2) переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;

3) арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре - в разумные сроки;

4) имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования.

За исключением пункта 3 все эти основания могут быть применимы в случае пользования водным объектом. Кроме того, учитывая, что Гражданский кодекс РФ допускает установление договором аренды и других оснований досрочного расторжения договора по требованию арендатора в соответствии с пунктом 2 ст. 450 ГК РФ, порядок досрочного расторжения договора водопользования по инициативе водопользователя будет регулироваться самим договором водопользования в каждом конкретном случае.

Права и обязанности собственников и водопользователей. В соответствии со статьей 616 ГК РФ, устанавливающей обязанности сторон по содержанию арендованного имущества, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды, а арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Статья 39 ВК РФ содержит перечень прав и обязанностей собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов (см. комментарий к ст. 39).

Учитывая неразрывную связь права собственности на водный объект с правом собственности на земельный участок в соответствии со статьей 8 ВК РФ, трудно представить себе, что положения статьи 617 ГК РФ будут иметь большое применение в случае с водным законодательством, однако разграничение государственной собственности на земельные участки еще не закончено, поэтому переход права собственности на земельный участок, на котором расположен водный объект, не будет являться основанием для изменения или расторжения договора водопользования. Соответственно, в случае смерти гражданина, пользующегося водным объектом на основании договора водопользования, его права и обязанности по договору водопользования переходят к наследнику.

Арендодатель, а в случае с водным объектом уполномоченный орган исполнительной государственной или муниципальной власти, не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами водопользователя (ст. 617 ГК РФ).

Преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок, установленное статьей 621 ГК РФ, содержится в статье 15 ВК РФ (см. комментарий к ст. 15), фактически дублирующей положения Гражданского кодекса РФ.

За исключением положений об автоматическом возобновлений договора водопользования на тех же условиях в случае, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, Водный кодекс РФ не предусматривает такой возможности.

Положения Гражданского кодекса РФ о несвоевременном возврате арендованного имущества (в данном случае пользование водным объектом после прекращения срока действия договора) или о его возврате в ненадлежащем состоянии (нанесение вреда окружающей среде в виде водного объекта) в случае с пользованием водным объектом регулируются статьями 8.13, 8.14 КоАП РФ.

Случаи, когда водопользователь будет производить какие-либо действия, последствием которых могут стать отделимые или неотделимые от водоема объекты, вероятно, будут регулироваться отдельными нормами гражданского и административного законодательства - положениями о собственности, о возмещении ущерба, о нарушении водного законодательства и т.п. Статья 623 ГК РФ, регулирующая правила произведения арендатором неотделимых улучшений арендованного объекта, если и будет применяться на практике, то, скорее всего, по аналогии.

Выкуп водного объекта. Положения статьи 624 ГК РФ, допускающей выкуп арендованного имущества, теоретически не запрещены Водным кодексом РФ, однако, учитывая, что судьба права собственности на водный объект тесно связана с судьбой земельного участка, а одной из сторон договора водопользования обязательно должен быть орган власти или местного самоуправления, на практике применение данных норм к договору водопользования будет довольно ограничено. Вероятно, речь может идти о небольших водных объектах, используемых, например, для полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства и т.п., когда водопользователь желает и имеет право приобрести земельный участок, на котором находится указанный и используемый водный объект.

Регистрация договора водопользования. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязательность регистрации договора водопользования в государственном водном реестре для признания его заключенным.

О порядке регистрации и содержании Государственного водного реестра см. комментарий к статье 31.

6. Проблемные ситуации и трудности применения. Наибольшее практическое значение имеет решение вопроса о правовых последствиях нарушения установленного договорного порядка возникновения права водопользования.

Так, общество с ограниченной ответственностью "Приморский торговый порт" обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 30.09.2008 N 114-11 в части доначисления 1733400 руб. налога на добавленную стоимость.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом правильности исчисления и уплаты налогов за 2005 - 2007 годы. В ходе проверки налоговый орган установил, что во втором квартале 2006 года общество на основании договора аренды недвижимого имущества от 06.04.2006 N 17-П/06, заключенного с ООО "ТрансФлот", арендовало нефтеналивные причалы N 3 и N 4, а также причал портфлота и берегоукрепление. При этом лицензия на использование водного объекта во втором квартале 2006 года заявителем не была получена.

Инспекция считает, что общество, осуществляя с апреля 2006 года водопользование без лицензии, на основании статьи 333.8 НК РФ являлось плательщиком водного налога во втором квартале 2006 года. При отсутствии у налогоплательщика проектной и сметной документации и лицензии, налоговый орган рассчитал площадь акватории исходя из договора аренды недвижимого имущества и оборудования, заключенного с ООО "ТрансФлот" от 06.04.2006.

Как правомерно посчитали суды, Инспекция не доказала размер доначисленного обществу водного налога. Статьей 333.8 НК РФ к налогоплательщикам водного налога отнесены организации и физические лица, осуществляющие водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговый кодекс РФ не содержит определения понятий "водопользование", "водопользователь". Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ понятия, приведенные в статье 1 Водного кодекса РФ, подлежат применению и для целей налогообложения.

Так, пунктом 8 статьи 1 Водного кодекса РФ под водопользователем понимается физическое или юридическое лицо, которому предоставлено право пользования водными объектами. Под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц (пункт 14 статьи 1 Водного кодекса РФ). Налоговая база определяется в зависимости от вида водопользования.

Инспекция произвела расчет водного налога не по материалам соответствующей технической и проектной документации, а на основании сведений, указанных обществом в заявлении о выдаче лицензии на водопользование (которая была получена заявителем только 27.06.2008).

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что фактическое использование водных объектов без соответствующей лицензии и заключенного договора на водопользование, а также при отсутствии технической и проектной документации не является основанием для начисления и уплаты водного налога. Поэтому суды сделали обоснованный вывод, что налоговым органом не доказана правомерность доначисления водного налога по размеру, не представлены доказательства использования обществом зоны акватории площадью 27,54 кв. км вне зоны причалов.

Следовательно, суды правомерно признали недействительным решение налогового органа о доначислении обществу 232988 руб. водного налога как недоказанное по размеру доначисленного налога <87>.

--------------------------------
<87> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.08.2009 по делу N А56-39585/2008.

Другой комментарий к статье 12 ВК РФ

В части 1 комментируемой статьи предусматривается предмет договора водопользования: исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить водопользователю водный объект или его часть на возмездной основе.

По договору водопользования, в силу ч. 1 ст. 11 ВК РФ, могут предоставляться только водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности. В ч. ч. 1 и 2 ст. 8 ВК РФ установлено, что водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу. Пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ и муниципальному образованию, находятся соответственно в собственности данных публично-правовых образований.

Важно, что в силу ВК РФ и Постановления Правительства РФ N 253 утверждено Положение о ведении Государственного водного реестра (далее - реестр). Реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований. В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации. Сведения, содержащиеся в реестре, относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа. Следует отметить Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" <162> (далее - Постановление Правительства РФ N 253).

--------------------------------
<162> СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2357.

На основании договоров водные объекты могут предоставляться в пользование только для строго определенных в ч. 1 ст. 11 ВК РФ целей:

- для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

- для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

- для использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии (см. комментарий к ч. 1 ст. 11 ВК РФ).

Сторонами договора водопользования являются: исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, действующий от имени соответствующего публично-правового образования, с одной стороны, и физическое или юридическое лицо (водопользователь), с другой.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ N 165, подготовку и заключение договора водопользования осуществляют:

а) Росводресурсы и территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых согласно ст. 26 ВК РФ утверждается Правительством РФ <163>, а также морей или их отдельных частей;

--------------------------------
<163> См.: распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2054-р "Об утверждении Перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 335.

б) органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ, за исключением находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых, согласно ст. 26 ВК РФ, утверждается Правительством РФ, морей или их отдельных частей;

в) органы местного самоуправления - в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.

По договору водопользования передаются водные объекты или их части. Согласно ст. 1 ВК РФ, водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. При этом водный режим определяется как изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

Договор водопользования является возмездным.

В Постановлении Правительства РФ N 876 установлены ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Переход права владения водным объектом подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы <164>, действующие в соответствующих регистрационных округах. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на водный объект может быть оспорено только в судебном порядке.

--------------------------------
<164> См.: Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6366.

Важно, что в силу ВК РФ и Постановления Правительства РФ N 253 <165> утверждено Положение о ведении государственного водного реестра (далее - реестр). В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации. Ведение государственного водного реестра осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 253.

--------------------------------
<165> Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" // СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2357.

Сведения, содержащиеся в реестре, относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа. В связи с этим важно учесть, что договор водопользования признается заключенным только с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Согласно части 2 комментируемой статьи, положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, могут применяться к договору водопользования в части, не противоречащей ВК РФ и существу договора водопользования. Данное положение имеет следующие правовые аспекты, которые необходимо рассматривать в совокупности:

- по общему правилу положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, подлежат применению к договору водопользования при условии, что они не противоречат ВК РФ;

- в отдельных статьях ВК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ГК РФ в этой части, урегулированной ВК РФ;

- обязательным условием применения норм ГК РФ к договору водопользования является отсутствие противоречия с существом договора водопользования.

Существо договора водопользования предопределено прежде всего положениями ВК РФ, свидетельствующими о значительной публичной составляющей, и направленностью законодательства на обеспечение приоритетности охраны водных объектов перед их использованием.

При применении ГК РФ к договору водопользования необходимо руководствоваться ст. ст. 606 - 625 (гл. 34 ГК РФ), которые устанавливают правовые основы договора аренды как наиболее близкого по своей конструкции соглашения к договору водопользования. В гл. 34 ГК РФ определены понятие, форма и существенные условия договора, права и обязанности сторон, ответственность сторон, правила изменения и расторжения договора.

В части 3 комментируемой статьи определен момент заключения договора водопользования.

Постановлением Правительства РФ N 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра (далее - реестр). Реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах.

В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. При этом необходимо руководствоваться положениями Приказа МПР РФ от 22 августа 2007 г. N 216 "Об утверждении Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования" <166> (далее - Приказ МПР N 216).

--------------------------------
<166> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 8 октября. N 41.

Ведение реестра осуществляется Росводресурсами в соответствии с водным законодательством и законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации. Сведения, содержащиеся в реестре, относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.

Важно, что в силу ст. 164 и п. 1 ст. 165 ГК РФ несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной. В связи с этим условием действительности договора водопользования является его регистрация в государственном водном реестре.

Остались вопросы по ст 12 ВК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 12 ВК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.