1. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;
2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
3) осуществление мер по охране таких водных объектов;
4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
2. К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.
3. Полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района.
4. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района.
5. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории городского округа, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского округа.
Комментарий к статье 27 Водного Кодекса РФ
1. Общий обзор и сфера действия статьи. Комментируемая статья состоит из трех частей, в которых перечисляются полномочия иерархических структур - органов местного самоуправления, выделенных по организационному (административно-пространственному) признаку, т.е. муниципальных образований: муниципальных районов и городских округов, городских и сельских поселений, и с учетом принадлежности объектов права собственности - водных объектов.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основной целью является разграничение полномочий органов местного самоуправления различного уровня. Таким образом, целью статьи является определение круга вопросов, решение которых осуществляется органами местного самоуправления, т.е. избираемыми непосредственно населением и (или) образуемыми представительным органом муниципального образования органами, наделенными собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Действие статьи распространяется на органы местного самоуправления, которое в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <185> осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
--------------------------------
<185> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Адресатами статьи являются как работники органов местного самоуправления, так и физические и юридические лица, проживающие (действующие) на соответствующей территории.
3. Основные понятия. Их можно разбить на две группы. В первую входят термины и понятийные обороты, характеризующие водные объекты и воздействие на них, институт собственности (см. комментарий к ст. ст. 1, 8).
Во вторую группу включены понятия, обозначающие структурные элементы поселений:
1) сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов; кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
2) городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
3) муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
4) городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных указанным Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
5) внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
4. Круг и содержание полномочий. Статья 14 вышеназванного Федерального закона к вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа относит:
- формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за исполнением данного бюджета;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- организацию в границах соответственно поселения и городского округа водоснабжения населения, водоотведения;
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения;
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание условий для массового отдыха жителей соответственно поселения и городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;.
- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований;
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
- создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения;
- осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.
Другой комментарий к статье 27 ВК РФ
Муниципальные образования, являясь согласно ч. 1 ст. 7 ВК РФ участниками водных отношений, наделяются в отношении водных объектов находящихся в муниципальной собственности, полномочиями, перечень которых устанавливает комментируемая статья.
Так, согласно части 1 комментируемой статьи к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами.
Собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ч. 2 ст. 8 ВК РФ в собственности муниципальных образований находятся пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности;
2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Согласно ст. 1 ВК РФ негативное воздействие вод - это затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и его ликвидации возлагается на собственника водного объекта, в данном случае на органы местного самоуправления;
3) осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.
Данная норма устанавливает полномочие органов местного самоуправления по осуществлению мер по охране водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Глава 6 комментируемого Кодекса, посвященная охране водных объектов, предполагает осуществление мер по:
- охране водных объектов от загрязнения и засорения;
- охране болот от загрязнения и засорения;
- охране ледников и снежников от загрязнения и засорения;
- охране подземных водных объектов;
- охране водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы;
- охране водных объектов при проведении строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности;
- охране водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии;
4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
Согласно пункту 4 части 1 комментируемой статьи полномочие по установлению ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в муниципальной собственности, порядка расчета и взимания этой платы принадлежит органам местного самоуправления.
Следует отметить, что плата за пользование водными объектами относится к числу неналоговых доходов местных бюджетов и подлежит зачислению в бюджеты поселений, муниципальных районов, городских округов, в зависимости от права собственности на водные объекты, по нормативу 100 процентов (ст. 62 БК РФ).
Кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 комментируемой статьи, часть 2 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений относит установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
В свою очередь, часть 3 комментируемой статьи расширяет перечень полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в области водных отношений, причисляя к ним предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления, установленных частями 2 и 3 комментируемой статьи, принимаются соответствующие нормативные правовые акты. В качестве примера можно привести Правила использования водных объектов общего пользования на территории города Курчатова для личных и бытовых нужд <290> (далее - Правила), которые устанавливают условия и требования, предъявляемые к использованию водных объектов на территории города Курчатова для личных и бытовых нужд, обеспечению безопасности людей, информированию населения об ограничениях использования водных объектов, и обязательны для выполнения всеми водопользователями на территории города Курчатова.
--------------------------------
<290> Постановление главы г. Курчатова Курской области от 26.10.2007 N 1166 (ред. от 05.02.2009) "Об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования на территории города Курчатова для личных и бытовых нужд" // Курчатовское время. 01.11.2008. N 118 - 119.
Правила определяют личные и бытовые нужды как личные, семейные, домашние нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, включающие в себя: купание, плавание на маломерных судах, водных мотоциклах, находящихся в частной собственности физических лиц и не используемых для осуществления предпринимательской деятельности, их причаливание, любительское и спортивное рыболовство, полив садовых, огородных, дачных земельных участков, предоставленных или приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства. При этом запрещается при использовании водных объектов города Курчатова для личных и бытовых нужд: стирка белья и другого имущества; мойка транспортных средств; купание животных; движение и стоянка автотранспортных средств (кроме автомобилей специального назначения) в пределах береговой полосы; сброс в водные объекты, захоронение в них и на территории их водоохранных зон и береговых полос бытовых и промышленных отходов; размещение на водных объектах и их водоохранных зонах, береговых полосах средств и оборудования, влекущих за собой загрязнение и засорение водных объектов, а также чрезвычайные ситуации; самовольное снятие оборудования и средств обозначения участков водных объектов, установленных на законных основаниях; ловля рыбы, купание, использование плавсредств на акватории водохранилища и пруда-охладителя Курской АЭС, в санитарно-защитной зоне.
Что касается информирования населения об ограничениях использования водных объектов общего пользования города Курчатова для личных и бытовых нужд, то предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах, расположенных на территории города Курчатова, осуществляет муниципальное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Курчатова".
Данная информация согласно Правилам доводится до сведения граждан:
- через средства массовой информации (печатные издания, телевидение, радио), сеть Интернет на официальном сайте администрации города Курчатова;
- путем установления специальных знаков, содержащих информацию об ограничении использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" <291> (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), который устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, включая вопросы деятельности органов местного самоуправления в сфере водных отношений. Их перечень в целом дублирует нормы комментируемой статьи. Так, согласно ст. 14 к вопросам местного значения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья и осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.
--------------------------------
<291> Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. N 40. Ст. 3822.
В соответствии со ст. 15 к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья и осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.
Согласно ст. 16 к вопросам местного значения городского округа относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья и осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов.