Статья 26. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия:
1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса;
2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

2. Действие части 1 настоящей статьи не распространяется на водоемы, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. Перечень таких водоемов устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

4. Общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделенной определенному субъекту Российской Федерации, количества жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, протяженности береговой линии (границы водного объекта) в границах поселения.(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 244-ФЗ.

5. Порядок расходования и учета указанных в части 3 настоящей статьи средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

7. В случае использования указанных в части 3 настоящей статьи средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также издавать обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению переданных полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

9. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:
1) пункт утратил силу с 24 июля 2015 года - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ;
2) осуществляет контроль за правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений;
3) осуществляет контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождению от замещаемой должности;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

4) подготавливает предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и вносит эти предложения при необходимости в Правительство Российской Федерации для принятия соответствующего решения;
5) устанавливает содержание и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий и в случае необходимости целевые прогнозные показатели.

10. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации):
1) назначают на должность и освобождают от должности руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
2) утверждают структуру уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ.

3) организуют деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и предусмотренными частью 8 настоящей статьи нормативными правовыми актами;
3.1) вправе до утверждения регламентов, указанных в части 8 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций;
4) обеспечивают своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, а также о нормативных правовых актах, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий.

11. Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, Счетной палатой Российской Федерации.
12. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области водных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".(Часть дополнительно включена с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ)

Комментарий к статье 26 Водного Кодекса РФ

1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья велика по объему и состоит из одиннадцати частей, многие из которых включают пункты, конкретизирующие содержание отдельных полномочий, передаваемых Федерацией ее субъектам.

В части 1 дан перечень таких полномочий, а в части 2 указаны признаки тех объектов, на которые они не распространяются. Ряд норм (ч. ч. 3 - 7) посвящены регулированию порядка использования бюджетных средств, расходуемых на осуществление тех полномочий, которые "уступаются" Российской Федерацией в пользу ее субъектов.

В части 8 регулируется правотворческие, а в части 9 - административные (в основном, контрольно-надзорные) полномочия уполномоченного органа исполнительной власти. Часть 10 посвящена определению прав высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, реализуемых при передаче полномочий Федерации в сфере водных отношений ее субъектам.

Завершается статья нормой о контроле всего спектра указанной деятельности со стороны двух субъектов федерального уровня - уполномоченного федерального органа исполнительной власти и Счетной палаты РФ (методы, средства и объем их контрольных функций в комментируемой статье не раскрывается).

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Она направлена на реализацию положений Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <181>. Согласно нормам этого Закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией России, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Федерации. Комментируемый Кодекс как акт федерального законодательства устанавливает возможность передачи органам государственной власти субъектов Федерации перечисленных в статье полномочий.

--------------------------------
<181> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

Федеральные законы, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Сфера действия статьи распространяется на государственные органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Федерации.

Адресаты статьи указаны непосредственно в статье, но ее предписания предназначены и для субъектов контроля и тех лиц, которые являются заявителями и получателями субвенций.

3. Применение норм статьи. Комментируемая статья устанавливает, что перечисленные в части 1 полномочия не передаются в отношении конкретных водных объектов, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 N 2054-р (72 объекта), то есть тех, которые полностью расположены на территории соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.

4. Форма предоставления средств на реализацию перечисленных полномочий и субъекты Российской Федерации, их полномочия, источники предоставления средств. Указанные средства выделяются из федерального бюджета в виде субвенций. Это означает, что вопрос о предоставлении субвенций на цели реализации переданных полномочий решается ежегодно при принятии Федерального закона о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год. Следовательно, субъект Федерации, которому в законе о федеральном бюджете не предусмотрено выделение субвенций на указанные цели, не может осуществлять перечисленные в комментируемой статье полномочия.

4.1. Расчет объема предоставляемых из федерального бюджета субвенций. Он осуществляется с 1 января 2007 г. по специальной методике определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 636 <182>.

--------------------------------
<182> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4710.

В соответствии с данной методикой общий объем субвенций из федерального бюджета рассчитывается по формуле:

S = N3 x Q3 + Nж x Qж + Nб x Об,

где S - общий объем субвенций;

N3 - расходы на предоставление водных объектов или их частей в пользование в расчете на 1 тыс. куб. м (в руб.), определяемые как отношение общих затрат на предоставление водных объектов или их частей в пользование к общему объему забора (изъятия) водных ресурсов, определяемому по данным учета использования водных объектов за предыдущий год с учетом ежегодной индексации;

Q3 - общий объем забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с квотами, выделенными субъектам Российской Федерации в планируемом году;

Nж - расходы на предотвращение негативного воздействия вод в расчете на 1 жителя, проживающего на территории, подверженной негативному воздействию вод (в руб.), определяемые как отношение общих затрат на выполнение противопаводковых мероприятий к численности населения, проживающего на такой территории, за предыдущий год с учетом ежегодной индексации;

Qж - общее количество жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод в планируемом году;

Nб - расходы на обеспечение охраны водных объектов в расчете на 1 тыс. км береговой линии водных объектов в границах поселений (в руб.), определяемые как отношение общих затрат на установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос к общей протяженности береговой линии водных объектов в границах поселений, за предыдущий год с учетом ежегодной индексации;

Об - общая протяженность береговой линии водных объектов в границах поселений в планируемом году (тыс. км).

4.2. Нормативно-правовые основы. Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 N 629 утверждены и с 1 января 2007 года введены в действие Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений <183>. Согласно этим Правилам субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансирование полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Федерации.

--------------------------------
<183> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4707.

4.3. Права и обязанности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Операции по кассовым расходам бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, в том числе их остатки, не использованные на начало текущего финансового года, учитываются в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, направляет в Федеральное агентство водных ресурсов ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, а также направляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заверенные в установленном порядке копии нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий.

Содержание и формы представления отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое использование субвенций и достоверность отчетности.

Контроль за целевым использованием субвенций осуществляют Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

В случае использования субвенций не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Расчет распределения средств. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 668 <184> утверждена и с 1 января 2007 г. вступила в силу Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

--------------------------------
<184> СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4899.

Согласно этой методике размер субвенции определяется по формуле:

Si = S x Квхi

где Si - размер указанной субвенции;

S - общий объем субвенций, предоставляемых на вышеуказанные цели, рассчитанный в установленном порядке;

Квхi - коэффициент водохозяйственной обстановки на территории субъекта Федерации.

Коэффициент водохозяйственной обстановки на территории субъекта Федерации определяется по формуле:

Кзi x Кжi x Кбi

Квх I = ---------------------------------

Сумма (Кзi x Кжi x Кбi)

где Kзi - коэффициент, учитывающий долю забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по данным учета использования вод по субъекту Федерации, определяется следующим образом:

Объем забора (изъятия) водных ресурсов из

водных объектов на территории субъекта

Российской Федерации, млн. куб. метров в год

Значение коэффициента

менее 100 1

100 - 199,9 1,1

200 - 399,9 1,2

400 - 699,9 1,3

700 - 1099,9 1,4

1100 - 1599,9 1,5

1600 - 2199,9 1,6

2200 - 2799,9 1,7

2800 - 3499,9 1,8

Более 3500 2

Кжi - коэффициент, учитывающий количество жителей, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, подверженной негативному воздействию вод, определяется следующим образом:

Количество жителей, проживающих на

территории субъекта Российской Федерации,

подверженной негативному воздействию вод,

человек

Значение коэффициента

менее 500 1

500 - 999 1,2

1000 - 2999 1,5

3000 - 9999 1,9

10000 - 19999 2,4

20000 - 49999 2,9

50000 - 149999 4,7

150000 - 259999 6,7

260000 - 399999 8,1

более 400000 10

Кбi - коэффициент, учитывающий протяженность береговой линии водных объектов в границах поселений (населенных пунктов, входящих в их состав), расположенных на территории субъекта Российской Федерации, определяется следующим образом:

Протяженность береговой линии водных объектов в границах

поселений, расположенных на территории

субъекта Российской Федерации, километров

менее 50 1

50 - 99,9 1,2

100 - 199,9 1,4

200 - 499,9 1,6

500 - 1999,9 1,8

2000 - 3499,9 2

3500 - 5499,9 2,2

5500 - 7999,9 2,4

8000 - 9999,9 2,7

более 10000 3

Сумма (Кзi x Кжi x Кбi) - сумма произведений коэффициентов Кзi, Кжi, Кбi, определяемых для субъектов Российской Федерации.

6. Функции федеральных органов исполнительной власти. Они наделены в соответствии с комментируемой статьей рядом важнейших функций в связи с передачей органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области водных отношений, позволяющих им серьезным образом влиять на реализацию переданных полномочий.

При согласовании структуры региональных органов, осуществляющих переданные полномочия, федеральные органы могут выдвинуть предложения, которые органам исполнительной власти субъектов Федерации необходимо учитывать. Без согласования структуры региональных органов их деятельность может быть признана не соответствующей законодательству.

В порядке осуществления надзора за региональным правовым регулированием по вопросам переданных полномочий федеральные органы исполнительной власти могут направить предписания об отмене нормативных правовых актов субъектов Федерации или о внесении в них изменений, которые обязательны для исполнения. Фактически речь идет о форме надзора, аналогичной прокурорскому. То же относится к надзору за выполнением региональными органами переданных полномочий.

При невыполнении предписаний, выявлении фактов ненадлежащего исполнения переданных полномочий региональными органами государственной власти, недостижении целевых прогнозных показателей, выявлении случаев незаконного расходования средств на осуществление переданных полномочий федеральные органы исполнительной власти могут внести в Правительство России предложения об изъятии переданных полномочий у субъектов Федерации. В данном случае остается пока неурегулированным вопрос о форме принятия Правительством решения об изъятии переданных полномочий, учитывая, что переданы они законодательным актом (комментируемым Кодексом).

Другой комментарий к статье 26 ВК РФ

Согласно ч. 2 ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий.

В соответствии с частью 1 комментируемой статьи РФ передает органам государственной власти субъектов РФ следующие полномочия:

1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование. Исключение устанавливается ч. 1 ст. 21 комментируемого Кодекса в отношении предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемое на основании решения Правительства РФ.

2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ;

3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов РФ.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ утвержден примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий РФ в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов РФ <278> (далее - переданные полномочия), который конкретизирует перечень полномочий, установленный частью 1 комментируемой статьи.

--------------------------------
<278> Приказ МПР РФ от 18.03.2008 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.04.2008. N 17.

Так, осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, предполагает:

1) установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками;

2) предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы.

Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов РФ включает:

1) увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков, включая проектные работы;

2) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, приобретение гидрометеорологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения);

3) проведение ледокольных, ледорезных работ, работ по ликвидации ледовых заторов и ослаблению прочности льда;

4) мероприятия по противопаводковой защите, включающие уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы.

Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование предполагает мероприятия по заключению договоров водопользования, принятию решений о предоставлении водного объекта в пользование (организации и проведению аукционов на право заключения договоров водопользования, администрирование платы за пользование водными объектами, привлечение независимых экспертов по определению параметров водопользования). Исключение устанавливается ч. 1 ст. 21 комментируемого Кодекса в отношении предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемое на основании решения Правительства РФ.

Действие части 1 комментируемой статьи не распространяется на водоемы, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ.

Правительство РФ утверждает перечень водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов РФ <279>.

--------------------------------
<279> Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2008 N 2054-р "Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 12.01.2009. N 2. Ст. 335.

Часть 3 комментируемой статьи предусматривает предоставление средств на осуществление передаваемых полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, мер по предотвращению негативного воздействия водных объектов, а также мероприятия по предоставлению водных объектов в пользование на основании договоров водопользования в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно ст. 133 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке <280>.

--------------------------------
<280> Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 30.04.2010) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.

Распределение субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений составило на 2008 год - 2800000,0 тыс. руб. <281>, на 2009 год - 3250000,0 тыс. руб. <282>; на 2010 год - 2171950,0 тыс. руб. <283>.

--------------------------------
<281> Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ (ред. от 08.11.2008) "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" // Российская газета. 22.08.2007. N 183 (приложения 37, 38, 43 - 48).
<282> Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ (ред. от 02.12.2009) "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" // Собрание законодательства РФ. 01.12.2008. N 48 (прил. ч. 3) (прил. 12, 15, 18, 19, 21 - 24).
<283> Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ (ред. от 04.05.2010) "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" // Российская газета. 11.12.2009. N 238 (приложения).

Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что общий объем субвенций из федерального бюджета предоставляемых бюджетам субъектов РФ для осуществления переданных в соответствии с частью 1 комментируемой статьи полномочий определяется по методике, утвержденной Правительством РФ <284>, исходя из квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделенной определенному субъекту РФ, количества жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, протяженности береговой линии водных объектов в границах поселения.

--------------------------------
<284> Постановление Правительства РФ от 30.10.2006 N 636 "Об утверждении методики определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 06.11.2006. N 45. Ст. 4710.

Общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ для осуществления отдельных полномочий РФ, реализация которых передана органам государственной власти субъектов РФ, определяется по формуле:

S = N x Q + N x Q + N x Q,

з з ж ж б б

где:

S - общий объем субвенций;

N - расходы на предоставление водных объектов или их частей в пользование в расчете на 1 тыс. куб. м (в рублях), определяемые как отношение общих затрат на предоставление водных объектов или их частей в пользование к общему объему забора (изъятия) водных ресурсов, определяемому по данным учета использования водных объектов, за предыдущий год с учетом ежегодной индексации (з);

Q - общий объем забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с квотами, выделенными субъектам РФ в планируемом году (з);

N - расходы на предотвращение негативного воздействия вод в расчете на 1 жителя, проживающего на территории, подверженной негативному воздействию вод (в рублях), определяемые как отношение общих затрат на выполнение противопаводковых мероприятий к численности населения, проживающего на территории, подверженной негативному воздействию вод, за предыдущий год с учетом ежегодной индексации (ж);

Q - общее количество жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, в планируемом году (ж);

N - расходы на обеспечение охраны водных объектов в расчете на 1 тыс. км береговой линии водных объектов в границах поселений (в рублях), определяемые как отношение общих затрат на установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос к общей протяженности береговой линии водных объектов в границах поселений, за предыдущий год с учетом ежегодной индексации (б);

Q - общая протяженность береговой линии водных объектов в границах поселений в планируемом году (тыс. км) (б).

Согласно части 5 комментируемой статьи порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений, утверждается Правительством РФ.

Согласно Правилам расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений <285>, утвержденным Правительством РФ, субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение переданных полномочий.

--------------------------------
<285> Постановление Правительства РФ от 27.10.2006 N 629 (ред. от 03.10.2009) "Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений" // Собрание законодательства РФ. 06.11.2006. N 45. Ст. 4707.

Органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Росводресурсами целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Минприроды РФ.

Перечисление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий переданные полномочия, направляет в Федеральное агентство водных ресурсов ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о расходах бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, а также направляет в Минприроды РФ заверенные в установленном порядке копии нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий.

Содержание и формы представления отчета о расходах бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

В случае утверждения в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не распределенной между субъектами РФ субвенции (далее - нераспределенный резерв) указанные средства направляются бюджетам субъектов РФ дополнительно на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий.

При недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее 15 сентября текущего финансового года обращаются в Росводресурсы с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва (при этом представляются документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, по перечню, устанавливаемому Росводресурсами).

В случае если орган исполнительной власти субъекта РФ не представил необходимые документы о выделении средств нераспределенного резерва, вопрос не рассматривается.

Основанием для выделения бюджету субъекта РФ средств нераспределенного резерва является решение Федерального агентства водных ресурсов, принимаемое в месячный срок с даты поступления обращения органа исполнительной власти субъекта РФ.

В случае если общий размер запрашиваемых субъектами РФ дополнительных средств превышает размер нераспределенного резерва, выделение дополнительных средств бюджетам субъектов РФ осуществляется с учетом показателя бюджетной обеспеченности регионов в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на соответствующий финансовый год.

При наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке субвенций указанный остаток в соответствии с решением Федерального агентства водных ресурсов может быть использован субъектом РФ в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ для осуществления расходов бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются субвенции.

В случае если неиспользованный остаток субвенций не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

Часть 6 комментируемой статьи устанавливает обязательность целевого использования средств, предоставленных для реализации переданных полномочий. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое использование субвенций.

Часть 7 комментируемой статьи наделяет Федеральную службу финансово-бюджетного надзора полномочиями по контролю за целевым использованием субвенций. В случае использования субвенций не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством РФ. В соответствии со ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ <286>.

--------------------------------
<286> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.04.2010) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.

Часть 8 комментируемой статьи устанавливает, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также издавать обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению переданных полномочий органами исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно ст. 1 Постановления Правительства РФ от 13 декабря 2006 г. N 757 (ред. от 04.03.2009) "О полномочиях Министерства природных ресурсов и экологии РФ в области водных отношений" <287> Минприроды РФ вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также издавать обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению переданных полномочий органами исполнительной власти субъектов РФ.

--------------------------------
<287> Постановление Правительства РФ от 13.12.2006 N 757 (ред. от 04.03.2009) "О полномочиях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области водных отношений" // Собрание законодательства РФ. 18.12.2006. N 51. Ст. 5461.

Часть 9 комментируемой статьи устанавливает перечень полномочий Минприроды РФ при передаче осуществления отдельных полномочий РФ в области водных отношений органам государственной власти РФ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404 (ред. от 28.03.2010) "О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ" <288> Минприроды РФ осуществляет:

--------------------------------
<288> Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (ред. от 28.03.2010) "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 02.06.2008. N 22. Ст. 2581.

1) согласование структуры уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия (п. 5.14);

2) надзор за правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов РФ или о внесении в них изменений.

Согласно Приказу Минприроды РФ от 30 октября 2008 г. N 273 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством природных ресурсов и экологии РФ государственной функции по надзору за правовым регулированием органами государственной власти субъектов РФ вопросов осуществления переданных полномочий РФ в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, объектов животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среды их обитания с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов РФ или о внесении в них изменений" <289> определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Минприроды РФ при осуществлении надзора за правовым регулированием органами государственной власти субъектов РФ вопросов переданных полномочий в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среды их обитания;

--------------------------------
<289> Приказ Минприроды РФ от 30.10.2008 N 273 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной функции по надзору за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, объектов животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среды их обитания с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 16.02.2009. N 7 (прил. 2 к Регламенту не приводится).

3) контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий (п. 5.16);

4) подготовку предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов РФ и вносит эти предложения при необходимости в Правительство РФ для принятия соответствующего решения (п. 5.15);

5) установление содержания и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий и в случае необходимости целевые прогнозные показатели (п. 5.2.47).

Часть 10 комментируемой статьи устанавливает полномочия высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ):

1) назначают на должность и освобождают от должности руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия;

2) утверждают по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти структуру уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ;

3) организуют деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и предусмотренными частью 8 комментируемой статьи нормативными правовыми актами;

3.1) вправе до утверждения регламентов, указанных в части 8 комментируемой статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам РФ, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций;

4) обеспечивают своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, а также о нормативных правовых актах, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий.

В части 11 комментируемой статьи установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за расходованием средств на осуществление переданных полномочий, является Росводресурс.

Остались вопросы по ст 26 ВК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 26 ВК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.