1. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право:
1) самостоятельно осуществлять использование водных объектов;
2) осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;
3) пользоваться иными предусмотренными настоящим Кодексом, другими федеральными законами правами.
2. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:
1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;
2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;
3) информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
5) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.
6) выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
Комментарий к статье 39 Водного Кодекса РФ
1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух частей, содержащих соответственно три и шесть пунктов. В части 1 перечисляются права собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов. В части 2 формируются их обязанности организационного, информативного и иного характера.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.
Целями в данном случае является обеспечение законопослушного поведения субъектов водопользования, защита их интересов с помощью наделения правами собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов, обеспечение экологических интересов государства путем установления обязанностей физических и юридических лиц, осуществляющих водопользование.
Содержание указанных прав и обязанностей должно обеспечивать положение статьи 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы охраняются и используются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, а также положение статьи 36 Конституции РФ, в соответствии с которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Сфера действия охватывает территорию Российской Федерации, включая ее территориальное море, в части тех водных объектов или их частей, которые находятся в собственности или предоставлены в пользование. Нормы статьи распространяются на поведение всех водопользвателей без каких-либо исключений по субъекту и видам водопользования.
Адресатами предписаний являются физические и юридические лица, органы местного самоуправления, органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, которые в соответствии с законодательством являются собственниками водных объектов или водопользователями.
3. Основные понятия. В статье используется широкий перечень понятий, применяемых в Водном кодексе РФ, природоохранном, гражданском и градостроительном законодательстве. К их числу относятся: "собственники", "водопользователи", "водные объекты", "строительство", "гидротехнические сооружения", "вред окружающей среде", "чрезвычайные ситуации".
3.1. Собственники. Исходя из общего представления о собственнике, им является субъект права, которому принадлежат права пользования, владения и распоряжения определенным имуществом. Соответственно, собственником водного объекта является субъект права, который обладает указанными правами на водный объект. Общие положения о содержании права собственности определяются в гражданском законодательстве. Так, согласно части 1 ст. 209 ГК РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ <222> собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
--------------------------------
<222> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
3.2. Водопользователи - см. комментарий к ст. 1.
3.3. Водные объекты - см. комментарий к ст. 1.
3.4. Вред окружающей среде. Данное понятие определено в статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <223>, согласно которой вред окружающей среде рассматривается как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (см. также комментарий к ст. 69).
--------------------------------
<223> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
3.5. Строительство. В статье 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ <224> указано, что строительством является создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
--------------------------------
<224> СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 16.
3.6. Гидротехнические сооружения. Данное понятие содержится в статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <225>, согласно которой гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
--------------------------------
<225> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.
3.7. Чрезвычайные ситуации. Приведенное понятие определено статьей 1 Федерального закона от 12.12.1994 N 68-ФЗ <226> "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", согласно которой чрезвычайной ситуацией считается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
--------------------------------
<226> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.
Аналогичное определение данного понятия приведено в статье 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений".
4. Особенности прав собственников водных объектов и водопользователей. Комментируемой статьей установлено право собственников и водопользователей самостоятельно осуществлять использование водных объектов; осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений, а также пользоваться иными правами, предусмотренными федеральным законами.
Использование водных объектов осуществляется различными способами, для различных целей и по основаниям права общего и специального природопользования. Так, ряд статей ВК РФ предусматривает возможность предоставления водных объектов в пользование неопределенному кругу лиц, которые могут быть водопользователями. Водопользователями признаются физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом (см. комментарий к ст. 1 ВК РФ).
Право пользования может быть предоставлено на основании норм права, непосредственно вытекающих из законодательства, или на основании актов правоприменения, а также на основании договоров. Ряд статей Кодекса дает право неопределенному кругу лиц пользоваться водными объектами. Например, статьей 6 ВК РФ предоставляется право пользования водными объектами общего пользования (см. комментарий к ст. 6). Способы использования водных объектов определены в части 3 ст. 38 ВК РФ (см. комментарий к ст. 38).
Строительство гидротехнических и иных сооружений осуществляется с учетом градостроительного законодательства, Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" <227>.
--------------------------------
<227> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142. См. также: Учебно-практический комментарий к земельному законодательству Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2006.
В предусмотренных законодательством случаях одним из необходимых условий при строительстве гидротехнических сооружений является наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации гидротехнического сооружения <228>, в составе которой содержится декларация безопасности гидротехнического сооружения <229>.
--------------------------------
КП: примечание.
Комментарий к Федеральному закону "Об экологической экспертизе" (под ред. М.М. Бринчука) включен в информационный банк.
<228> См. также: Комментарий к Федеральному закону "Об экологической экспертизе" / Под ред. М.М. Бринчука. М., 2010.
<229> О данном виде деклараций и значении иных деклараций в экологическом праве см.: Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. 3-е изд. М.: Проспект, 2008. С. 297 - 300.
Строительство объектов может быть запрещено или ограничено в случае, если водный объект подпадает под действие режима особой охраны, который запрещает (ограничивает) строительство, если проектная документация не прошла необходимую экспертизу и т.п.
5. Обязанности собственников и водопользователей. Перечень обязанностей приведен в комментируемой статье более предметно, чем перечень прав.
5.1. Недопущение нарушения прав других. В обязанности собственникам и водопользователям вменяется не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде. Как уже было указано, данная обязанность определяется статьей 36 Конституции РФ. В комментируемой норме расширен состав субъектов: если в Конституции речь идет только о собственниках, то в ВК РФ к ним добавлены природопользователи.
5.2. Обязанность собственников и водопользователей по содержанию в исправном состоянии эксплуатируемых ими очистных сооружений и расположенных на водных объектах гидротехнических и иных сооружений.
Данная обязанность корреспондирует с обязанностями собственников и эксплуатирующих организаций гидротехнических сооружений, установленными в статье 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений". В ней закреплено, что указанные собственники и организации обязаны: систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации и др.
Согласно статье 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
При осуществлении эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов необходимо соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проведение мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
5.3. Информационные обязанности при возникновении аварий и чрезвычайных ситуаций. В случае возникновения аварии или чрезвычайной ситуации на водном объекте собственники водных объектов и водопользователи обязаны проинформировать об этом органы местного самоуправления и уполномоченные органы исполнительной власти. Аналогичной обязанности Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не содержит.
Закон содержит отсылочную норму, согласно которой граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (ст. 19).
Прямая обязанность закрепляется лишь в статье 14 данного Закона (лишь в отношении организаций), согласно которой организации обязаны (кроме прочего) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Так, пунктом 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 N 240 <230>, организации обязываются немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.
--------------------------------
<230> СЗ РФ. 2002. N 16. Ст. 1569.
Порядок предоставления информации определяется в том числе на основе Постановления Правительства РФ от 24.03.1997 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <231>.
--------------------------------
<231> СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1545.
Статья 8.5 Кодекса об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ <232> предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
--------------------------------
<232> СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 1.
Пример.
Согласно описательной части Постановления ФАС Дальневосточного округа от 15.12.2010 N Ф03-8576/2010 в результате деятельности Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 96145 (ФБУ) при перекачке мазута с танкера на береговые емкости 9 филиала КБ МТО ТОФ произошел разлив мазута, часть вылилась в акваторию, при этом произошло загрязнение ледяного покрова и открытого водного пространства нефтепродуктами. О данном факте ФБУ известило начальника и оперативного дежурного флота в порядке, установленном Правилами охраны природной среды в Военно-Морском Флоте, утвержденными Приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота от 12.12.1990 N 320.
Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю в ходе проведения оперативных мероприятий выявило факт разлива нефтепродуктов и привлекло ФБУ к административной ответственности по статье 8.5. КоАП, руководствуясь при этом нормами ст. 39 ВК РФ и Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, где указывается, что при авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах извещаются уполномоченные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. ФБУ данные требования не выполнило, в связи с чем и было привлечено к ответственности. Суд подтвердил данную позицию, признав ФБУ субъектом ответственности по ст. 8.5. КоАП.
Комментируемая статья, закрепляя обязанность по своевременному осуществлению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, обращается к собственникам и водопользователям. При разъяснении этой обязанности собственников водных объектов следует обратить внимание на два важных момента.
Первый состоит в определении своевременности, т.е. периода времени, после истечения которого данная обязанность считается (может считаться) неисполненной.
Второй заключается в установлении реальной необходимости и исполнимости мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
5.4. Своевременность проведения профилактических мер на водных объектах. Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций включает органы государственной власти, местного самоуправления и организации. Физические лица (индивидуальные предприниматели) в систему не включены.
Согласно статье 14 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации, кроме прочего, обязаны: создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Как известно, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" при регулировании отношений, связанных с хозяйственной и иной деятельностью, преследуются цели, направленные на охрану окружающей среды для обеспечения экологической безопасности <233>. При этом требования в области охраны окружающей среды устанавливаются применительно к неопределенному кругу лиц (субъектов хозяйственной и иной деятельности). В числе такого рода требований установлено следующее:
--------------------------------
<233> См.: Комментарий в Федеральному закону "Об охране окружающей среды" / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2010.
1) обязанность разработки и реализации мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду (ст. 34);
2) осуществление строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды (ст. 37);
3) запрет ввода в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды (ст. 38);
4) соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с проведением мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (ст. 39) и др. при эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов.
5.5. Обязанности по учету. Собственники водных объектов и водопользователи ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод и представляют полученные сведения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Приказом Минприроды РФ от 08.07.2009 N 205 <234>.
--------------------------------
<234> БНА ФОИВ. N 39. 2009.
Регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами осуществляются в рамках проведения государственного мониторинга водных объектов, порядок проведения которого установлен Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 N 219 <235> Минприроды России.
--------------------------------
<235> СЗ РФ. 2007. N 16. Ст. 1921.
Другой комментарий к статье 39 ВК РФ
Часть первая комментируемой статьи очерчивает круг прав собственников водных объектов и водопользователей при их использовании. Прежде всего, стоит определиться с тем, кто является водопользователями и собственниками водных объектов. В соответствии со ст. 1 ВК РФ в качестве водопользователей выступают физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом. Собственником же водных объектов, в основном, является РФ, однако субъект РФ, муниципальное образование, физическое лицо и юридическое лицо также могут быть собственниками пруда, обводненного карьера, если таковые расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности перечисленным субъектам.
Итак, собственники водных объектов, водопользователи имеют право самостоятельно осуществлять использование водных объектов. Ключевым понятием здесь является "самостоятельность", под которой законодатель подразумевает такое использование собственником или водопользователем водных объектов, которое бы не ограничивалось вмешательством третьих лиц. То есть непосредственно собственник может использовать различными способами, по своему усмотрению, принадлежащий ему водный объект для удовлетворения собственных потребностей. В данном случае такая свобода ограничивается лишь некими обязанностями собственника, о которых мы поговорим ниже и правами других лиц, которые установлены законами. Относительно водопользователей действует то же правило, однако, их права могут быть ограничены еще и договором, на основании которого осуществляется водопользование, если таковой имеется.
Отдельной строкой выделено такое право, как осуществление строительства гидротехнических и иных сооружений на водных объектах. Под гидротехническими сооружениями в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Стоит отметить, что перечень прав водопользователей и собственников водных объектов при их использовании открыт, однако ограничен правами, предоставляемыми ВК РФ и другими федеральными законами. Так, согласно ст. 19 ВК РФ водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу, за исключением прав и обязанностей по договору водопользования в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В части второй комментируемой статьи содержится перечень обязанностей собственников водных объектов и водопользователей. Самой первой и самой главной обязанностью является недопущение нарушения прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде. Анализ судебной практики позволяет понять, что наиболее частым нарушением является причинение ущерба водному объекту в результате сброса в него неочищенных сточных вод, в результате чего концентрация взвешенных веществ в сточных водах превышает предельно допустимую норму (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.06.2009 по делу N А79-6841/2008, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.09.2009 N Ф03-4677/2009 по делу N А59-4020/2008). Случаи утечки топлива с палубы судна, эксплуатации лодочных станций при отсутствии системы отвода и очистки поверхностного стока также являются прямым нарушением обязанности непричинения вреда окружающей среде. И в данном случае принятие нарушителем мер для устранения в кратчайшие сроки загрязнения водного объекта является всего лишь смягчающим обстоятельством.
Что же касается недопущения нарушения прав других собственников водных объектов и водопользователей, то в качестве примера такого нарушения может быть приведена установка на береговой полосе ограждения, препятствующего свободному доступу граждан к водному объекту (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.03.2009 года по делу N А79-7347/2008).
Кроме того, стоит отметить, что сам по себе факт нарушения правил водопользования не доказывает причинение вреда водному объекту и размер данного вреда, имеет место материальный состав правонарушения, связанный с нарушением обязанности собственником или водопользователем (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.11.2009 по делу N А63-883/2009).
Выполняя обязанность содержания в исправном состоянии эксплуатируемых очистных сооружений и расположенных на водных объектах гидротехнических и иных сооружений, собственник водных объектов и водопользователь не должны забывать о такой очень важной обязанности, как информирование уполномоченных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах. Уполномоченными органами в данном случае являются Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы. Заметим, что собственники и водопользователи также обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах. Весьма оценочной представляется категория своевременности осуществления мероприятий. Своевременность предупредительных мер означает проведение мер в тот срок, который может исключить неизбежность наступления аварий и чрезвычайных ситуаций. Своевременность же мер по ликвидации последствий должна оцениваться как немедленность принятия соответствующих мер. Однако стоит учитывать, что в данном случае обязанность подлежит расширительному толкованию с учетом судебной практики, согласно которому водопользователи и собственники водных объектов обязаны не только своевременно принять меры, но и принять все зависящие от них меры, что немаловажно (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.02.2010 по делу N А53-13677/2009).
Последняя из обозначенных обязанностей - обязанность вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества. Такой порядок в настоящее время утвержден Приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205. Здесь же указывается на обязанность вести регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Что же касается сроков, то сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Перечень обязанностей, впрочем, как и прав является открытым: водопользователи и собственники водных объектов должны выполнять иные предусмотренные ВК РФ и другими федеральными законами обязанности. Например, в соответствии со статьей 48 ВК РФ водопользователи, осуществляющие сплав древесины, обязаны регулярно проводить очистку водных объектов от затонувшей древесины.