Статья 23. Порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование

1. Физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

2. В течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование, если иной срок не предусмотрен федеральным законом.

3. В случае отказа в предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, направляет заявителю мотивированный отказ. В случае подачи соответствующего заявления через многофункциональный центр указанный отказ направляется через многофункциональный центр.

4. Отказ в предоставлении водного объекта или его части в соответствии с частью 1 настоящей статьи в пользование может быть обжалован в судебном порядке.

5. Решение о предоставлении водного объекта или его части в соответствии с частью 1 настоящей статьи в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.

6. Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 23 Водного Кодекса РФ

1. Общий обзор статьи. Она состоит из шести частей, в которых путем формулирования отсылочных норм (п. п. 1, 3, 6) и норм прямого действия устанавливаются основы порядка принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, отказа в таком решении и условий вступления решения в силу (части 2, 4).

Комментируемая статья определяет единый порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. Данный порядок предполагает обращение заинтересованных лиц в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. Устанавливается тридцатидневный срок на рассмотрение заявления с даты его поступления в уполномоченный орган для принятия решения или отказе в предоставлении водного объекта в пользование с направлением заявителю мотивированного отказа. Закреплено право на обжалование данного отказа в судебном порядке. Также определен момент вступления в силу решения о предоставлении водного объекта в пользование: им является факт внесения записи о его регистрации в государственный водный реестр.

Вся вышеуказанная процедура, определяющая порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, более детально устанавливается Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844) <124>.

--------------------------------
<124> Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" // СЗ РФ. 2007. N 1 (часть II). Ст. 295.

2. Цели, сфера действия и адресаты правовых предписаний.

Цели статьи - закрепить нормативную (законную) процедуру, определяющую порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Сфера действия определяется правом физического лица, юридического лица, заинтересованного в получении водного объекта или его части, обратиться с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обязательным обоснованием цели, вида и срока водопользования, а также правом обжаловать отказ в удовлетворении заявления в судебном порядке. А с позиции уполномоченного органа власти - обязанностью рассмотреть заявление в установленные законом сроки, приняв по итогам решение о предоставлении водного объекта в пользование, либо направив мотивированный отказ заявителю.

По кругу лиц адресатами правовых предписаний являются: заявители - физические и юридические лица, уполномоченные на принятие решения органы - исполнительные органы государственной власти (Правительство РФ и исполнительные органы субъектов Российской Федерации) или органы местного самоуправления.

3. Основные понятия.

Часть из них является общеправовыми терминами: "физическое лицо", "юридическое лицо"; "федеральная собственность", "собственность субъекта Российской Федерации", "собственность муниципального образования", "исполнительный орган государственной власти", "орган местного самоуправления", "мотивированный отказ" и т.п. Уяснение их содержания требует обращения к доктрине, законодательству и судебной, а также административной практике.

Специальными являются понятия: "водный объект и его часть", "государственный водный реестр", "водопользование", "регистрация" и иные понятия, характеризующие комментируемый предмет правового регулирования. Данные термины раскрыты в тексте комментируемого Кодекса, а также требуют обращения к иным законодательным и нормативным правовым актам.

4. Порядок обращения с заявлением.

Часть 1 комментируемой статьи определяет, что физическое лицо и юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 комментируемого Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 комментируемого Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

Прежде чем обращаться с заявлением, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении ему водного объекта в пользование, обращаются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре. Агентство должно подготовить необходимую информацию для заполнения заявления: о правах на водный объект иных водопользователей, праве собственности на водный объект, его качественных и количественных характеристиках.

Заявление подается по месту расположения водного объекта, в орган государственной власти или местного самоуправления. Заявление о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о заявителе (полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, сведения о государственной регистрации, банковские реквизиты, сведения об исполнительном органе, параметры водопользования - для юридического лица или индивидуального предпринимателя; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность - для физического лица); наименование и место расположения водного объекта; обоснование вида, цели и срока водопользования (пункт 9 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование).

Также прикладываются и необходимые документы, их копии (подлинники на обозрение) или нотариально удостоверенные, если заявление направляется по почте ценным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения. Данная информация содержится в пунктах 10 - 16 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее по тексту - Правила) <125>.

--------------------------------
<125> Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" // СЗ РФ. 2007. N 1 (часть II). Ст. 295.

Так, в соответствии с подпунктом "е" пункта 10 Правил к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта прилагается документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования.

Пример.

ООО "Агентство речного флота" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим подпункта "е" пункта 10 Правил, ссылаясь на то, что он противоречит пункту 1 статьи 10 КВВТ РФ, согласно которому в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях, и нарушает права и свободы, законные интересы заявителя при осуществлении предпринимательской деятельности. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 1 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Одним из основных принципов водного законодательства является целевое использование водных объектов (пункт 4 статьи 3 ВК РФ). Статьей 9 ВК РФ установлено, что юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса. Так, в силу главы 3 ВК РФ право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 этого же Кодекса. Частью 2 статьи 11 ВК РФ предусмотрено, в каких случаях необходимо решение о предоставлении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в пользование, в зависимости от целей использования (пункты 1 - 11).

В соответствии со статьей 23 ВК РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 комментируемого Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 данного Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования (часть 1); в течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование (часть 2); порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством РФ (часть 6). Таким образом, оспариваемые Правила утверждены Правительством РФ в соответствии с полномочиями, предоставленными ему частью 6 статьи 23 ВК РФ.

Правилами установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование (пункт 10), в том числе документа о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования (подпункт "е"); представление не в полном объеме документов является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование (пункт 17). Содержащееся в пункте 10 Правил требование о подаче заявления и приложения необходимых документов распространяется только для случаев использования водных объектов в целях, указанных в части 2 статьи 11 ВК РФ. При этом по смыслу оспариваемой нормы представление документа о предоставлении в пользование земельного участка необходимо лишь в том случае, когда для осуществления водопользования земельный участок технологически необходим. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 90 ЗК РФ земельные участки могут предоставляться в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта для размещения причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта, выделения береговой полосы.

Подпункт "е" пункта 10 Правил не противоречит пункту 1 статьи 10 КВВТ РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ, предусматривающему возможность безвозмездного использования организациями внутреннего водного транспорта для работ, связанных с судоходством, береговой полосы, поскольку пунктом 9 статьи 10 КВВТ РФ установлено, что предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Особые условия пользования береговой полосой установлены Положением об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 N 71, согласно которому юридическим или физическим лицам участок береговой полосы может быть предоставлен во временное пользование в целях проведения связанных с обеспечением транспортного процесса работ, включая устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров, на что бассейновым органом выдается разрешение (пункты 6 - 8 Положения).

Учитывая изложенное, оспариваемое положение не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав заявителя, поскольку не предполагает во всех случаях обращения за разрешением, независимо от целей, для которых предполагается использовать водный объект, представление документа о предоставлении в пользование земельного участка. В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления <126>.

--------------------------------
<126> Решение Верховного Суда РФ от 06.10.2009 N ГКПИ09-1159.

Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Правилами, не допускается. За представление недостоверных сведений заявители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При получении документов исполнительным органом или органом местного самоуправления заявителю выдается расписка с указанием перечня принятых к рассмотрению документов и даты их получения.

В случае если документы представляются в исполнительный орган или орган местного самоуправления непосредственно заявителем, расписка выдается заявителю в день получения документов.

При поступлении в исполнительный орган или орган местного самоуправления документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем поступления документов, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Учет и хранение документов осуществляются исполнительным органом или органом местного самоуправления <127>.

--------------------------------
<127> Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" // СЗ РФ. 2007. N 1 (часть II). Ст. 295.

Форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование утверждена Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 23.04.2008 N 102 <128>.

--------------------------------
<128> Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 23.04.2008 N 102 "Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование" // Российская газета от 31 мая 2008 г. N 117.

5. Сроки принятия решения.

Норма части 2 комментируемой статьи устанавливает, что в течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 ст. 11 комментируемого Кодекса, принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование.

Конечным результатом предоставления права пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, согласно пункту 1.4.1 Административного регламента по осуществлению Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование (далее - Регламент), является принятие решения о предоставлении заявителю водного объекта в пользование, которое направляется на регистрацию в государственном водном реестре, либо мотивированный отказ в предоставлении водного объекта в пользование <129>.

--------------------------------
<129> Приказ Минприроды России от 22.12.2008 N 340 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование" // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 20.

Согласно пунктам 20 и 22 Правил, исполнительный орган или орган местного самоуправления в срок не более 30 дней с даты поступления документов: рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, с оценкой их полноты и достоверности, а также соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства; выполняет расчет параметров водопользования; определяет условия использования водного объекта; обеспечивает согласование условий водопользования с заинтересованными исполнительными органами государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции; рассматривает и оценивает возможность использования водного объекта для заявленной цели. Исполнительный орган или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении в пользование водного объекта или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 дней с даты получения документов.

6. Порядок и основания отказа. В части 3 комментируемой нормы говорится о направлении исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления заявителю мотивированного отказа в предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование.

Мотивированный отказ в предоставлении водного объекта или его части в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование в случаях, указанных в пункте 1.1.2 Регламента, может быть направлен заявителю также, если:

1) заявитель не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, которым предоставляется право пользования водным объектом, в том числе в случае невыполнения условий водопользования ранее выданных лицензий на водопользование и заключенных в соответствии с ними договоров пользования водным объектом, решений о предоставлении в пользование водного объекта;

2) использование водного объекта в заявленных целях невозможно, в том числе в случае превышения лимитов водопользования, квот, установленных для субъектов Российской Федерации для данного водного объекта или его части;

3) указанный в заявлении водный объект или его часть предоставлены в обособленное водопользование.

Мотивированный отказ в предоставлении права пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование с приложением заключения о принятом решении о предоставлении права пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование и самих предоставленных документов передается заявителю непосредственно или высылается по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении в течение тридцати календарных дней с момента регистрации заявления и прилагаемых к нему документов в территориальном органе Росводресурсов (пункт 3.2.2.6.3 Регламента) <130>.

--------------------------------
<130> Там же.

7. Обжалование отказа в предоставлении водного объекта или его части в пользование.

Нормой части 4 комментируемой статьи заявителю предоставлено право на обжалование отказа в предоставлении водного объекта или его части в судебном порядке. Заявитель вправе лично либо письменно почтовым или факсимильным отправлением обратиться в территориальный орган Росводресурсов, Росводресурсы РФ или Минприроды РФ для обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции на основании Регламента. Также заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции на основании Регламента, в судебном порядке (пункт 5.1 Регламента) <131>.

--------------------------------
<131> Там же.

Применительно к нормам статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда <132>.

--------------------------------
<132> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

Судебная практика по такого рода делам, связанным с обжалованием действий (бездействий) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции по предоставлению водного объекта в пользование, уже постепенно формируется.

Примеры.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.2010 N Ф07-11675/2010 по делу N А21-2530/2010: суд установил, что общество не приложило к заявлению документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования, расположенного в непосредственной близости к месту швартовки дебаркадера, в связи с чем пришел к выводу о том, что Министерство правомерно отказало обществу в предоставлении водного объекта <133>.

--------------------------------
<133> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.2010 N Ф07-11675/2010 по делу N А21-2530/2010.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.04.2011 по делу N А32-20440/2010: ООО "Кубанские Аграрные Технологии" обратилось в арбитражный суд к Департаменту по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края с заявлением: признать незаконным решение от 16.06.2010 N 68-1768/10-01-08 об отказе в рассмотрении вопроса о предоставлении испрашиваемого водного объекта в пользование заявителя; обязать департамент выдать решение о предоставлении обществу в пользование водного объекта с указанием условий использования <134>.

--------------------------------
<134> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.04.2011 по делу N А32-20440/2010.

8. Момент вступления в силу решения о предоставлении водного объекта или его части определен в части 5 комментируемой статьи. Таким моментом является регистрация его в государственном водном реестре.

8.1. Нормативные основы государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование. Такая регистрация осуществляется в государственном водном реестре в соответствии с Правилами оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденными Приказом МПР России от 22.08.2007 N 216 "Об утверждении Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования".

Для осуществления государственной регистрации в государственном водном реестре решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в орган регистрации по месту осуществления водопользования вносятся:

- сопроводительное письмо о регистрации принятого решения о предоставлении водного объекта в пользование с описью представляемых на регистрацию документов;

- копии документов, удостоверяющих полномочия органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование;

- оригинал решения о предоставлении водного объекта в пользование и копия такого решения в случае представления на государственную регистрацию решения о предоставлении водного объекта в пользование;

- копия заявления о предоставлении водного объекта в пользование и обосновывающих материалов, внесенных водопользователем для принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование <135>.

--------------------------------
<135> Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 22.08.2007 N 216 "Об утверждении правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования" // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2007. 8 октября. N 41.

8.2. Субъекты государственной регистрации (в рамках государственной функции) в государственном водном реестре решений о предоставлении водных объектов в пользование, прекращения прав пользования водными объектами.

Данная функция осуществляется:

- территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в отношении водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, или частей таких водохранилищ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей, береговая линия которых примыкает к зоне деятельности Агентства;

- отделами водных ресурсов в субъектах Российской Федерации бассейновых водных управлений от имени территориального органа Агентства по соответствующим субъектам Российской Федерации в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации;

- уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия в соответствии с частью 1 статьи 26 комментируемого Закона, в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации.

Закрепление полномочий по государственной регистрации в государственном водном реестре решений о предоставлении водных объектов в пользование, прекращения права пользования водными объектами по субъектам Российской Федерации, расположенных в зоне деятельности территориальных органов Агентства за отделами водных ресурсов в субъектах Российской Федерации бассейновых водных управлений осуществляется приказом руководителя территориального органа Агентства в соответствии с техническими, квалификационными и кадровыми ресурсами отдела водных ресурсов в субъектах Российской Федерации бассейнового водного управления <136>.

--------------------------------
<136> Приказ Федерального агентства водных ресурсов от 19.10.2007 N 203 "О реализации полномочий и распределении функций по государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения прав пользования водными объектами в Федеральном агентстве водных ресурсов".

9. Особые полномочия Правительства РФ. Они носят, в первую очередь, нормотворческий характер. Часть 6 комментируемой статьи отсылает нас к Порядку подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, который утверждается Правительством РФ. Данный нормативный правовой акт утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 и вступил в силу 1 января 2007 года, с названием "Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование", в которые были внесены изменения 4 марта 2009 г.

Другой комментарий к статье 23 ВК РФ

В части 1 комментируемой статьи регламентируются условия подачи заявления о предоставлении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, в пользование.

Водные объекты или части таких объектов, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, могут передаваться в пользование физическим и юридическим лицам.

Как установлено в ч. 4 ст. 11 ВК РФ и в п. п. 4 - 6 Постановления Правительства РФ N 844 <219>, решения о предоставлении водных объектов в пользование принимают:

--------------------------------
<219> Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 (ред. от 04.03.2009) "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 295.

а) Росводресурсы и территориальные органы - при предоставлении в пользование водохранилищ или их частей, перечень которых устанавливается Правительством РФ <220> в целях <221>, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ N 844, а также морей или их отдельных частей;

--------------------------------
<220> Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2054-р "Об утверждении Перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 335.
<221> Исчерпывающий перечень целей предоставления водных объектов в пользование на основании решений Росводресурсов и территориальных органов включает следующие: а) обеспечение обороны страны и безопасности государства; б) сброс сточных и (или) дренажных вод; в) строительство причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; г) создание стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами; д) строительство гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов; е) разведка и добыча полезных ископаемых; ж) проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; з) подъем затонувших судов; и) сплав древесины в плотах и с применением кошелей; к) забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); л) организованный отдых детей, а также организованный отдых ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. Приведенный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию (см.: п. 2 Постановления Правительства РФ N 844).

б) органы исполнительной власти субъектов РФ - при предоставлении в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта РФ, в случаях, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ N 844, за исключением водных объектов, решения о предоставлении которых принимаются Федеральным агентством водных ресурсов или его территориальными органами, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности, предоставляемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства; а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ;

в) органы местного самоуправления - при предоставлении в пользование водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, в случаях, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ N 844.

Помимо Постановления Правительства N 844 необходимо руководствоваться Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 2008 г. N 340 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование" <222> (далее - Приказ Минприроды N 340).

--------------------------------
<222> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. 18 мая. N 20.

Важно учесть, что предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства РФ. При этом на основании п. 8 Постановления Правительства РФ N 844 для получения решения Правительства РФ о предоставлении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства заявитель обращается с заявлением в территориальный орган Росводресурсов по месту расположения водного объекта.

Таким образом, решения о предоставлении водных объектов в пользование на основании решения могут принимать:

- Росводресурсы и территориальные органы;

- Правительство РФ;

- органы исполнительной власти субъектов РФ;

- органы местного самоуправления.

Как установлено в п. п. 9 и 10 Постановления Правительства РФ N 844, в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указываются:

а) сведения о заявителе:

полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица и индивидуального предпринимателя;

б) наименование и место расположения водного объекта;

в) обоснование вида, цели и срока водопользования.

К заявлению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются (п. 10 Постановления Правительства РФ N 844):

а) копии учредительных документов, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;

выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;

копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;

б) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, - при необходимости;

г) копия положительного заключения государственной экспертизы и акт о его утверждении - в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

д) информация о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации;

е) документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования;

ж) сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте;

з) материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к ним (п. 10 Постановления Правительства РФ N 844).

К заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных и (или) дренажных вод кроме указанных в п. 10 Постановления Правительства РФ N 844 прилагаются:

расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества;

сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов и контроля (наблюдения) качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод.

Место предполагаемого сброса сточных и (или) дренажных вод обозначается в графических материалах, прилагаемых к заявлению.

К заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами; строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов, кроме документов, указанных в п. п. 9 и 10 Постановления Правительства РФ N 844, прилагаются сведения о технических параметрах указанных в этих подпунктах сооружений (площадь и границы используемой для их строительства акватории водного объекта с учетом размеров охранных зон этих сооружений, длина, ширина и высота сооружений, глубина прокладки подводных коммуникаций и конструктивные особенности, связанные с обеспечением их безопасности), копия документа об утверждении проектно-сметной документации, в которой отражены указанные технические параметры.

К заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для разведки и добычи полезных ископаемых кроме документов, указанных в п. 10 Постановления Правительства РФ N 844, прилагается лицензия на пользование недрами.

К заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ) кроме документов, указанных в п. 10 Постановления Правительства РФ N 844, прилагаются:

а) расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта;

б) сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объема водных ресурсов, забираемых (изымаемых) из водного объекта;

в) сведения о технических параметрах водозаборных сооружений и мерах по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в эти сооружения или копия документа об утверждении проектно-сметной документации с указанием таких сведений для намечаемых к строительству водозаборных сооружений.

Копии документов представляются с предъявлением оригинала, если копии не засвидетельствованы в нотариальном порядке.

Как установлено в п. п. 16 - 19 Постановления Правительства РФ N 844, заявление о предоставлении водного объекта в пользование и прилагаемые к нему документы представляются заявителем в исполнительный орган или орган местного самоуправления непосредственно или направляются по почте ценным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения. Представление не в полном объеме документов является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование. Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных в Постановлении Правительства РФ N 844, не допускается.

При получении документов исполнительным органом или органом местного самоуправления заявителю выдается расписка с указанием перечня принятых к рассмотрению документов и даты их получения. В случае если документы представляются в исполнительный орган или орган местного самоуправления непосредственно заявителем, расписка выдается заявителю в день получения документов. При поступлении в исполнительный орган или орган местного самоуправления документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем поступления документов, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Учет и хранение документов осуществляются исполнительным органом или органом местного самоуправления.

Центральным требованием части 1 комментируемой статьи является необходимость указания в заявлении о предоставлении водного объекта или его части в пользование обоснования цели, вида и срока водопользования. Аналогичное требование предусмотрено в п. 9 Постановления Правительства РФ N 844.

Прежде всего необходимо учитывать, что на основании решений уполномоченных органов водные объекты предоставляются в соответствии с ч. 2 ст. 11 ВК РФ только для следующих целей:

- обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

- строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

- создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;

- строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

- разведки и добычи полезных ископаемых;

- проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

- подъема затонувших судов;

- сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

- забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

- организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов (см. комментарий к ч. 2 ст. 11 ВК РФ).

Приведенный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Виды и условия использования водного объекта должны быть обоснованы в заявлении с учетом установленных лимитов (предельных объемов) и квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, а также лимитов (предельные объемы) сброса сточных вод. В силу Постановления Правительства РФ N 223, лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности, а также квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и квоты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта РФ, являющиеся частью лимитов, до утверждения в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов (но не позднее чем до 1 января 2015 г.) устанавливаются Федеральным агентством водных ресурсов. Кроме того, следует отметить Приказ МПР РФ N 169, утвердивший в форме Методических указаний требования к структуре проектов схем комплексного использования и охраны водных объектов, состав и последовательность действий по их разработке, утверждению и реализации, внесению изменений в эти схемы <223>.

--------------------------------
<223> Приказ МПР РФ от 4 июля 2007 г. N 169 "Об утверждении Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 38.

На основании Постановления Правительства N 223 <224>, Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов (Росводресурсах) <225> и Приказа Росводресурсов N 32 <226> установлены лимиты (предельных объемов) и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод на период с 2010 по 2012 год. Следует также отметить Приказ Минприроды РФ N 238 <227>.

--------------------------------
<224> Постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 223 "О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод" // СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1318.
<225> См.: Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564.
<226> Приказ Росводресурсов от 25 февраля 2010 г. N 32 "Об установлении лимитов (предельных объемов) и квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод на период с 2010 по 2012 год" // Российская газета. 2010. N 69.
<227> Приказ Минприроды РФ от 30 июля 2009 г. N 238 "Об утверждении Методических указаний по установлению квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и квот сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации на 2010 год и последующие годы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 41.

При исчислении предполагаемого срока водопользования заявителю необходимо руководствоваться положениями гражданского законодательства. Согласно ст. 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, точным моментом начала течения срока действия договора водопользования является следующий день после дня государственной регистрации договора в государственном водном реестре.

Момент окончания срока действия договора водопользования определяется в соответствии со ст. 192 ГК РФ:

- срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (при этом к сроку, определенному в полгода или определяемому кварталами, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами);

- срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока;

- срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням (если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца);

- срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Как установлено в части 2 комментируемой статьи, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий предоставление водных объектов в пользование, вправе реализовать одно из полномочий:

принять решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование;

отказать в предоставлении водного объекта или его части в пользование.

Важно, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления должен принять одно из указанных решений в течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части в пользование.

В силу п. п. 20 - 21 Постановления Правительства РФ N 844, исполнительный орган или орган местного самоуправления в срок не более тридцати дней с даты поступления документов:

- рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, с оценкой их полноты и достоверности, а также соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства;

- выполняет расчет параметров водопользования;

- определяет условия использования водного объекта;

- обеспечивает согласование условий водопользования с заинтересованными исполнительными органами государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции;

- рассматривает и оценивает возможность использования водного объекта для заявленной цели.

Согласно п. 3.2.2.2 Приказа Минприроды РФ N 340 <228>, должностное лицо, ответственное за рассмотрение принятых документов в территориальном органе Росводресурсов:

--------------------------------
<228> Приказ Минприроды РФ от 22 декабря 2008 г. N 340 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 20.

1) рассматривает представленные заявителем документы на предмет их достоверности;

2) выполняет проверку представленных заявителем расчетов и обоснований заявленных параметров водопользования, водопотребления, площади занимаемой акватории;

3) выполняет расчет параметров водопользования по каждому водовыпуску, водозабору, объекту водопользования;

4) определяет условия использования водного объекта;

5) обеспечивает согласование условий водопользования с заинтересованными исполнительными органами государственной власти;

6) рассматривает и оценивает возможность использования водного объекта для заявленной цели;

7) принимает решение о предоставлении права пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Параметры водопользования рассчитываются территориальным органом Росводресурсов на основании схем комплексного использования и охраны водных объектов по каждому выпуску, водозабору, объекту водопользования, отражаемым в решении о предоставлении водного объекта в пользование. Следует отметить Приказ МПР РФ N 169, утвердивший в форме Методических указаний требования к структуре проектов схем комплексного использования и охраны водных объектов, состав и последовательность действий по их разработке, утверждению и реализации, внесению изменений в эти схемы.

Предложения заявителя по параметрам водопользования учитываются при расчете параметров водопользования.

Условия использования водного объекта разрабатываются с учетом специфики предполагаемого использования водного объекта или его части и намеченных водоохранных и водохозяйственных мероприятий.

Должностное лицо, ответственное за рассмотрение принятых документов в территориальном органе Росводресурсов, обеспечивает согласование условий использования водного объекта с заинтересованными исполнительными органами государственной власти путем:

1) формирования варианта условий использования водного объекта;

2) определения перечня заинтересованных исполнительных органов государственной власти, с которыми должно быть проведено согласование условий использования водного объекта.

Указанный перечень определяется в зависимости от случаев намечаемого водопользования.

Окончательные условия использования водного объекта разрабатывает территориальный орган Росводресурсов с учетом полученных предложений заинтересованных исполнительных органов государственной власти и предложений заявителя.

Определение условий использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти

Должностное лицо, ответственное за рассмотрение принятых документов при предоставлении водного объекта или его части в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование в территориальном органе Росводресурсов, в срок не более пяти календарных дней:

1) разрабатывает проект условий использования водного объекта; при предоставлении водного объекта или его части в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование в отношении нескольких водовыпусков, водозаборов, объектов водопользования - условий использования водного объекта по каждому из них;

2) определяет перечень заинтересованных исполнительных органов государственной власти, с которыми необходимо проведение согласования проекта условий использования водного объекта;

3) подготавливает пакеты документов для рассылки заинтересованным исполнительным органам государственной власти для согласования условий использования водного объекта. Каждый пакет документов содержит соответствующее сопроводительное письмо за подписью руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Росводресурсов, копию заявления и проект условий использования водного объекта;

4) направляет подготовленные пакеты документов в заинтересованные исполнительные органы государственной власти согласно определенному перечню;

5) вносит соответствующие учетные записи в таблицу учета рассмотрения документов для предоставления права пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, указанную в приложении 8 к настоящему Регламенту.

Формирование условий использования водного объекта прекращается после получения от всех заинтересованных исполнительных органов государственной власти соответствующих согласований или предложений, но не более чем за двадцать календарных дней с момента направления подготовленных пакетов документов с сопроводительными письмами в соответствующие заинтересованные исполнительные органы государственной власти.

Окончательные условия использования водного объекта формирует должностное лицо, ответственное за рассмотрение принятых документов в территориальном органе Росводресурсов, с учетом полученных предложений от заинтересованных исполнительных органов государственной власти, а также с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта, его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъекта РФ, схем комплексного использования и охраны водных объектов и документов территориального планирования.

По результатам рассмотрения представленных документов должностное лицо, ответственное за рассмотрение принятых документов в территориальном органе Росводресурсов, подготавливает соответствующее заключение о принятом решении о предоставлении права пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, указанное в приложении к Административному регламенту Росводресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденному Приказом Минприроды РФ N 340.

Общий срок административного действия по подготовке проекта и подписанию решения о предоставлении водного объекта в пользование составляет тридцать календарных дней с момента регистрации заявления и прилагаемых к нему документов в территориальном органе Росводресурсов (п. 3.2 Приказа Минприроды РФ N 340).

В случае если принято решение не предоставлять право пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, должностное лицо, ответственное за рассмотрение принятых документов в территориальном органе Росводресурсов:

1) подготавливает мотивированный отказ в предоставлении права пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, указанный в приложении 7 к настоящему Регламенту;

2) подписывает указанный мотивированный отказ у руководителя территориального органа Росводресурсов;

3) направляет заявителю указанный мотивированный отказ с приложением заключения о принятом решении о предоставлении права пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.

В случае предоставления в пользование водного объекта для обеспечения обороны страны и безопасности государства по результатам рассмотрения документов и выполнения других указанных выше процедур, территориальный орган Росводресурсов подготавливает соответствующее предложение, направляет документы с обосновывающими материалами в указанное агентство и уведомляет об этом заявителя. Росводресурсы в течение двадцати дней с даты поступления документов и обосновывающих материалов рассматривают предложение, готовят проект акта Правительства РФ и представляют его с необходимыми документами и обосновывающими материалами в Минприроды РФ. В случае необходимости проведения проверки представляемых территориальным органом Росводресурсов документов и обосновывающих материалов срок подготовки проекта акта Правительства РФ и его представления в Минприроды РФ может быть увеличен, но не более чем на десять дней. Минприроды РФ в течение пятнадцати дней с даты получения проекта акта Правительства РФ вносит его в установленном порядке в Правительство РФ после необходимых согласований с руководителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти или возвращает заявителю представленные им документы с обоснованием причин возврата.

Решение о предоставлении водного объекта или части такого объекта в пользование оформляется в соответствии с Приказом МПР от 14 марта 2007 г. N 56 "Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование" <229>.

--------------------------------
<229> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 28 мая. N 22.

В части 3 комментируемой статьи предусматривается обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления мотивировать отказ в предоставлении водного объекта или его части в пользование. Мотивированное решение об отказе в предоставлении водного объекта или его части в пользование позволяет заявителю устранить препятствия, послужившие причиной такого отказа.

Как установлено в п. 2.3 Приказа Минприроды РФ N 340, отказ в рассмотрении вопроса о предоставлении права пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю, если документы для предоставления права пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование представлены не в полном объеме. Мотивированный отказ в предоставлении водного объекта или его части в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование может быть направлен заявителю также, если:

- заявитель не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством РФ к лицам, которым предоставляется право пользования водным объектом, в том числе в случае невыполнения условий водопользования ранее выданных лицензий на водопользование и заключенных в соответствии с ними договоров пользования водным объектом, решений о предоставлении в пользование водного объекта;

- использование водного объекта в заявленных целях невозможно, в том числе в случае превышения лимитов водопользования, квот, установленных для субъектов РФ для данного водного объекта или его части;

- указанный в заявлении водный объект или его часть предоставлены в обособленное водопользование.

Отказ в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства направляется заявителю в случае, если документы для предоставления права пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование представлены не в полном объеме.

Мотивированный отказ в предоставлении права пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование с приложением заключения о принятом решении о предоставлении права пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование и самих представленных документов передается заявителю непосредственно или высылается по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении в течение тридцати календарных дней с момента регистрации заявления и прилагаемых к нему документов в территориальном органе Росводресурсов.

Важно, что отказ в предоставлении водного объекта или его части в пользование не препятствует повторному обращению в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с аналогичным заявлением, касающимся того же водного объекта или его части.

В части 4 комментируемой статьи предусматривается судебная защита прав и законных интересов физического или юридического лица в случае отказа в предоставлении водного объекта или его части в пользование.

При этом заявитель должен руководствоваться положениями главы 25 ГПК РФ либо главы 24 АПК РФ (если он использует водный объект для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности), устанавливающими порядок рассмотрения дел об оспаривании решений государственных органов, органов местного самоуправления.

Кроме того, в отношении граждан, оспаривающих отказ уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления в даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу, действует Федеральный закон N 4866-1. В частности, каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

Согласно ст. ст. 257 и 258 ГПК РФ, заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом РФ - в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, решения которых оспариваются. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Глава 24 АПК РФ регламентирует порядок рассмотрения дел об оспаривании решений государственных органов, органов местного самоуправления, вынесенных в отношении юридического и физического или лица, включая индивидуального предпринимателя, использующего водный объект для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Арбитражный суд, установив, что решение государственных органов, органов местного самоуправления не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решений незаконными.

В части 5 комментируемой статьи определен момент вступления в силу решения о предоставлении водного объекта или его части в пользование - регистрация в государственном водном реестре.

Ведение государственного водного реестра осуществляется в соответствии с ВК РФ и Постановлением Правительства РФ N 253 <230>. Оформление государственной регистрации в государственном водном реестре решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется в соответствии с Приказом МПР N 216 <231>.

--------------------------------
<230> Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" // СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2357.
<231> Приказ МПР РФ от 22 августа 2007 г. N 216 "Об утверждении Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 41.

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах. Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации. Сведения, содержащиеся в реестре, относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.

Сведения из государственного водного реестра могут быть получены заинтересованными лицами в силу Федерального закона N 149-ФЗ. Физическое лицо имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. При этом бесплатно предоставляется информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

В развитие приведенных положений о предоставлении гражданам и организациям информации принято Постановление Правительства РФ N 98.

В части 6 комментируемой статьи определен орган государственной власти, уполномоченный на утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, - Правительство РФ.

Важно, что Правительством РФ утверждается порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водных объектов, находящихся как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов РФ, а также муниципальных образований.

В настоящее время порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование физическим и юридическим лицам утвержден Постановлением Правительства РФ N 844.

В Постановлении Правительства РФ N 844 определены:

- исполнительные органы государственной власти (местного самоуправления), уполномоченные на принятие решений о предоставлении водных объектов или частей таких объектов в пользование;

- содержание заявления о предоставлении водных объектов или частей таких объектов в пользование и перечень прилагаемых документов;

- действия исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), уполномоченного на принятие решения о предоставлении водных объектов или частей таких объектов в пользование после получения соответствующего заявления;

- содержание заявления о предоставлении водных объектов или частей таких объектов в пользование и прилагаемых к нему документов.

Остались вопросы по ст 23 ВК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 23 ВК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.