1. При проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
2. При использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц.
3. Работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения.
Комментарий к статье 42 Водного Кодекса РФ
1. Общий обзор статьи. Она состоит из трех частей. В части 1 предусмотрены требования к охране водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений и водных объектов, входящих в водохозяйственную систему. Часть 2 содержит запрет на изменение режима водного объекта, входящего в состав водохозяйственной системы, если это действие может привести к нарушению прав третьих лиц. Часть 3 закрепляет положение о необходимости сохранения условия естественного происхождения природного водоема или водотока при проведении работ по изменению или обустройству.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основной целью является охрана водных объектов в ходе производственной деятельности на самых разных ее этапах.
Сфера действия статьи масштабна, так как охватывает большую часть экономики (хозяйствования), связанной с использованием водных объектов и воздействием на них. В то же время она ограничена по предмету гидротехническими сооружениями и водохозяйственными системами.
Адресатами предписаний, следовательно, являются лица, осуществляющие названные в тексте комментируемой статьи виды деятельности - технологические процессы.
3. Основные понятия. В статье содержится понятие "гидротехническое сооружение", не раскрываемое нормами ВК РФ, поскольку в основном эта сфера регулируется Федеральным законом 1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений".
Указанный Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
Понятие "водохозяйственная система" определяется в ст. 1 ВК РФ. В отличие от гидротехнических сооружений, водохозяйственная система непосредственно взаимодействует с водным объектом. Это подчеркивается и в одном из принципов водного законодательства, определяющем, что основа регулирования отношений в области использования и охраны водных объектов исходит из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему. Водохозяйственная система включается в водный объект и непосредственно связана с ним как, например, магистральный канал, водохранилище и т.д.
Вместе с тем в ВК РФ не дается четкого разграничения понятия водный объект, водохозяйственная система и гидротехническое сооружение, что на практике приводит к различным противоречиям.
О понятиях проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации см. комментарий к ст. 68.
4. Определение мест строительства гидротехнических сооружений. Для предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта необходимо иметь в виду, что для каждой территориальной зоны в ходе градостроительного зонирования территории муниципального образования устанавливается градостроительный регламент, определяющий параметры и виды использования соответствующей территории. Поэтому существуют требования для строительства гидротехнических сооружений или водохозяйственных систем, исключающие негативное влияние на состояние окружающей среды.
Предполагаемое место их размещения может быть указано в документах территориального планирования (схемах территориального планирования или генеральных планах), утвержденных на соответствующем уровне власти, равно как и зона негативного воздействия такого объекта на окружающую среду (см., например, ч. ч. 6, 10 ст. 10 или ч. ч. 4, 8 ст. 19 ГрК РФ). Если эти объекты могут влиять на состояние водных объектов, при выборе мест строительства необходимо исходить из требований санитарно-эпидемиологического, земельного, экологического законодательства, согласовать выбор с органом государственного управления использованием и охраной водных объектов и т.д. Выбор земельного участка для последующего размещения на нем определенных гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем иного объекта капитального строительства должен производиться с учетом требований законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а также с учетом возможных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанного объекта (п. 1 ст. 35 Закона об охране окружающей среды).
Во избежание неблагоприятных последствий размещения хозяйственного и иного объекта экологическое законодательство предусматривает ряд требований и запретов.
Согласно ст. 60 ВК РФ при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Водное законодательство выделяет водоохранные зоны с особым эколого-правовым режимом (ст. 65 ВК РФ), в пределах которых устанавливаются прибрежные защитные полосы (там запрещается распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей).
При технико-экономическом обосновании проекта (ТЭО) проектирования гидротехнических сооружений и водных систем, влияющих на состояние вод, должны учитываться уровень научно-технического прогресса, предельно допустимые нагрузки на водные объекты, должны предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения и устранения загрязнения вод вредными отходами, их обеззараживание и утилизация, внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий и производств, рациональное использование водных ресурсов.
ТЭО и проекты на строительство и реконструкцию, влияющие на состояние водных объектов, проходят государственную экспертизу на предпроектную и проектную документацию, государственную экологическую экспертизу, а при необходимости - общественную экологическую экспертизу. Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию гидротехнических сооружений и водных систем, влияющих на состояние вод, представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству.
5. Строительство и реконструкция гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем могут производиться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной предпроектной и проектной и государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими санитарными, строительными нормами и правилами.
Строительство и реконструкция не разрешаются до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. Утвержденный проект или стоимость проектных работ не могут быть изменены в ущерб требованиям экологической безопасности. Меры по охране водных объектов и окружающей среды должны приниматься в ходе строительных работ.
6. Эксплуатация гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем.
Ранее в статье 106 ВК РФ 1995 г. предусматривалось, что граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов, и вредное воздействие вод. На собственников водохозяйственных систем согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ возлагается обязанность не наносить ущерба окружающей среде.
Охрана водных объектов при использовании водохозяйственных систем также выделяется отдельно в ч. 6 ст. 60 комментируемого Кодекса.
7. Законодатель воспрещает превращение естественного режима водотоков и водоемов в искусственный под предлогом их обустройства. Иными словами, обустройством нельзя назвать гидротехническое строительство с наполнением водохранилищ и проводкой каналов. Данные работы должны быть согласованы со всеми заинтересованными сторонами, а документация по ним должна пройти экологическую экспертизу. В настоящее время часть 2 ст. 42 не допускает при использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц.
О понятии водного режима см. комментарий к статье 1.
8. Иные требования. Пункт 3 ст. 42 предусматривает, что работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения,
Другой комментарий к статье 42 ВК РФ
В комментируемой статье содержатся правила, выполнение которых обязательно для водопользователя, так как при заключении договора водопользования стороны обязались соблюдать предписания, предусмотренные ВК РФ. Пункт 1 статьи 42 ВК РФ содержит требования, которые должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" на перечисленных выше стадиях собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации. Декларация безопасности гидротехнического сооружения предоставляется в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений (Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору). Декларация безопасности, утвержденная органом надзора, является основанием для внесения гидротехнических сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим органом разрешений на эксплуатацию, ввод и вывод из эксплуатации, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений. Статьей 5 ФЗ N 117-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ должны обеспечивать безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий.
Частью 2 комментируемой статьи предусмотрено, что при использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц. В соответствии со статьей 1 ВК РФ водохозяйственная система - это комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений. В статье 60 ВК РФ установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
В части 3 комментируемой статьи указывается, что все работы, связанные с изменением или обустройством природного водоема, должны проводиться при условии сохранения его естественного происхождения. К водоемам естественного происхождения принято относить озера, пруды, речки, ручьи, водопады, каскады, болотца.
В соответствии с Приказом Минприроды РФ от 15 декабря 2009 г. N 413 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления)" при проведении проверок Ростехнадзор (территориальное управление) должен проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.