Статья 22. Содержание решения о предоставлении водного объекта в пользование

1. Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать:
1) сведения о водопользователе;
2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса;
3) сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 244-ФЗ.

4) срок водопользования.

2. К решению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

3. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать:(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

1) указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

2) объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.
4. В случаях, предусмотренных пунктами 2-12 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, предельный срок водопользования на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование не может составлять более чем двадцать лет.(Часть дополнительно включена с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ)
5. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в случаях, предусмотренных пунктами 2-12 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, на срок, который превышает предельный срок водопользования, указанный в части 4 настоящей статьи, считается принятым на срок, равный предельному сроку водопользования.(Часть дополнительно включена с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ)

Комментарий к статье 22 Водного Кодекса РФ

1. Общий обзор статьи. Она состоит из трех частей, в которых определяется содержание решения, т.е. обязательность указания в нем юридически значимой информации. Таким образом, статья содержит ряд обязательных условий (по аналогии с существенными условиями) решения о предоставлении водного объекта в пользование. При отсутствии обязательных условий решение является недействительным. Также комментируемая статья определяет объем технико-юридических приложений, являющихся неотъемлемой частью решения. Кроме того, дополнительный правовой императив для обязательного включения в решение указан в статье относительно предоставления решения в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Основным нормативным правовым обеспечением комментируемой нормы (следуя ее диспозиции) является Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 14.03.2007 N 56 "Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование" <118>.

--------------------------------
<118> Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 14.03.2007 N 56 "Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование" // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 22.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.

Целью является закрепление нормативных правовых условий, обязывающих при определении содержания решения о предоставлении водного объекта в пользование и не допускающих возможности расширительной трактовки содержания решения при его оформлении на практике.

Сфера действия статьи ограничена полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления по оформлению решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также объемом истребованных и включенных в решение сведений о водопользователе (физическом лице, юридическом лице, индивидуальном предпринимателе).

Адресатами предписаний в данном случае являются заявители, органы и их должностные лица, которые относятся к участникам процесса принятия (и оформления) решения о предоставлении водного объекта в пользование.

3. Основными понятиями, используемыми в комментируемой статье, являются: "водопользователь", "водные ресурсы", "границы водного объекта", "сточные и дренажные воды" (см. комментарий к ст. ст. 1 и 5 Кодекса), "гидротехническое сооружение".

Содержание понятия "водопользователь" как физического лица или юридического лица, которому предоставлено право пользования водным объектом, дано в пункте 8 ст. 1 ВК РФ (см. комментарий к ст. 1).

Согласно пункту 4 ст. 5 ВК РФ термин "граница водного объекта" тождественен термину "береговая линия", которая определяется для: моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива; реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды; болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.

О понятии "гидротехнические сооружения" и конкретизирующих его понятиях, таких как "плотины", "здания гидроэлектростанций", "водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения", "туннели", "каналы", "насосные станции", "судоходные шлюзы", "судоподъемники"; "сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек"; "сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций"; "устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов" говорится в нормах статьи 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" <119>.

--------------------------------
<119> Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.

Объектами решения о предоставлении в пользование водного объекта являются: водный объект, его часть, объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод.

4. Содержание решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В обязательном порядке оно включает следующие виды информации:

1) сведения о водопользователе;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 комментируемого Кодекса;

3) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

4) срок водопользования.

Законодатель решил не просто указать на необходимость наличия в решении данных сведений, но и прописал их в Типовой форме решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, которую утвердил Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 14.03.2007 N 56.

Если анализировать каждую из групп сведений, то стоит отметить, что сведения о водопользователе определяют его дееспособность (для физических лиц) и правосубъектность (для юридических лиц), что выражено в необходимости указания полного и сокращенного наименования для юридического лица, индивидуального предпринимателя с указанием ОГРН, а для физического лица - Ф.И.О. с указанием данных документа, удостоверяющего его личность, а также почтовый и юридический адреса водопользователя.

5. Цели, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов раскрываются в части второй Типовой формы решения.

5.1. Цели использования водного объекта или его части указываются в Решении в той формулировке, в которой они изложены в части 2 ст. 11 ВК РФ. Выделяются одиннадцать таких целей:

1) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

2) сброс сточных вод и (или) дренажных вод;

3) строительство причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

4) создание стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;

5) строительство гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

6) разведка и добыча полезных ископаемых;

7) проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъем затонувших судов;

9) сплав древесины в плотах и с применением кошелей;

10) забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованный отдых детей, а также организованный отдых ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

5.2. Виды использования водного объекта или его части. Информация о них указывается в решении в той формулировке, в которой они изложены в соответствии со ст. 38 ВК РФ. Это совместное или обособленное водопользование. Также указываются три вида использования по способу его осуществления:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

5.3. Условия использования водного объекта или его части водопользователем определены российским водным законодательством следующим образом: недопущение нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде; содержание в исправном состоянии расположенных на водном объекте и эксплуатируемых водопользователем гидротехнических и иных сооружений, связанных с использованием водного объекта; оперативное информирование соответствующих территориального органа Федерального агентства водных ресурсов, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водном объекте, возникших в связи с использованием водного объекта в соответствии с выданным решением; своевременном осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водном объекте; ведение регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной по программе, согласованной с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, а также представление в установленные сроки бесплатно результатов таких регулярных наблюдений в указанный территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов; отказе от проведения работ на водном объекте (природном), приводящих к изменению его естественного водного режима.

5.4. Факультативные (специальные) условия использования водного объекта, устанавливаемые в соответствии с целями водопользования, изложены в Приложениях 1 - 10 к Приказу Министерства природных ресурсов РФ от 14.03.2007 N 56 "Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование" <120>.

--------------------------------
<120> Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 14.03.2007 N 56 "Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование" // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 22.

6. Сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование.

Обязательность наличия этих сведений и, следовательно, обязательность указания их в решении о предоставлении водного объекта в пользование предусмотрена в части 3 Типовой формы решения.

Сведения о водном объекте (согласно данным государственного водного реестра) должны содержать информацию о местоположении водного объекта или его части (речной бассейн, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), а также раскрывать морфометрическую характеристику водного объекта, включающую в себя:

- длину реки или ее участка (в километрах);

- расстояние от устья до места водопользования (в километрах);

- объем водохранилища, озера, пруда, обводненного карьера (в кубических метрах); площадь зеркала воды в водоеме (квадратных километрах);

- среднюю, максимальную и минимальную глубины в водном объекте в месте водопользования (в метрах) и иную морфометрическую информацию о водном объекте.

Предусмотрена и гидрологическая характеристика водного объекта в месте водопользования, включающая в себя: среднемноголетний расход воды в створе наблюдения, ближайшем к месту водопользования; скорости течения в периоды максимального и минимального стока; колебания уровня и длительность неблагоприятных по водности периодов; температура воды (среднегодовая и по сезонам) и иная гидрологическая информация о водном объекте.

Также сведениями о водном объекте является информация о качестве воды в водном объекте в месте водопользования, которая характеризуется индексом загрязнения вод и соответствующим ему классом качества воды: "чистая", "относительно чистая", "умеренно загрязненная", "загрязненная", "грязная", "очень грязная", "чрезвычайно грязная"; при использовании водного объекта для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и в целях рекреации качество воды указывается по санитарно-эпидемиологическому заключению.

Информация о водном объекте должна включать в себя перечень гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, обеспечивающих возможность использования водного объекта или его части для нужд водопользователя, а также их основных параметров.

Заключительными требованиями к характеристике водного объекта является указание на наличие или отсутствие зон с особыми условиями их использования, например, зон и округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбохозяйственных и рыбоохранных зон и иных.

7. Срок водопользования. Он устанавливается с указанием начала действия (вступления в силу решения) и окончанием срока действия решения. Срок прописывается с указанием дня, месяца, года возникновения права и окончания права водопользования.

По ранее возникшим отношениям водопользования, исходя из смысла статьи 5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса РФ", водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых и выданных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование до истечения срока действия таких лицензий. Указанные водопользователи вправе обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. При этом условия и сроки использования водных объектов могут быть изменены только по инициативе водопользователей.

8. Обязательные приложения к решению о предоставлении водного объекта в пользование. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что к данному решению прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним. Таким образом, комментируемая статья определяет перечень графических, технических документов, схем, пояснительных записок, которые являются неотъемлемой частью решения и более информативно раскрывают сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование.

Указанные материалы являются обязательными документами при регистрации права водопользования.

Например (если применить аналогию Закона), в статье 22.1 Федерального закона N 122-ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <121> говорится, что при государственной регистрации прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, являются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством, и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений.

--------------------------------
<121> Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

9. Дополнительные требования. Они указаны в части 3 комментируемой статьи и устанавливают, что решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод помимо ранее перечисленных сведений должно содержать:

1) указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

2) объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод;

3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Данная норма основывается на требованиях Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов <122> и Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества <123>.

--------------------------------
<122> Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" // СЗ РФ. 2007. N 16. Ст. 1921.
<123> Приказ Минприроды России от 08.07.2009 N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2009. 28 сентября. N 39.

Согласно указанным нормативным правовым актам обязанность ведения учета объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод и их качества возлагается на физических или юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Учет объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по установленным нормативными правовыми актами формам.

Водопользователи и собственники водных объектов несут ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений, полученных в результате учета объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а равно за представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обобщение и оценку результатов учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества осуществляют соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов.

Другой комментарий к статье 22 ВК РФ

В части 1 комментируемой статьи регламентируется содержание решения о предоставлении водного объекта в пользование. Решение в обязательном порядке должно содержать следующие сведения.

1. Сведения о водопользователе.

Первоначально данные сведения предоставляются в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование согласно п. 9 Постановления Правительства РФ N 844. К таким сведениям относятся:

полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица и индивидуального предпринимателя.

2. Цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов). При этом данные сведения указываются в решении, если водные объекты предоставляются в соответствии с ч. 2 ст. 11 ВК РФ для следующих целей:

- обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

- строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

- создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;

- строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

- разведки и добычи полезных ископаемых;

- проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

- подъема затонувших судов;

- сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

- забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

- организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов (см. комментарий к ч. 2 ст. 11 ВК РФ).

В силу Постановления Правительства N 223 <208> и Постановления Правительства РФ N 219 <209>, Росводресурсы устанавливают лимиты (предельные объемы) и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, а также координируют ведение мониторинга поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности, и ведение иными собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. На основании Постановления Правительства N 223, Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов (Росводресурсах) <210> и Приказа Росводресурсов N 32 установлены лимиты (предельных объемов) и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод на период с 2010 по 2012 год. Следует также отметить Приказ Минприроды РФ от 30 июля 2009 г. N 238 <211>.

--------------------------------
<208> Постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 223 "О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод" // СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1318.
<209> Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" // СЗ РФ. 2007. N 16. Ст. 1921.
<210> См.: Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564.
<211> Приказ Минприроды РФ от 30 июля 2009 г. N 238 "Об утверждении Методических указаний по установлению квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и квот сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации на 2010 год и последующие годы" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 41.

Важно, что в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование на основании решения указывается обоснование вида и цели водопользования (п. 9 Постановления Правительства РФ N 844).

3. Сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование.

Постановлением Правительства РФ N 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра (далее - реестр). Реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах. Ведение государственного водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами в соответствии с водным законодательством и законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации. Ведение государственного водного реестра осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 253.

Сведения из государственного водного реестра могут быть получены заинтересованными лицами на основании Федерального закона N 149-ФЗ. Согласно ст. 8 Федерального закона N 149-ФЗ, физические и юридические лица вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных законом. Физическое лицо имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. При этом бесплатно предоставляется информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

В развитие приведенных положений принято Постановление Правительства РФ N 98.

Важно, что согласно ст. 8 Федерального закона N 149-ФЗ решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

4. Срок водопользования.

Срок водопользования определяется органом, осуществляющим предоставление водного объекта. Важно, что в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование на основании решения указывается обоснование срока водопользования (п. 9 Постановления Правительства РФ N 844).

При исчислении сроков необходимо руководствоваться положениями гражданского законодательства. Согласно ст. 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, точным моментом начала течения срока действия договора водопользования является следующий день после дня государственной регистрации договора в государственном водном реестре.

Момент окончания срока действия договора водопользования определяется в соответствии со ст. 192 ГК РФ:

- срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (при этом к сроку, определенному в полгода или определяемому кварталами, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами);

- срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока;

- срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням (если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца);

- срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Помимо названного следует отметить, что в судебной практике признается, что в лицензии (разрешении) на водопользование или в приложении к ней может быть предусмотрена обязанность заключить договор пользования водным объектом и представить его на государственную регистрацию. При этом незаключение договора водопользователем признается нарушением лицензионных условий и водного законодательства <212>.

--------------------------------
<212> См.: Определение ВАС РФ от 11 июня 2009 г. N ВАС-7005/09. Документ опубликован не был.

Материалы в графической форме, согласно п. 10 Постановления Правительства РФ N 844, прилагаются к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование, направляемому физическим или юридическим лицом в уполномоченный орган. Впоследствии представленные материалы в графической форме прилагаются к решению о предоставлении водного объекта в пользование. Основное назначение данных материалов состоит в необходимости индивидуализации водного объекта. Согласно ч. 1 ст. 22 ВК РФ, в решении о предоставлении водного объекта в пользование обязательно должны содержаться сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование. При этом на водных объектах как объектах недвижимости могут располагаться сооружения либо предусматриваться особые режимы осуществления хозяйственной деятельности. Соответственно, материалы в графической форме, прилагаемые к решению о предоставлении водного объекта в пользование, включают:

- схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте;

- схемы размещения зон с особыми условиями их использования.

Кроме того, материалы в графической форме, прилагаемые к решению о предоставлении водного объекта в пользование, должны сопровождаться пояснительной запиской.

В части 3 комментируемой статьи предусматриваются дополнительные сведения, включаемые в содержание решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод. К дополнительным сведениям отнесены следующие.

1. Указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, предназначенных для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, вместе с пояснительной запиской прилагаются к решению о предоставлении водного объекта в пользование.

В силу Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219 <213>, и Приказа Минприроды РФ от 8 июля 2009 г. N 205 <214> (далее - Приказ Минприроды РФ N 205) установлен Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее - Порядок учета объемов забора (изъятия) и сброса сточных (дренажных) вод, их качества).

--------------------------------
<213> См.: Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" // СЗ РФ. 2007. N 16. Ст. 1921.
<214> См.: Приказ Минприроды РФ от 8 июля 2009 г. N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. 28 сентября. N 39.

Как установлено в п. п. 4 и 5 Приказа Минприроды N 205, для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям.

Схема систем водопотребления и водоотведения подлежит согласованию с территориальным органом Росводресурсов в течение пятнадцати дней. В случае использования подземных водных объектов схема систем водопотребления и водоотведения подлежит также согласованию с территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в течение пятнадцати дней. Схема систем водопотребления и водоотведения выполняется в графическом виде с приложением пояснительной записки и должна содержать:

а) ситуационный план местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водозаборные и (или) водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для забора (изъятия) водных ресурсов, сброса сточных вод и (или) дренажных вод с указанием:

наименования водного объекта - водоисточника и водоприемника;

мест размещения забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод и (или) дренажных вод с их нумерацией;

б) план территории организации, эксплуатирующей водозаборные и (или) водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием:

мест установки средств измерений для учета количества забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод с их нумерацией;

мест размещения очистных сооружений.

Пояснительная записка к схеме систем водопотребления и водоотведения должна содержать:

водохозяйственный баланс намечаемого водопользования, составленный на основе отраслевых индивидуальных норм водопотребления и водоотведения;

иные сведения, характеризующие количество и качество забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод.

Важно, что согласно п. 11 Постановления Правительства N 844 к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных и (или) дренажных вод в обязательном порядке кроме иных документов прилагаются:

расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества;

сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов и контроля (наблюдения) качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод.

Место предполагаемого сброса сточных и (или) дренажных вод обозначается в графических материалах, прилагаемых к заявлению.

2. Объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод.

Как установлено в п. 1 Постановления Правительства РФ N 881, нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатывают Росводресурсы с участием Росрыболовства, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В силу п. 8 Приказа МПР РФ N 328, нормативы допустимого воздействия на водный объект разрабатываются для следующих видов воздействий:

- привнос химических и взвешенных веществ;

- привнос радиоактивных веществ;

- привнос микроорганизмов;

- привнос тепла;

- сброс воды;

- забор (изъятие) водных ресурсов;

- использование акватории водных объектов для строительства и размещения причалов, стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов и других сооружений;

- изменение водного режима при использовании водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых.

Приказом МПР РФ N 328 определена схема расчета нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с утвержденным Приказом Минприроды РФ N 205 Порядком учета объемов забора (изъятия) и сброса сточных (дренажных) вод, их качества определяется последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета.

В силу Постановления Правительства N 223 и Постановления Правительства РФ N 219, Росводресурсы устанавливают лимиты (предельные объемы) и квоты сброса сточных вод, а также координируют ведение мониторинга поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности, и ведение иными собственниками водных объектов и водопользователями учета объема сброса сточных вод. На основании Постановления Правительства N 223, Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов (Росводресурсов) <215> и Приказа Росводресурсов N 32 установлены лимиты (предельных объемов) и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод на период с 2010 по 2012 год. Следует также отметить Приказ Минприроды РФ N 238. Квоты сброса сточных вод устанавливаются Федеральным агентством водных ресурсов на основе заявок уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ на установление квот забора (изъятия) водных ресурсов и квот сброса сточных вод, представляемых в территориальный орган Росводресурсов.

--------------------------------
<215> См.: Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564.

Измерение объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям.

3. Требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Как установлено в Порядке учета объемов забора (изъятия) и сброса сточных (дренажных) вод, их качества, утвержденном Приказом Минприроды РФ N 205, учет качества сточных вод и (или) дренажных вод включает измерение объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, обработку и регистрацию результатов таких измерений. Обязанность ведения учета качества сточных вод и (или) дренажных вод возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Собственники водных объектов осуществляют учет качества сточных вод и (или) дренажных вод в случае использования таких водных объектов в этих целях.

Учет объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется производительностью водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод.

Определение химического состава сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод (концентраций присутствующих в водах загрязняющих веществ) должно производиться с помощью средств измерений и (или) периодическим отбором проб и производством химических анализов сточных вод и (или) дренажных вод.

Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объем и перечень определяемых ингредиентов) согласовывается с территориальным органом Росводресурсов в течение тридцати дней.

Сведения, полученные в результате учета сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, представляются в территориальный орган Росводресурсов ежеквартально в срок до десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Территориальные органы Росводресурсов осуществляют обобщение и оценку результатов учета качества сточных вод и (или) дренажных вод.

Важно, что за сброс сточных вод взимается плата <216>. При этом в судебной практике несоблюдение нормативов водоотведения по качеству признается основанием для начисления водопользователю повышенной платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ <217>.

--------------------------------
<216> См.: Постановление Правительства N 344; Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" // СЗ РФ. 1996. N 2. Ст. 135.
<217> См.: Определение ВАС РФ от 18 января 2010 г. N ВАС-17513/09. Документ опубликован не был.

Размер ущерба, причиненного окружающей среде, определяется на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды РФ N 87. При этом в судебной практике признается, что в силу ч. 2 ст. 68 ВК РФ привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенные нарушения и возместить вред, причиненный в результате сброса вод с превышением загрязняющих веществ <218>.

--------------------------------
<218> См.: Определение ВС РФ от 24 декабря 2009 г. N ВАС-17183/09. Документ опубликован не был; Определение ВС РФ от 25 февраля 2009 г. N 1719/09. Документ опубликован не был.

Остались вопросы по ст 22 ВК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 22 ВК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.