1. Договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
3. Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
4. При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается изменение условий аукциона на основании соглашения сторон этого договора или в одностороннем порядке.
5. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
6. Не допускается заключение договора водопользования по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети "Интернет".
Комментарий к статье 16 Водного Кодекса РФ
1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья устанавливает новый для водного законодательства правовой институт - заключение договоров водопользования по результатам аукциона. Она состоит из четырех частей.
Первая часть является отсылочной к гражданскому законодательству, вторая и третья части перечисляют полномочия Правительства РФ по установлению порядка подготовки и заключения договоров водопользования, утверждению перечня случаев, когда такие договора должны заключаться по результатам аукциона, а также порядка проведения указанного аукциона. По сути, статья устанавливает правила заключения договоров водопользования по результатам аукциона, порядок проведения которого должен устанавливаться на федеральном уровне, т.е. Правительством России.
Части 5 и 6 комментируемой статьи введены Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ. Данные положения направлены на обеспечение гарантий защиты конкуренции при оказании государственных услуг. Правительство РФ наделено правом устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарного рынка, с использованием которых производятся (реализуются) товары в сферах естественных монополий.
2. Цели, сфера применения и адресаты нормы. Статья служит прежде всего для того, чтобы при условии развития рынка внедрять и применять новые правовые инструменты реализации прав физических и юридических лиц - субъектов водопользования. Положения статьи адресованы широкому кругу лиц, желающих стать водопользователями или сохранить это право, а также органам власти разного уровня.
3. Основные понятия.
3.1. Форма договора. Согласно статье 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Водный кодекс РФ устанавливает обязательность письменной формы договора водопользования.
3.2. Порядок заключения договора. В соответствии со статьей 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
3.3. Место заключения договора. Согласно статье 444 ГК РФ, если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту. Однако по общему правилу на практике договоры, связанные с оборотом недвижимости или ее использованием, заключаются по месту нахождения этой недвижимости.
4. История развития института. Водный кодекс РФ 1995 г. устанавливал единственную норму, связанную с заключением договоров водопользования, - это обязательность его заключения только после выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование. Она предназначалась скорее для органов исполнительной власти субъекта Федерации. В остальном данная норма явно регулировалась инструментами гражданского законодательства без каких бы то ни было исключений.
В настоящее время введена важная оговорка "если иное не предусмотрено настоящим Кодексом".
5. Связь норм статьи с иными предписаниями. Глава 28 ГК РФ содержит положения о заключении договора. В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Однако в соответствии с комментируемым Кодексом договор водопользования признается заключенным только с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре (см. комментарий к ст. 12), что соответствует положениям статьи 433 ГК РФ.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Существенные условия договора водопользования содержатся в статье 13.
Поскольку в Водном кодексе отсутствует положения, регулирующие институт оферты, предполагалось, что эти нормы будут действовать по общему правилу. Это означает, что письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор (оферта) принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 ст. 438 ГК РФ. Однако Федеральный закон от 19.06.2007 N 102-ФЗ внес в часть 3 комментируемой статьи изменения, согласно которым форма примерного договора водопользования утверждается Правительством Российской Федерации.
Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом. Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается неполученной. Согласно статье 436 ГК РФ полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано.
В соответствии со статьей 437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичной офертой).
Ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии признается акцептом. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. По общему правилу, молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон (ст. 438 ГК РФ).
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Если извещение об отзыве акцепта поступило лицу, направившему оферту, ранее акцепта или одновременно с ним, акцепт считается неполученным.
Согласно статьей 440 ГК РФ, когда в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока. Когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен - в течение нормально необходимого для этого времени.
Когда оферта сделана устно без указания срока для акцепта, договор считается заключенным, если другая сторона немедленно заявила о ее акцепте. Однако, учитывая обязательную письменную форму договора водопользования на основании устной оферты, договор водопользования не может быть заключен.
В случаях, когда своевременно направленное извещение об акцепте получено с опозданием, акцепт не считается опоздавшим, если сторона, направившая оферту, немедленно не уведомит другую сторону о получении акцепта с опозданием. Если сторона, направившая оферту, немедленно сообщит другой стороне о принятии ее акцепта, полученного с опозданием, договор считается заключенным.
Отметим, что ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (ст. 443 ГК РФ).
Статья 447 ГК РФ устанавливает возможность заключения договора на торгах. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством РФ, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора. Это означает, что, когда имеется только один претендент на заключение конкретного договора водопользования, аукцион не проводится.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
В соответствии с гражданским законодательством в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени. В случае договорами водопользования организаторами аукциона будут выступать соответствующие органы государственной исполнительной власти или органы местного самоуправления на основании их полномочий, указанных в статьях 24, 25, 27 комментируемого Кодекса.
Порядок подготовки и заключения договора водопользования, если он заключается в отношении водного объекта, который находится в государственной или муниципальной собственности, а равно порядок проведения аукциона, утверждается Правительством России. Между тем на сегодняшний день отсутствуют специальные правила для проведения аукциона, на основании которого будут заключаться договоры водопользования.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет антимонопольные требования к порядку проведения торгов. Так, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
- координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
- создание одному или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
- участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Нарушение этих правил является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Закон расширяет перечень организаций, на которые возлагается обязанность приобретать услуги только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона. В дополнение к федеральным, региональным и местным органам власти такая обязанность возлагается на субъекты естественных монополий. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектами естественных монополий признаются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Сроки. Согласно статье 448 ГК РФ аукционы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения, извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Если предметом торгов является только право на заключение договора, тогда в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.
Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения.
Специальные сроки установлены для заключения договора водопользования. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи не допускается заключение договора водопользования по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети Интернет.
Обязанности участников торгов. В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
Организатор закрытого аукциона обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов. Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суде с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
Признание договора водопользования недействительным. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается изменение условий аукциона на основании соглашения сторон этого договора или в одностороннем порядке.
6. Проблемные ситуации и трудности применения.
При применении данной нормы судебные органы рассматривают вопрос о соотношении земельного и водного законодательства при регулировании договорных отношений, связанных с использованием искусственных водоемов.
Пример.
Общество с ограниченной ответственностью "СтройСнабСервис" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области и ООО "Тюменьлеспром-2001" о признании открытого аукциона N 2 от 29.04.2008 и договора, заключенного на торгах, недействительными.
Податель кассационной жалобы полагает, что суды необоснованно отнесли земельный участок, находящийся в категории земель лесного фонда, к землям водного фонда и неправомерно руководствовались нормами Водного кодекса Российской Федерации. Считает, что Департамент недропользования и экологии Тюменской области не является уполномоченным органом по предоставлению обводненного карьера в составе лесного участка, следовательно, он не имел права на заключение договора водопользования с ООО "Тюменьлеспром-2001". Также указывает на то, что спорным объектом мог распоряжаться только Департамент лесного комплекса Тюменской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.11.2004 между Тюменским лесхозом Агентства лесного хозяйства по Тюменской области и ООО "СтройСнабСервис" был заключен договор аренды участка лесного фонда Российской Федерации, по которому был передан участок лесного фонда, расположенный на территории Винзилинского лесничества Тюменского лесхоза, 29-й квартал, номер выдела 6, 7, 8, 11, 14, 78, 79, участок N 30 общей площадью 14,7 га.
Департамент недропользования и экологии по Тюменской области в феврале 2008 года разместил на своем официальном сайте извещение о проведении открытого аукциона N 2 на право заключения договора водопользования о предоставлении в пользование акватории водного объекта, расположенного на 19 км Ялуторовского тракта, в 29 квартале Винзилинского лесничества Тюменского лесхоза в границах Тюменского района. Впоследствии аукцион был отменен в соответствии с установленными правилами.
08.05.2008 между Департаментом недропользования и экологии Тюменской области (Уполномоченный орган) и ООО "Тюменьлеспром-2001" (Водопользователь) был заключен договор водопользования N 13, согласно которому Уполномоченный орган предоставляет, а Водопользователь принимает в пользование обводненный карьер, расположенный на 19 км Ялуторовского тракта, в 29 квартале Винзилинского лесничества Тюменского лесхоза, с целью использования акватории для рекреационных целей.
При предоставлении в пользование ООО "Тюменьлеспром-2001" обводненного карьера было принято во внимание наличие заключенного ответчиком договора аренды участка лесного фонда Российской Федерации, примыкающего к обводненному карьеру. В июле 2008 года ООО "Тюменьлеспром-2001" обратилось к ООО "СтройСнабСервис" с претензией о прекращении незаконного пользования обводненным карьером, являющегося предметом договора водопользования от 08.05.2008 N 13.
ООО "СтройСнабСервис", полагая, что его право пользования земельным участком нарушено, а также ущемлены интересы в сфере предпринимательской деятельности в результате заключения Департаментом недропользования и экологии Тюменской области и ООО "Тюменьлеспром-2001" договора водопользования от 08.05.2008 N 13, обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что оспариваемый объект - обводненный карьер имеет признаки водного объекта, является искусственным водоемом, образованным в результате добычи полезных ископаемых - песка. В связи с этим, использование водного объекта осуществляется по правилам Водного кодекса Российской Федерации, на основании договора водопользования.
Согласно статье 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, в пользование на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование. В соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 13.06.2005 N 73-п на территории Тюменской области данные полномочия осуществляются Департаментом недропользования и экологии Тюменской области.
Исследовав оспариваемый договор водопользования от 08.05.2008 N 13, судебные инстанции обоснованно сделали вывод о том, что этот договор соответствует Правилам подготовки и заключения договора водопользования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования", следовательно, оснований для признания его недействительным не имеется <89>.
--------------------------------
<89> Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.05.2009 по делу N А70-4869/2008.
Другой комментарий к статье 16 ВК РФ
В части 1 комментируемой статьи предусматривается правило применения гражданского законодательства к процедуре заключения договора водопользования.
По общему правилу договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством. Однако ВК РФ могут предусматриваться иные правила. Данное правило имеет следующие правовые аспекты:
- по общему правилу положения о заключении договора, предусмотренные гражданским законодательством, подлежат применению к договору водопользования при условии, что они не противоречат ВК РФ;
- в отдельных статьях ВК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение гражданского законодательства в этой части, урегулированной ВК РФ.
Гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. В гражданское законодательство включены указы Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным законам. Кроме того, в гражданское законодательство входят постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение ГК РФ, иных законов, указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ ГК РФ или иному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. Таким образом, правило части 1 комментируемой статьи о заключении договора водопользования в соответствии с гражданским законодательством существенно расширяет перечень законодательных актов, подлежащих применению в данном случае. Помимо федеральных законов к названным отношениям с учетом вышеназванных правил могут применяться подзаконные акты гражданского законодательства: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти. Однако необходимо учесть, что названные нормативные правовые акты должны относиться к гражданскому законодательству. Как установлено в п. "о" ст. 71 Конституции РФ, гражданское законодательство находится в ведении РФ. Таким образом, субъекты РФ не вправе принимать нормативные правовые акты, регламентирующие заключение гражданско-правовых договоров.
При заключении договора водопользования прежде всего необходимо руководствоваться положениями главы 28 ГК РФ - "Заключение договора", предусматривающей форму и момент заключения договора, процедуру согласования условий договора.
В силу ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В части 2 комментируемой статьи устанавливается специальное правило заключения договора водопользования, предусматривающего использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, а также если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора. В случаях, установленных Правительством РФ, такие договоры должны заключаться только по результатам аукциона.
Важно, что заключение договора водопользования по результатам аукциона производится только в строго определенных случаях, установленных в Постановлении Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. N 230 (ред. от 22.04.2009) "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" (вместе с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования) (далее - Постановление Правительства РФ N 230) <176>.
--------------------------------
<176> СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 2046.
В частности, заключение договора водопользования по результатам аукциона производится в случаях:
- если договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений;
- в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности;
- если имеется несколько претендентов на право заключения договора водопользования.
В остальных случаях договор водопользования заключается в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ВК РФ.
Однако если договор водопользования должен быть заключен по результатам аукциона, применяется порядок, установленный Постановлением Правительства N 230. При этом важно учесть, что предметом договора водопользования является использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Подготовку и заключение договора водопользования на основании обращения юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя или по своей инициативе осуществляют:
а) Росводресурсы и территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень <177> которых утверждается Правительством РФ, а также морей или их отдельных частей;
--------------------------------
<177> См.: распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2054-р "Об утверждении Перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 335.
б) орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ, за исключением находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых утверждается Правительством РФ, а также морей или их отдельных частей;
в) орган местного самоуправления - в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.
Указанные органы также являются организаторами аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.
Порядок подготовки и заключения договора водопользования также установлен Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165 (ред. от 22.04.2009) "О подготовке и заключении договора водопользования" <178> (далее - Постановление Правительства N 165).
--------------------------------
<178> СЗ РФ. 2008. N 11 (ч. 1). Ст. 1033.
Кроме того, при подаче заявления необходимо руководствоваться положениями Административного регламента Росводресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договора водопользования, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 26 декабря 2008 г. N 347 <179> (далее - Приказ Минприроды РФ N 347).
--------------------------------
<179> См.: Приказ Минприроды России от 26 декабря 2008 г. N 347 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договора водопользования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. 6 июля. N 27.
В п. 3.2 Приказа Минприроды РФ N 347 установлена последовательность действий при осуществлении административной процедуры по заключению договора водопользования, если не требуется проведение аукциона:
1) прием и регистрация документов для заключения договора водопользования;
2) рассмотрение принятых документов для заключения договора водопользования;
3) подготовка договора водопользования;
4) разрешение несогласий заявителя с условиями договора водопользования;
5) подписание договора водопользования, право на заключение которого не приобретается на аукционе;
6) внесение подписанного договора водопользования на регистрацию в государственном водном реестре и последующее направление зарегистрированного договора водопользования заявителю.
Водопользователь вправе обратиться в уполномоченный государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления с одним из следующих заявлений, в зависимости от цели предоставления водного объекта или части такого объекта:
- с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, использования водных объектов без (забора) изъятия водных ресурсов для производства электрической энергии, использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей (за исключением случаев, когда предусматривается разметка границ акватории водного объекта, размещения на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта), по форме, утвержденной Приказом МПР РФ от 23 апреля 2008 г. N 102 "Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование" <180>;
--------------------------------
<180> Бюллетень нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 22.
- с заявлением о предоставлении акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случае если предусматривается разметка границ акватории водного объекта, размещения на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта по форме, утвержденной Приказом МПР РФ от 22 мая 2007 г. N 128 "Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование" <181>.
--------------------------------
<181> Бюллетень нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 27.
В бумажном виде образцы указанных заявлений можно получить в территориальных органах Росводресурсов, а в электронном - на официальном сайте Росводресурсов и территориальных органов Росводресурсов.
В Приказе Минприроды РФ N 347 определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование:
1) копия учредительных документов, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;
2) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;
3) копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;
4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
5) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, при необходимости;
6) документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования;
7) материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации;
8) материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования;
9) материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам.
Важно, что в зависимости от цели предоставления водного объекта или части такого объекта могут требоваться дополнительные документы, прилагаемые к заявлению:
- дополнительно для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов:
расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам по каждому водозабору;
расчет платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов;
сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объема и качества забираемых (изымаемых) из водного объекта водных ресурсов, в том числе передаваемых абонентам водных ресурсов, о проведении регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также сведения об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;
сведения о технических параметрах: тип и производительность водозаборных сооружений, наличие устройств по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в эти сооружения, способ отбора водных ресурсов по каждому водозабору;
обозначение в графической форме места забора (изъятия) водных ресурсов и размещение водозаборных сооружений по каждому водозабору;
- дополнительно для использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей:
материалы, содержащие сведения о планируемом использовании акватории водного объекта и применяемых при этом технических средствах, площади акватории водного объекта, намечаемой к использованию;
расчет размера платы за использование водного объекта для указанной цели;
обозначение в графической форме места расположения предоставляемой в пользование акватории водного объекта и ее границы по каждому объекту водопользования;
- дополнительно для использования водного объекта без забора (изъятия) водных ресурсов с целью производства электрической энергии:
сведения об установленной мощности гидроэнергетического объекта;
состав и краткое описание гидротехнических сооружений гидроэнергетического объекта (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений), а также рыбозащитных и рыбопропускных сооружений;
сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета количества производимой электроэнергии, регулярных наблюдений за состоянием и режимами водохранилища, водного объекта ниже гидроузла на примыкающем к нему участке (в верхнем и нижнем бьефах) и их водоохранных зон, а также сведения об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;
расчет количества производимой электроэнергии за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для целей производства электрической энергии;
обозначение в графической форме места размещения гидротехнических сооружений, относящихся к гидроэнергетическому объекту.
Отдельно в Приказе Минприроды РФ N 347 определен перечень прилагаемых документов к заявлению о предоставлении акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случае если предусматривается разметка границ акватории водного объекта, размещения на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта:
1) копии учредительных документов, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;
2) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;
3) копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;
4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
5) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, - при необходимости;
6) предложения по условиям договора, а также осуществлению водохозяйственных и водоохранных мероприятий;
7) документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования;
8) сведения о водном объекте;
9) данные о площади используемой акватории водного объекта;
10) сведения о технических параметрах размещаемых на акватории объектов: зданий, строений, сооружений, плавательных средств, иного обустройства акватории водного объекта;
11) сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте;
12) графические материалы с отображением размещения объектов водопользования, пояснительная записка к ним.
Как установлено в п. п. 22 и 23 Постановления Правительства N 165, уполномоченный орган в срок, не превышающий шестидесяти дней с даты поступления документов:
а) рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством РФ и настоящими Правилами подготовки и заключения договора водопользования (утверждены Постановлением Правительства N 165), оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом;
б) определяет условия использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
в) оценивает возможность использования водного объекта для заявленной цели;
г) при признании возможным использования водного объекта:
- оформляет в двух экземплярах договор водопользования и после подписания указанного договора уполномоченным должностным лицом представляет его заявителю на подпись непосредственно или направляет письмом с уведомлением о вручении;
- размещает на своем официальном сайте в сети Интернет или опубликовывает в официальном печатном издании сообщение о приеме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной заявителем в представленных им документах, а также о заявленной цели ее использования, месте расположения, наименовании водного объекта и его характеристиках. Если у муниципального образования нет официального сайта в сети Интернет или официального печатного периодического издания, сообщение размещается на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании субъекта РФ, в границах которого расположено указанное муниципальное образование. Эта информация является общедоступной;
д) при признании невозможным использования водного объекта для заявленной цели направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели.
После рассмотрения документов о предоставлении в пользование акватории водного объекта при положительной оценке возможности ее использования для заявленной цели документы от иных претендентов на предоставление этой акватории водного объекта для указанной цели могут быть представлены в течение тридцати дней с даты размещения на официальном сайте в сети Интернет или опубликования в официальном печатном издании уполномоченного органа сообщения о приеме документов от иных претендентов.
В силу п. п. 24 и 25 Постановления Правительства N 165, отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях:
а) документы представлены с нарушением требований, установленных настоящими Правилами подготовки и заключения договора водопользования (утверждены Постановлением Правительства N 165);
б) заявитель не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством РФ к водопользователю;
в) использование водного объекта в заявленных целях приведет к ущемлению прав и нарушению интересов других водопользователей;
г) указанный в заявлении водный объект предоставлен в обособленное водопользование;
д) использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ.
Если названные выше обстоятельства отсутствуют, осуществляется формирование условий и заключение договора водопользования.
Подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта, его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъекта РФ, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и документов территориального планирования, представленных заявителем предложений по условиям договора водопользования и в силу требований Правил подготовки и заключения договора водопользования (утверждены Постановлением Правительства N 165). Кроме того, следует отметить Приказ МПР РФ N 169, утвердивший в форме Методических указаний требования к структуре проектов схем комплексного использования и охраны водных объектов, состав и последовательность действий по их разработке, утверждению и реализации, внесению изменений в эти схемы.
Постановлением Правительства N 230 утверждены Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.
Кроме того, необходимо руководствоваться положениями Приказа Минприроды РФ N 347, определяющего последовательность действий при осуществлении административной процедуры по организации и проведению аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования:
1) организация и проведение аукциона;
2) подписание договора водопользования, право на заключение которого было приобретено на аукционе.
По результатам рассмотрения заявления физического или юридического лица, направленного в один из указанных уполномоченных органов, начинается процедура подготовки к проведению аукциона, о чем организатор аукциона информирует заявителя в течение пятнадцати дней с даты поступления его заявления.
Предметом аукциона является право на заключение договора водопользования. Аукцион является открытым.
Важно, что при проведении аукциона не допускается:
- создание преимущественных условий для отдельных лиц или группы лиц, в том числе предоставление доступа к конфиденциальной информации;
- осуществление организатором аукциона координации деятельности участников аукциона, в результате которой ограничивается либо может ограничиваться конкуренция между участниками аукциона или ущемляются их интересы;
- необоснованное ограничение доступа к участию в аукционе.
Организатор аукциона вправе привлечь на основе договора юридическое лицо для осуществления функций по подготовке и проведению аукциона, включая разработку документации об аукционе, опубликование и размещение извещения о проведении аукциона, и иных связанных с обеспечением проведения аукциона функций в силу Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <182> (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
--------------------------------
<182> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
Следует выделить следующие основные этапы проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.
1. Формирование условий и организационных основ проведения аукциона. Организатор аукциона принимает решение о проведении аукциона, в котором указываются предмет аукциона, дата, время и место проведения аукциона, информация о том, что аукцион является открытым, требования к участнику аукциона, начальная цена предмета аукциона, размер задатка и размер "шага аукциона".
Кроме того, организатор аукциона:
а) определяет порядок, место, дату и время начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
б) организует подготовку и публикацию извещения и документации, извещений о признании аукциона несостоявшимся, завершении аукциона или его отмене. Не позднее шестидесяти дней до начала проведения аукциона организатор аукциона должен опубликовать извещение в официальном печатном издании, обеспечивающем публикацию информации о проведении аукциона, и разместить документацию на сайте организатора аукциона в сети Интернет, а также на официальном сайте субъекта РФ или муниципального образования. В случае если у муниципального образования нет официального сайта, организатор аукциона размещает извещение на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого расположено это муниципальное образование. Информация о проведении аукциона, размещенная на официальных сайтах, должна быть доступна для ознакомления без взимания дополнительной платы;
в) дает разъяснения по подлежащим представлению документам до окончания установленного срока приема заявок;
г) заключает договоры о задатке;
д) обеспечивает хранение зарегистрированных заявок и прилагаемых к ним документов, а также конфиденциальность содержащихся в них сведений;
е) формирует действующую на период проведения аукциона комиссию по проведению аукциона, утверждает ее персональный состав и назначает ее председателя;
ж) осуществляет организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии;
з) совершает иные действия, связанные с организацией аукциона.
Организатор аукциона разрабатывает и утверждает документацию, которая должна содержать:
- наименование организатора аукциона;
- предмет аукциона, в том числе сведения о водном объекте, срок договора водопользования и его условия;
- место, дату и время начала и окончания срока подачи заявок;
- место, дату и время проведения аукциона;
- начальную цену предмета аукциона и "шаг аукциона";
- официальное печатное издание и официальный сайт, где размещена документация;
- банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств;
- размер средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, и условия их внесения;
- требования к содержанию и форме заявки, инструкция по заполнению заявки;
- порядок отзыва заявок и внесения изменений в них;
- формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений, содержащихся в документации;
- порядок проведения осмотров предоставляемого в пользование водного объекта заинтересованными лицами и заявителями;
- место, дату и время вскрытия конвертов с заявками, а также место, дату и время рассмотрения комиссией этих заявок;
- срок и порядок внесения задатка, банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств.
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
К документации должен быть приложен договор водопользования.
Начальная цена предмета аукциона устанавливается в размере, не превышающем пяти процентов размера платы за пользование водным объектом на основании договора водопользования.
Комиссия по проведению аукциона состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии. Количество членов комиссии должно составлять не менее пяти человек. Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах аукциона, в том числе физические лица, подавшие заявки либо состоящие в штате организаций, подавших заявки, а также физические лица, которые являются аффилированными по отношению к участникам аукциона, в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников аукциона.
2. Извещение о проведении аукциона, прием заявок участников и принятие решения о проведении аукциона.
В извещении о проведении аукциона должны быть указаны:
- организатор аукциона;
- предмет аукциона, в том числе сведения о водном объекте, срок договора водопользования и его условия;
- место, дата и время начала и окончания срока подачи заявок;
- место, дата и время проведения аукциона;
- начальная цена предмета аукциона и "шаг аукциона";
- официальное печатное издание и официальный сайт, где размещена документация;
- банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств;
- размер средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, и условия их внесения.
Важно, что если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок. ВАС РФ в Определении от 29 января 2009 г. N 17603/08 указал, что если торги ведутся за право заключить договор, то извещение о предстоящих торгах должно содержать срок, по истечении которого договор будет заключен с победителем торгов, а не срок, на который будет заключен договор <183>.
--------------------------------
<183> См.: Определение ВАС РФ от 29 января 2009 г. N 17603/08. Документ опубликован не был.
Задаток вносится заявителем в срок и в порядке, которые устанавливает организатор аукциона, на счет, реквизиты которого указываются организатором аукциона в извещении. Размер задатка не может превышать 25 процентов начальной цены предмета аукциона. Договор о задатке заключается в письменной форме по месту нахождения организатора аукциона (если иное не установлено извещением) до подачи заявки, но не позднее 2 рабочих дней с даты обращения заявителя к организатору аукциона с предложением заключить такой договор.
Как установлено в п. 25 Постановления Правительства РФ N 230, организатор аукциона устанавливает следующие требования к заявителям, соблюдение которых является обязательным для признания их участниками аукциона:
а) заявитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством РФ к лицам, которым предоставляется право пользования водным объектом;
б) в отношении заявителя не проводятся процедуры банкротства и ликвидации;
в) деятельность заявителя не приостанавливается в порядке, предусмотренном КоАП РФ, в день рассмотрения заявки;
г) заявитель обязан внести задаток на счет, указанный в документации. При этом он считается соответствующим данному требованию, если средства поступили на счет, указанный в документации, или копия платежного документа, подтверждающего перечисление указанных средств на этот счет, представлена непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками (п. 25 Постановления Правительства N 230).
Важно, что приведенный перечень является исчерпывающим. Организатор аукциона не вправе устанавливать иные требования к заявителям.
Датой начала подачи заявок является дата опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения. Прием заявок участников прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками. В указанный срок заявитель подает заявку по форме, установленной в документации.
К заявке заявитель должен приложить следующие документы:
а) документ с указанием наименования, организационно-правовой формы, места нахождения, почтового адреса, номера телефона юридического лица, а также выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, копии учредительных документов, заверенные в установленном законодательством РФ порядке;
б) документ с указанием фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства, номера контактного телефона (для физического лица) индивидуального предпринимателя, а также выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости);
г) реквизиты банковского счета для возврата задатка;
д) документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, установленным организатором аукциона, соблюдение которых является обязательным для признания их участниками аукциона (см. п. 25 Постановления Правительства N 230);
е) документы, подтверждающие внесение задатка;
ж) опись представленных документов, подписанная заявителем.
Важно, что приведенный перечень является исчерпывающим. Организатор аукциона не вправе требовать от заявителя предоставления иных документов, не указанных в приведенном перечне.
Заявитель вправе подать только одну заявку. Не допускается взимание платы за участие в аукционе. Представление заявки подтверждает согласие заявителя выполнять обязательства в соответствии с договором водопользования, извещением, документацией, проектом договора водопользования.
Важно, что заявитель вправе изменить или отозвать заявку в любое время до окончания срока подачи заявок.
Основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:
а) несоответствие заявки требованиям, предусмотренным документацией;
б) несоответствие заявителя требованиям, установленным организатором аукциона, соблюдение которых является обязательным для признания их участниками аукциона (см. п. 25 Постановления Правительства N 230).
Важно, что отказ в допуске к участию в аукционе по иным основаниям неправомерен.
Комиссия по проведению аукциона рассматривает заявки и определяет соответствие их требованиям, предусмотренным документацией, и соответствие заявителей требованиям, установленным организатором аукциона, соблюдение которых является обязательным для признания их участниками аукциона (см. п. 25 Постановления Правительства N 230). Срок рассмотрения заявок не может превышать пять дней с даты окончания подачи заявок.
На основании результатов рассмотрения заявок комиссия по проведению аукциона принимает решение о допуске заявителя к участию в аукционе и о признании его участником аукциона или об отказе в допуске заявителя к участию в аукционе. Протокол рассмотрения заявок размещается организатором аукциона на официальном сайте в сети Интернет в день окончания рассмотрения заявок.
Заявитель приобретает статус участника аукциона с даты оформления комиссией протокола рассмотрения заявок, содержащего сведения о признании заявителя участником аукциона.
Заявители, признанные участниками аукциона, и заявители, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятых решениях не позднее следующего дня после даты оформления этих решений протоколом рассмотрения заявок путем вручения под расписку соответствующего извещения либо направления такого извещения заказным письмом (с уведомлением о вручении).
Решение о проведении аукциона принимается организатором аукциона на основании протокола рассмотрения заявок.
3. Проведение аукциона. Комиссия по проведению аукциона, сформированная организатором аукциона, рассматривает заявки и проводит аукцион. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены о месте, дате и времени проведения заседаний комиссии. Председатель комиссии руководит деятельностью комиссии, определяет дату заседания и утверждает его повестку, председательствует на заседаниях комиссии, осуществляет контроль за исполнением принятых комиссией решений. В отсутствие председателя комиссии его функции выполняет заместитель председателя комиссии.
Решения комиссии в день их принятия оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принявшие участие в заседании.
Комиссия по проведению аукциона выполняет следующие функции:
- принимает решение по итогам рассмотрения заявок;
- определяет победителя аукциона;
- совершает иные действия, связанные с проведением аукциона.
Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона на "шаг аукциона".
"Шаг аукциона" устанавливается в размере пяти процентов начальной цены предмета аукциона. Если после троекратного объявления последнего предложения о цене предмета аукциона ни один из участников аукциона не предложил более высокую цену предмета аукциона, организатор аукциона вправе снизить "шаг аукциона", но не более чем в десять раз.
Организатор аукциона обязан осуществлять аудиозапись аукциона. Любое лицо, присутствующее при проведении аукциона, вправе осуществлять аудио- и видеозапись аукциона.
Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену предмета аукциона.
4. Оформление результатов аукциона.
Организатор аукциона и победитель аукциона в день проведения аукциона подписывают протокол аукциона, который имеет силу договора. Протокол подписывают также все присутствующие члены комиссии.
Протокол аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых остается у организатора аукциона, а другой - в течение трех дней с даты подписания протокола аукциона передается победителю аукциона.
Информация о результатах аукциона в течение десяти дней с даты подписания протокола аукциона публикуется организатором аукциона в официальном печатном издании и в течение двух дней размещается на официальном сайте в сети Интернет.
Нарушение процедуры организации и проведения аукциона является основанием для признания судом результатов аукциона и договора водопользования, заключенного по результатам такого аукциона, недействительными.
Постановлением Правительства РФ N 230 утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.
Подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъекта РФ, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование. Кроме того, следует отметить Приказ МПР РФ N 169, утвердивший в форме Методических указаний требования к структуре проектов схем комплексного использования и охраны водных объектов, состав и последовательность действий по их разработке, утверждению и реализации, внесению изменений в эти схемы.
Договор водопользования заключается в соответствии с условиями, предусмотренными в извещении о проведении аукциона и в документации об аукционе. При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается вносить изменения в условия договора на основании соглашения, заключенного между сторонами этого договора или в одностороннем порядке.
Договор водопользования заключается по форме примерного договора водопользования, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 165.
Основаниями для заключения договора водопользования являются:
- протокол аукциона, оформленный в соответствии с Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 230;
- документ, подтверждающий оплату победителем аукциона предмета аукциона в течение десяти рабочих дней, следующих за датой завершения аукциона, путем перечисления денежных средств в размере окончательной цены предмета аукциона на счет, указанный организатором аукциона, с учетом внесенного задатка.
Победитель аукциона в течение десяти рабочих дней с даты подписания протокола аукциона представляет организатору аукциона подписанный им договор водопользования, а также документ, подтверждающий оплату победителем аукциона предмета аукциона.
Непредставление победителем аукциона в указанный срок подписанного договора водопользования расценивается как уклонение от заключения договора водопользования и влечет за собой правовые последствия: другая сторона приобретает право обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора.
Договор водопользования подписывают:
- со стороны организатора аукциона - уполномоченное организатором аукциона должностное лицо;
- со стороны водопользователя - победитель аукциона (его уполномоченный представитель) при наличии у него документов, подтверждающих полномочия на подписание договора.
Договор водопользования должен быть подписан сторонами договора не позднее двадцати дней после завершения аукциона и оформления протокола аукциона или срока, указанного в извещении о проведении аукциона, и направлен организатором аукциона на государственную регистрацию в государственном водном реестре.
Предметом договора водопользования является использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
При формировании условий и заключении договора необходимо руководствоваться положениями Административного регламента Росводресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договора водопользования, утвержденного Приказом Минприроды РФ N 347.
Формирование условий использования водного объекта прекращается после получения от всех заинтересованных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления соответствующих согласований или предложений, но не более чем через тридцать шесть календарных дней с момента направления подготовленных пакетов документов с сопроводительными письмами в соответствующие заинтересованные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Окончательные условия использования водного объекта формирует должностное лицо, ответственное за рассмотрение принятых документов для заключения договора водопользования в территориальном органе Росводресурсов, с учетом полученных предложений от заинтересованных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта, его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъекта РФ, схем комплексного использования и охраны водных объектов и документов территориального планирования, представленных заявителем предложений по условиям договора водопользования (Приказ Минприроды РФ N 347).
Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Ведение государственного водного реестра осуществляется в силу Постановления Правительства РФ N 253.
Необходимо отметить, что в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в аукционе только одного участника, организатор аукциона в течение трех рабочих дней с даты принятия комиссией по проведению аукциона решения по итогам рассмотрения заявок на участие в аукционе или подписания протокола аукциона передает этому участнику аукциона один экземпляр протокола рассмотрения заявок или протокола аукциона и договор водопользования для его подписания. Указанный участник аукциона вправе подписать договор водопользования в течение десяти рабочих дней с даты принятия решения комиссии. В тот же срок этот участник аукциона при подписании договора водопользования перечисляет денежные средства в размере начальной цены предмета аукциона с учетом внесенного задатка на счет, указанный организатором аукциона, и возвращает организатору аукциона подписанный договор водопользования с приложением к нему документов, подтверждающих перечисление указанных средств. Организатор аукциона в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанных документов обязан подписать договор водопользования и направить его на государственную регистрацию в государственном водном реестре.
Согласно части 4 комментируемой статьи, устанавливается запрет на изменение условий аукциона сторонами договора водопользования. При этом запрещается изменение условий аукциона как на основании соглашений сторон, так и в одностороннем порядке. Данные соглашения или одностороннее изменение условий, во всяком случае, являются ничтожными, как не соответствующие законодательству.
Условия аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования установлены в Постановлении Правительства N 230, которым утверждены соответствующие правила:
Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования;
Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.
Кроме того, отдельная часть условий аукциона разрабатывается и утверждается организатором аукциона:
- предмет аукциона, в том числе сведения о водном объекте, срок договора водопользования и его условия;
- место, дата и время начала и окончания срока подачи заявок;
- место, дата и время проведения аукциона;
- начальная цена предмета аукциона и "шаг аукциона";
- официальное печатное издание и официальный сайт, в котором размещена документация;
- банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств;
- размер средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, и условия их внесения;
- требования к содержанию и форме заявки, инструкция по заполнению заявки;
- порядок отзыва заявок и внесения изменений в них;
- формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений, содержащихся в документации;
- порядок проведения осмотров предоставляемого в пользование водного объекта заинтересованными лицами и заявителями;
- место, дата и время вскрытия конвертов с заявками, а также место, дата и время рассмотрения комиссией этих заявок;
- срок и порядок внесения задатка, банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств.
Заключение соглашений об изменении установленных условий аукциона или одностороннее изменение условий аукциона приводит к нарушению стабильности гражданского оборота, что может повлечь нарушение прав и законных интересов заявителей и третьих лиц. В связи с этим на основании императивных правил ч. 4 комментируемой статьи и ст. 168 ГК РФ соглашения об изменении установленных условий аукциона или одностороннее изменение условий аукциона являются ничтожными.