Статья 13. Содержание договора водопользования

1. Договор водопользования должен содержать:
1) сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 244-ФЗ.

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего Кодекса;
3) срок действия договора водопользования;
4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;
5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;
6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

2. Договор водопользования наряду с условиями, указанными в части 1 настоящей статьи, может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.

3. К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Комментарий к статье 13 Водного Кодекса РФ

1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья содержит перечень условий и приложений, которые должен обязательно содержать договор водопользования, т.е. существенных условий договора водопользования. В ней не указывается прямо на то, что в случае отсутствия одного из перечисленных пунктов договор водопользования будет недействительным, однако это следует из логики статьи.

2. Цели, сфера применения статьи и адресаты статьи. Статья призвана облегчить законность и единообразие практики применения нового водного законодательства. Установление обязательных условий договора водопользования на уровне федерального закона должно минимизировать возможные трудности и нарушения, возникающие на практике при заключении договоров водопользования. Адресатами статьи являются стороны договора водопользования: исполнительный орган власти и лицо, заинтересованное в использовании водного объекта.

3. История нормы. Статья 57 ВК РФ 1995 г. содержала перечень обязательных (существенных) условий договора пользования водным объектом. К ним относились условия, предусмотренные в лицензии на водопользование, определяющие порядок продления либо досрочного прекращения права пользования водным объектом, устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водным объектом, определяющие ответственность сторон за неисполнение требований заключенного договора. В Водном кодексе РСФСР не предусматривалось водопользование на основании договора. Право пользования водным объектом предоставлялось исключительно на основании разрешения, выданного уполномоченным органом, или постановления органа исполнительной власти.

4. Основные понятия. Действующий Кодекс содержит исчерпывающий перечень так называемых существенных условий договора водопользования. В некоторой части они дублируют ранее действовавшее законодательство, однако в основном сильно отличаются. Помимо обязательных условий договора водопользования законодатель допускает включение в договор пользования водным объектом дополнительных условий по соглашению сторон.

5. Связь норм статьи с иными предписаниями. В договоре аренды (водопользования) должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Этому вопросу посвящена статья 13 ВК РФ (см. комментарий к ст. 13).

Поскольку на основании статьи 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, то в данном случае на правах собственника выступают государственные или муниципальные органы исполнительной власти, действующие на основании своих полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 ВК РФ (см. комментарий к указанным статьям). В соответствии с той же статьей арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду, однако Водный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень лиц - субъектов, обладающих правомочиями предоставить право водопользования, поэтому данная норма не применима в случае заключения договора водопользования.

Статья 609 ГК РФ ("Форма и государственная регистрация договора аренды") устанавливает правила регистрации договоров аренды, однако, в отличие от Гражданского кодекса РФ, положения комментируемой статьи устанавливают обязательность регистрации договора водопользования в государственном водном реестре в любом случае.

Договор аренды (водопользования) заключается на срок, определенный договором. Однако если Гражданский кодекс РФ допускает заключение договора аренды на неопределенный срок, то водное законодательство устанавливает предельный срок - 20 лет (см. комментарий к ст. 14). Фактически здесь используется норма статьи 610 ГК РФ, согласно которой законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Согласно статье 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, т.е. водный объект, предоставляемый для определенного вида водопользования, должен соответствовать необходимым требованиям (например, нельзя предоставлять водный объект для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, если он содержит природные лечебные ресурсы или (и) отнесен к особо охраняемым водным объектам или расположен в границах рыбоохранной зоны и т.п.) (подробнее см. комментарий к ст. 44).

Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором. Если такие принадлежности и документы переданы не были, однако без них арендатор не может пользоваться имуществом в соответствии с его назначением либо в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, он может потребовать предоставления ему арендодателем таких принадлежностей и документов или расторжения договора, а также возмещения убытков (ст. 611 ГК РФ).

Нормы Гражданского кодекса РФ восполняются в статье 13 ВК РФ, которая указывает на то, что к договору водопользования должны прилагаться материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним (см. комментарий к ст. 13).

6. Проблемные ситуации и трудности применения.

Наиболее распространенной категорией споров, возникающих в связи с применением данной нормы, являются споры о разграничении предмета договора аренды земельного участка и договора водопользования.

Пример.

Закрытое акционерное общество "Балтийский технический флот" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу о назначении административного наказания по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 10000 руб. штрафа.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения от 14.11.2008 N 66 должностные лица Департамента провели в период с 11.11.2008 по 11.12.2008 плановую комплексную проверку соблюдения ЗАО "Балттехфлот" законодательства Российской Федерации. В ходе проверки административный орган установил, что в соответствии с договором от 24.09.1999 N 05/ЗД-01400, заключенным с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ), общество арендует земельный участок, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова, д. 26, корп. 7, в целях его использования для отстойного причала. У заявителя также на балансе числится причал N БТФ 1 на основании приложения к Приказу от 31.05.1995 N 50, при этом назначение причала обозначено как отстой и ремонт судов. С учетом этих документов проверяющие сделали вывод о том, что ЗАО "Балттехфлот" имеет в пользовании акваторию малой Турухтанной гавани и, как следствие, является водопользователем. В то же время договор на право такого водопользования обществом у заявителя отсутствует.

Постановлением от 17.12.2008 N 66-12/08/ПО общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 7.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде 10000 руб. штрафа (листы дела 14 - 16).

Не согласившись с законностью названного Постановления, ЗАО "Балттехфлот" обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у общества на балансе имеются суда, используемые им для судоходства, связанного с проведением дноуглубительных и других работ в акваториях морского и речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации. Поскольку в силу пунктов 1 и 18 части 3 статьи 11 ВК РФ приведенные обстоятельства исключают обязанность лица, использующего акваторию, заключать договор водопользования, то в этой связи суд пришел к выводу о недоказанности департаментом состава вмененного заявителю административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав мнение сторон, считает жалобу департамента подлежащей частичному удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ВК РФ водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. При этом под акваторией понимается водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ (пункт 1 статьи 1 ВК РФ).

Согласно части 1 статьи 9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 названного Кодекса.

Главой 3 Водного кодекса Российской Федерации определено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения и предоставлении водного объекта в пользование, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 ВК РФ.

В пункте 2 части 11 ВК РФ закреплено, что на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 данной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.

Статья 7.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что лицо не обязано заключить договор водопользования на соответствующий участок акватории только в том случае, если именно этот участок используется лицом для судоходства, а также непосредственно для проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации.

В настоящем споре Департаментом не оспаривается, что у общества на балансе имеется 18 единиц судов. Однако само по себе названное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии у заявителя обязанности по заключению договора водопользования. Доказательств того, что спорный участок акватории предоставлен ему исключительно в целях судоходства, общество не представило ни в ходе административного расследования, ни в рамках судебного разбирательства. В материалах дела отсутствуют и документы, свидетельствующие об использовании заявителем на законных основаниях соответствующего участка акватории в иных целях, отличных от указанных в договоре от 24.09.1999 N 05/ЗД-01400, заключенном между ЗАО "Балттехфлот" и КУГИ, и в паспорте гидротехнического сооружения от 01.10.08. Общество не представило доказательств и того, что на этом участке акватории им в установленном законодательстве порядке осуществляются деятельность по проведению дноуглубительных и других работ, а также работы по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации.

Следовательно, вывод Департамента о том, что заявитель обязан был в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 ВК РФ заключить договор водопользования, следует признать обоснованным <88>.

--------------------------------
<88> Постановление тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2009 по делу А56-6643/2009.

Другой комментарий к статье 13 ВК РФ

В части 1 комментируемой статьи предусматриваются условия, которые должны быть согласованы сторонами для придания соглашению юридической силы. Только при согласовании всех условий, названных в части 1 комментируемой статьи, договор водопользования может быть зарегистрирован в государственном водном реестре. Ведение государственного водного реестра осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 253.

Для действительности договора водопользования стороны должны включить в него следующие условия.

1.1. Сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование.

Постановлением Правительства РФ N 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра (далее - реестр). Реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах. Ведение государственного водного реестра осуществляется Росводресурсами в соответствии с водным законодательством и законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Сведения из государственного водного реестра могут быть получены заинтересованными лицами в силу Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <167> (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ). Согласно ст. 8 Федерального закона N 149-ФЗ, физические и юридические лица вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных законом. Физическое лицо имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. При этом бесплатно предоставляется информация:

--------------------------------
<167> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

В развитие приведенных положений принято Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" <168> (далее - Постановление Правительства РФ N 98).

--------------------------------
<168> СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 658.

Важно, что согласно ст. 8 Федерального закона N 149-ФЗ решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

1.2. Цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия)) водных ресурсов при осуществлении следующих видов водопользования:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники (ч. 2 ст. 5 ВК РФ). К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод, а также водоносные горизонты (ч. 5 ст. 5 ВК РФ). В силу Постановления Правительства N 223 и Постановления Правительства РФ N 219, Росводресурсы устанавливают лимиты (предельные объемы) и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, а также координирует ведение мониторинга поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности, и ведение иными собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. На основании Постановления Правительства N 223, Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов (Росводресурсах) <169> и Приказа Росводресурсов N 32, установлены лимиты (предельных объемов) и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод на период с 2010 по 2012 год. Следует также отметить Приказ Минприроды РФ N 238.

--------------------------------
<169> См.: Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ N 876 установлены ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности:

- ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей (за исключением морей) в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования (п. 1);

- ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их отдельных частей в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования (п. 2).

Согласно ст. 1 ВК РФ, акватория - это водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ. Постановлением Правительства РФ N 876 установлены ставки платы за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей. Использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) регламентируется в ст. 50 ВК РФ и должно осуществляться с учетом правил использования водных объектов. Организация рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на территориях национальных парков осуществляется с соблюдением режима особой охраны национальных парков в соответствии с Федеральным законом N 33-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ N 876 установлены ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

1.3. Срок действия договора водопользования.

Важно, что срок действия договора водопользования должен быть определен сторонами и предусмотрен в договоре. При этом стороны должны руководствоваться императивным требованием п. 1 ст. 14 ВК РФ: предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

При отсутствии в договоре условия о сроке его действия договор является ничтожным на основании ч. 1 ст. 13 ВК РФ, ст. 168, п. 1 ст. 432 ГК РФ, поскольку не согласованы его обязательные (существенные) условия.

Срок действия договора начинает течь с момента его заключения - с момента государственной регистрации в государственном водном реестре. Ведение государственного водного реестра осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 253.

Окончание срока действия договора водопользования влечет прекращение обязательств сторон.

Важно, что при исчислении сроков необходимо руководствоваться положениями гражданского законодательства. Согласно ст. 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, точным моментом начала течения срока действия договора водопользования является следующий день после дня государственной регистрации договора в государственном водном реестре.

Момент окончания срока действия договора водопользования определяется в соответствии со ст. 192 ГК РФ:

- срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (при этом к сроку, определенному в полгода или определяемому кварталами, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами);

- срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока;

- срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням (если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца);

- срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Важно, что согласно ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Согласно ст. 15 ВК РФ, водопользователь при надлежащем исполнении своих обязанностей по договору по истечении срока его действия имеет преимущественное право перед другими лицами на заключение такого договора на новый срок, за исключением случая, если договор был заключен по результатам аукциона. Данное положение корреспондирует п. 1 ст. 621 ГК РФ, предусматривающему аналогичное правило и также подлежащему применению в данном случае.

1.4. Размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы.

Данное условие корреспондирует правилам ст. 20 ВК РФ.

Постановлением Правительства РФ N 876 установлены ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности:

- ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей (за исключением морей) в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования (п. 1);

- ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их отдельных частей в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования (п. 2).

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

1.5. Порядок прекращения пользования водным объектом или его частью.

Прекращение пользования водным объектом или его частью возможно по различным основаниям:

- договор водопользования может быть изменен или расторгнут до истечения срока его действия по соглашению сторон;

- договор водопользования может быть изменен или расторгнут в соответствии с гражданским законодательством (в связи с существенным нарушением договора одной из сторон или в связи с существенным изменением обстоятельств);

- в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным;

- в иных случаях, предусмотренных законами или договором (ст. 450 ГК РФ).

До истечения срока действия договора водопользования стороны вправе изменить его, в том числе в отношении пользования частью водного объекта в силу п. 1 ст. 450 ГК РФ. При этом права водопользователя в отношении предусмотренной части водного объекта будут прекращены.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной на основании п. 2 ст. 450 ГК РФ. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Бремя доказывания существенного нарушения договора лежит на заявителе соответствующего требования, поскольку в гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве предусмотрена доказательственная презумпция - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (п. 1 ст. 56 ГПК РФ и п. 1 ст. 65 АПК РФ).

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. При этом изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 451 ГК РФ <170>, изменен судом по требованию заинтересованной стороны и при наличии одновременно условий, предусмотренных п. 2 ст. 451 ГК РФ:

--------------------------------
<170> Как установлено в п. 4 ст. 451 ГК РФ, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Важно, что указанные обстоятельства должны присутствовать в совокупности. При отсутствии хотя бы одного из вышеназванных условий договор не может быть изменен судом в связи с существенным изменением обстоятельств.

В п. 28 формы примерного договора водопользования, утвержденной Постановлением Правительства N 165, конкретизируются основания расторжения договора, предусмотренные гражданским законодательством. В частности, пользование водным объектом на основании договора прекращается в принудительном порядке по решению суда:

- при нецелевом использовании водного объекта, использовании водного объекта с нарушением законодательства РФ;

- при неиспользовании водного объекта в срок, установленный договором.

Кроме того, согласно п. 28 формы примерного договора водопользования, утвержденной Постановлением Правительства N 165, договор прекращается в принудительном порядке уполномоченным органом в пределах его компетенции в соответствии с федеральными законами в случаях возникновения необходимости использования водного объекта для государственных или муниципальных нужд.

Как установлено в ст. 452 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Аналогичные положения содержатся и в п. 28 формы примерного договора водопользования, утвержденной Постановлением Правительства N 165: до предъявления требования о принудительном прекращении пользования водным объектом уполномоченный орган обязан вынести водопользователю предупреждение по форме, утверждаемой Минприроды РФ. Требование об изменении или о расторжении договора водопользования может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или в договоре, а при его отсутствии - в 30-дневный срок.

Важно, что согласно п. 5 ст. 453 ГК РФ, если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

1.6. Ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

Согласно ст. 18 ВК РФ стороны договора водопользования несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору водопользования в соответствии с гражданским законодательством. При этом необходимо руководствоваться положениями главы 25 ГК РФ - "Ответственность за нарушение обязательств". В частности, предусматривается возмещение убытков (ст. 393 ГК РФ), взыскание неустойки (ст. ст. 394, 395 ГК РФ), взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица (ст. 395 ГК РФ).

Согласно п. п. 21 - 24 формы примерного договора водопользования, утвержденной Постановлением Правительства N 165, стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору в соответствии с законодательством РФ. При этом за несвоевременное внесение платы за пользование водным объектом с водопользователя взыскиваются пени в размере и в порядке, предусмотренном сторонами в договоре. Согласно ч. 2 ст. 18 ВК РФ пени взыскиваются в размере одной стопятидесятой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки.

За забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором объем забора (изъятия) водных ресурсов, водопользователь обязан уплатить штраф в размере, предусмотренном в договоре. Согласно ч. 3 ст. 18 ВК РФ, водопользователь обязан уплатить штраф за такое превышение в размере пятикратной платы за пользование водным объектом.

Стороны не несут ответственности за нарушение обязательств по договору водопользования, вызванное действием обстоятельств непреодолимой силы - чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (наводнение, катастрофическое снижение водности водного объекта, аварийное загрязнение водного объекта и другие). Важно, что согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ к обстоятельствам непреодолимой силы не относится нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Как установлено в части 2 комментируемой статьи, стороны вправе предусмотреть в договоре водопользования иные условия, не названные в ВК РФ. При этом необходимо учесть следующие аспекты.

В силу п. п. 1 и 2 ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, если одна из сторон настаивает на включение условия, хотя и не названного в ВК РФ, но имеющего отношение к предмету договора водопользования, такое условие является существенным и обязательно для действительности договора.

Кроме того, условия, включаемые сторонами в договор, должны соответствовать законодательству РФ. В противном случае договор является ничтожным, как сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов (ст. 168 ГК РФ).

Материалы в графической форме, согласно п. 7 Постановления Правительства РФ N 165, прилагаются к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование, направляемому физическим или юридическим лицом в уполномоченный орган для заключения договора водопользования. Впоследствии представленные материалы в графической форме прилагаются к заключенному договору водопользования. Основное назначение данных материалов состоит в необходимости индивидуализации водного объекта. Согласно части 1 настоящей статьи в договоре водопользования обязательно должны содержаться сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование. При этом на водных объектах как объектах недвижимости могут располагаться сооружения либо предусматриваться особые режимы осуществления хозяйственной деятельности. Соответственно, материалы в графической форме, прилагаемые к договору водопользования, включают:

- схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте;

- схемы размещения зон с особыми условиями их использования.

Кроме того, материалы в графической форме, прилагаемые к договору водопользования, должны сопровождаться пояснительной запиской.

Остались вопросы по ст 13 ВК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 13 ВК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.