Статья 41. Приостановление или ограничение водопользования

1. Водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае:
1) угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека;
2) возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
3) причинения вреда окружающей среде;
3.1) установления охранных зон гидроэнергетических объектов;
4) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

2. Приостановление водопользования в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке. В иных случаях приостановление водопользования осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

3. Ограничение водопользования устанавливается нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или решением суда.

Комментарий к статье 41 Водного Кодекса РФ

1. Общий обзор статьи. Она разделена на три части. В первой из них перечислены основания (по тексту - случаи) приостановления или ограничения водопользования. Эти основания носят экстремальный характер, недаром в тексте Кодекса употребляются термины "угроза", "причинение вреда". Список случаев (оснований) является открытым, поскольку в пункте 4 ч. 1 комментируемой статьи речь идет об "иных предусмотренных федеральными законами случаях".

Часть 2 комментируемой статьи, по сути, является отсылочной нормой (предложение 1), хотя во втором предложении и указывает субъектов принятия решения о приостановлении или ограничении водопользования, но при этом речь идет вновь об "иных случаях", т.е. ситуациях, не указанных непосредственно в ВК РФ и требующих обращения к смежному законодательству. Точно в таком же ключе сформулирована и норма части 3, в которой перечислены субъекты правового регулирования, обладающие правом установления ограничений водопользования.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.

Основная цель заключается в установлении правовых основ соблюдения прав водопользователей, которые в ходе своей деятельности должны иметь четкие ориентиры, свидетельствующие о возможностях (законных, но не произвольных), временно или постоянно ограничивающих их деятельность в целом или в отношении отдельных ее видов (направлений). По тексту комментируемой статьи ясно, что такого рода ограничения либо приостановления могут быть вызваны либо нестандартными ситуациями, либо по вине водопользователя, либо в иных случаях. Так или иначе, статья 41 ориентирована на достижение профилактического эффекта.

Сфера ее действия весьма широка, хотя, на первый взгляд, она ограничивается признаками нестандартных ситуаций (аварии, чрезвычайные ситуации, угроза), но упоминание в пункте 4 ч. 1 об иных случаях, безусловно, расширяет возможности применения статьи 41.

Адресатами комментируемой статьи является чрезвычайно широкий круг лиц. В него входят не только водопользователи, но и все те субъекты, которые, так или иначе, участвуют в предупреждении и ликвидации угроз причинения вреда жизни или здоровью человека, в связи с осуществлением водопользования, возникновением чрезвычайных ситуаций и т.п., а также субъекты исполнения контрольно-надзорных функций в области охраны окружающей среды, правоохранительные органы, их должностные лица, суды.

3. Основные понятия. Среди них такие термины, которые постоянно употребляются в тексте Кодекса - "водопользование" (см. комментарий к ст. ст. 24 - 27), а также понятия чрезвычайных ситуаций и аварий (см. комментарий к ст. ст. 30, 36 и др.).

4. Связь статьи с иными нормами Водного кодекса.

Отдельные статьи Кодекса также устанавливают некоторые особенности и ограничения водопользователей. Так, учитывая, что договором водопользования обязательно должен быть установлен объем забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта (см. комментарий к ст. 13), за забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования, водопользователь обязан уплатить штраф в пятикратном размере ставки платы за пользование водным объектом, установленной договором.

Кроме того, в любом случае при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект (ст. 60). Статья 61 устанавливает водопользователей, использующих водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, которые обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня. Отдельная норма (см. комментарий ст. 6 ВК РФ) устанавливает запрет на забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на водных объектах общего пользования. В случае нарушения указанных норм начинают действовать нормы статьи 41 о приостановлении и ограничении права водопользования

5. Практические ситуации применения статьи 41 ВК РФ. При использовании акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, на основании Договора водопользования также возможно приостановление или ограничение водопользования.

Статья 50, посвященная использованию водных объектов для рекреационных целей, устанавливает, кроме того, обязательность соблюдения правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 ВК РФ, а также норм законодательства о градостроительной деятельности, при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей. В случае несоблюдения положений законодательства также применяются нормы о приостановлении и ограничении права водопользования.

В случаях использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии основанием приостановления и ограничения права водопользования является требование об использовании водного объекта с учетом интересов других водопользователей и с соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов (см. комментарий к ст. 46 ВК РФ).

Приостановление и ограничение водопользования возможны и в случаях, когда водный объект предоставляется в пользование на основании решения уполномоченного органа власти. К ним относятся:

1) водопользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод (ст. 44);

2) водопользование для разведки и добычи полезных ископаемых (ст. 52);

3) водопользование для сплава леса в плотах и с применением кошелей (ст. 48) и др.

Другой комментарий к статье 41 ВК РФ

Статья 1 ВК РФ определяет водопользование как использование водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц различными способами. По договору водопользования водопользователю предоставляется водный объект или его часть в пользование за плату. Так по договору водопользования водные объекты должны быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных ВК РФ целей. По содержанию прав и обязанностей водопользователи приравниваются к собственникам водных объектов.

В соответствии с комментируемой статьей водопользование может быть как ограничено, так и приостановлено. В соответствии с п. 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В случае введения чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Таким образом, под ограничением водопользования понимают временное ограничение некоторых прав водопользователя, не полный их запрет, а частичный. Под приостановлением же необходимо понимать введение запрета на использование водопользователем водных объектов, то есть в своих правомочиях водопользователь ограничен полностью, на срок приостановления водопользователь не может воспользоваться правами, предусмотренными статьей 39 ВК РФ.

В соответствии с комментируемой статьей водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае:

1) угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека;

2) возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

3) причинения вреда окружающей среде;

4) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

ВК РФ к таким случаям относит, например, ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в случае нарушения требований по использованию и охране водных объектов (данная норма предусмотрена ст. 60 ВК РФ). Также статьей 43 ВК РФ установлено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны, в этих зонах осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются.

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999) установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. N 24 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с "Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01") утверждено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям. Эти нормативы установлены в указанных правилах.

В соответствии с комментируемой статьей приостановление водопользования осуществляется в судебном порядке либо по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в пределах их компетенции.

Так, в соответствии со статьей 8.14 КОАП РФ в судебном порядке приостановление водопользования производится при нарушении правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

Ограничение водопользования устанавливается нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или решением суда.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относят осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования. Обычно информирование населения происходит через средства массовой информации - телевидение, радио, газеты, либо путем рассылки писем всем водопользователям, чьи права пытаются ограничить.

Остались вопросы по ст 41 ВК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 41 ВК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.