1. Использование поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте.
2. Использование поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 47 Водного Кодекса РФ
1. Общий обзор статьи. Она включает две части и посвящена регулированию водопользования для водного и воздушного транспорта. Данные нормы являются отсылочными и устанавливают, что регулирование использования водных объектов для указанных целей осуществляется иным отраслевым законодательством (о водном транспорте) и подзаконным актом в сфере воздушного транспорта.
2. Цель, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель - установить правила пользования поверхностными водными объектами для определенных нужд, а именно для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.
Сфера действия и адресаты статьи. Предписания данной статьи направлены на отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации. Соответственно, эти субъекты и являются адресатами норм комментируемой статьи.
3. Основные понятия. В статье используются всего несколько терминов, определяющих виды транспорта и элемент транспортной системы (пути сообщения).
3.1. Поверхностные водные объекты - см. комментарий к ст. 5.
3.2. Водный транспорт - один из видов транспорта, представляющий собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность;
3.3. Воздушный транспорт - осуществляет перемещение (перевозку) людей и грузов воздушными судами (самолетами и вертолетами). Включает наземную инфраструктуру (сеть аэропортов с пассажирскими и грузовыми терминалами, авиаремонтные заводы), воздушные суда, а также сеть авиалиний и авиакоридоров. Основная функция воздушного транспорта общего пользования - перевозка пассажиров, побочная - перевозка срочных грузов и почты <285>;
--------------------------------
<285> География. Современная иллюстрированная энциклопедия. М., Росмэн. / Под ред. проф. А.П. Горкина. 2006.
3.4. Внутренние водные пути Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) - естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-р <286>).
--------------------------------
<286> СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 5130.
4. Источники права. Часть 1 комментируемой статьи, как уже отмечалось, не устанавливает какие-либо правила использования поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения, такое использование регулируется законодательством о водном транспорте. Это само по себе недостаточно для сохранения и восстановления водных объектов в связи с судоходной деятельностью.
Согласно статье 2 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ <287> (КВВТ РФ) законодательство в области внутреннего водного транспорта РФ состоит из Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, комментируемого Кодекса, Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ <288>.
--------------------------------
<287> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.
<288> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.
Между тем КВВТ РФ регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность. Такого рода отношения носят гражданско-правовой характер и, соответственно, нормативный правовой акт, регламентирующий данные отношения, не может предусматривать весь комплекс мероприятий по охране и восстановлению водных объектов при осуществлении этой деятельности.
Однако в Законе существует статья, посвященная использованию поверхностных водных объектов для целей водного транспорта, пользованию береговой полосой в пределах внутренних водных путей и земельными участками, используемыми или занимаемыми организациями внутреннего водного транспорта (ст. 10), которая гласит, что "в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях".
5. Особые условия пользования береговой полосой. Они устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 N 71 "Об утверждении Положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации" <289>).
--------------------------------
<289> СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 645.
Так, бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право:
1) пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;
3) осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек. Установка береговых средств навигационного оборудования и прокладка просек для обеспечения их видимости могут проводиться также за пределами береговой полосы в порядке, установленном лесным законодательством РФ и водным законодательством РФ;
4) использовать безвозмездно для проведения указанных в настоящем пункте работ грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;
5) разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке;
6) разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.
Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее. Не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.
Право пользования береговой полосой не распространяется на особо охраняемые природные территории, территории гидротехнических сооружений, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Запрещается оставление на водных объектах и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.
6. Ответственность за ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами. Главной природоохранной нормой данного акта является статья 121, предусматривающая ответственность за ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами, согласно которой судовладелец несет ответственность за ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами.
Ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами означает вред, который причинен жизни и здоровью людей или окружающей среде либо в результате причинения которого затруднено использование водных объектов. Указанный ущерб включает в себя расходы на принятие разумных мер, предпринятых любым лицом по предотвращению или ликвидации последствий происшествия, которое могло вызвать либо вызвало утечку или сброс с судна нефти или других веществ, и убытки, связанные с осуществлением таких мер.
Возмещение вреда, причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения, осуществляется добровольно либо на основании решения суда или арбитражного суда в установленном порядке.
В случае если ущерб от загрязнения с судна нефтью или другими веществами вызван их утечкой или сбросом более чем с одного судна, владельцы этих судов несут ответственность за причиненный ущерб пропорционально степени вины каждого из них, если не докажут, что имеют право на освобождение от ответственности на основании комментируемой статьи.
Степень вины судовладельцев устанавливается государственной речной судоходной инспекцией бассейна. В случае если ущерб не может быть разумно разделен между виновными судовладельцами, они несут солидарную ответственность.
7. Использование водных объектов для целей водного транспорта. Во исполнение части 2 комментируемой статьи было принято Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 882 "Об утверждении Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов" <290>, согласно которому использование водных объектов для взлета, посадки воздушных судов (в том числе с обустройством на акватории водного объекта посадочных площадок и аэродромов, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), кроме разового взлета, разовой посадки, осуществляется на основании и условиях договора водопользования, заключаемого в установленном порядке (см. комментарий к ст. 16), и в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
--------------------------------
<290> СЗ РФ. 2007. N 5. Ст. 650.
Использование водных объектов для разового взлета, разовой посадки, в том числе при проведении аварийно-спасательных работ и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказания врачебной помощи, доставки почтовых грузов в труднодоступные или отдаленные местности и в других подобных случаях, не требующее обустройства акватории водного объекта и ее разметки для взлета, посадки воздушных судов, осуществляется в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах.
8. Иные источники права. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах" <291> утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации после их согласования с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ, а также с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в случае, когда водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
--------------------------------
<291> СЗ РФ. 2006. N 51. Ст. 5469.
Согласование осуществляется в срок не более 1 месяца.
Другой комментарий к статье 47 ВК РФ
Комментируемая статья одна из многих в ВК РФ, которая имеет отсылочный характер. В данном конкретном случае бланкетность нормы оправдана, т.к. предметом регулируемых отношений выступает использование водных объектов в качестве путей сообщения. Однако порядок использования и организация государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов остается прерогативой ВК РФ. В регулировании этих вопросов ВК РФ является законом специальным. Поэтому все участники отношений, регулируемых законодательством о водном транспорте, должны неукоснительно соблюдать нормы ВК РФ касательно рационального использования и охраны водных объектов. Часть 1 комментируемой статьи гласит, что использование поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте. Речь идет о кодифицированном акте, это Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации N 24-ФЗ от 7 марта 2001 года.
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта РФ, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях РФ, и определяет их права, обязанности и ответственность. Положения Кодекса внутреннего водного транспорта РФ распространяются на внутренние водные пути РФ и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения; порты, расположенные на внутренних водных путях РФ; суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях РФ. Применительно к комментируемой статье необходимо обратить особое внимание на ст. ст. 39 - 40 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. Статья 39 устанавливает обязанности судовладельцев по охране окружающей среды путем обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращения загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами. Требования обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов в отношении судовладельцев устанавливаются правилами предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей. Указанные правила утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, полномочиями которых является обеспечение экологической безопасности. Статья 40 предусматривает, что контроль за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Органами технического надзора и классификации судов РФ осуществляется технический надзор за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов.
Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды осуществляют:
- контроль за размещением и функционированием объектов природоохранного назначения на внутренних водных путях в зоне деятельности соответствующего бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте;
- информационное обслуживание судовладельцев и капитанов судов по вопросам экологической безопасности.
Согласно части 2 комментируемой статьи использование поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 882 "Об утверждении Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов" регулируется порядок использования поверхностных водных объектов для взлета и посадки воздушных судов.
Согласно этому Постановлению Правительства РФ использование водных объектов для взлета, посадки воздушных судов (в том числе с обустройством на акватории водного объекта посадочных площадок и аэродромов, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), осуществляется на основании и условиях договора водопользования, заключаемого в установленном порядке, и в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ (кроме разового взлета и разовой посадки).
Границы акватории водного объекта, предоставленного в пользование для указанных целей, в дневное время обозначаются ограничительными буями и вехами, в ночное время - сигнальными огнями.
Кроме того, юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели при использовании водных объектов для взлета, посадки воздушных судов обязаны руководствоваться законодательством РФ, в том числе об особо охраняемых природных территориях, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о водных биоресурсах, о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, устанавливающим, в частности, соответствующие режимы особой охраны для водных объектов: отнесенных к особо охраняемым водным объектам; входящих в состав особо охраняемых природных территорий; расположенных в границах зон, округов санитарной охраны водных объектов - источников питьевого водоснабжения; расположенных в границах рыбохозяйственных заповедных зон; содержащих природные лечебные ресурсы; расположенных на территории лечебно-оздоровительной местности или курорта в границах зон округа их санитарной охраны.
Наконец, отметим, что не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов (ст. 11 ВК РФ).