1. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
2. Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
3. Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.
4. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
5. Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.
6. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
7. Проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах запрещается.
8. Захоронение в морях или их отдельных частях донного грунта допускается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.(Часть дополнительно включена с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 87-ФЗ)
Комментарий к статье 56 Водного Кодекса РФ
1. Общий обзор статьи. Она состоит из семи частей, является объемной и весьма разнородной по содержанию и форме правовых предписаний. В нее включены и конкретные нормы прямого действия, и общие нормы, сформулированные абстрактно, и отсылочные нормы.
В части первой комментируемой статьи содержится запрет на сброс сточных вод и захоронение ряда отходов и материалов (предметов). Во второй части содержится отсылочная к другим актам российского законодательства норма очень неопределенного характера. Здесь говорится о проведении работ на водном объекте, т.е. указывается некая деятельность и место ее проведения, а также обозначаются результаты (последствия) этой деятельности - образование твердых взвешенных частиц. В итоге дается отсылка к требованиям законодательства Российской Федерации.
Третья часть комментируемой статьи представляет собой также сформулированную самым общим образом отсылочную норму о мерах предотвращения загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций. Ни содержание мер, ни субъекты их проведения, ни их обязанности здесь не конкретизируются.
Часть четвертая комментируемой статьи юридико-технически построена совершенно иначе, чем предыдущие нормы. В ней установлено требование о том, что содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Следовательно, с одной стороны, здесь также имеет место отсылочная норма, но с другой стороны, законодатель все же определяет значимые показатели благодаря перечню вредных (загрязняющих) веществ и соединений, указанию на ПДУ и иные нормативы, последствия для здоровья человека.
В пятой и шестой частях комментируемой статьи установлены родственные (соподчиненные) запреты на захоронение и сброс в водные объекты особо опасных веществ и их соединений. Эти запреты дополняются указанием на запрет по части 7 комментируемой статьи, который является более широким, с одной стороны, поскольку в нем говорится о проведении взрывных работ на основе "иных видов промышленных технологий", а с другой - более узким, потому что в данной части вновь повторяется запрет привнесения выделяемых в результате такого рода работ только радиоактивных и токсичных веществ.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.
Цель обозначена в ее названии: охрана водных объектов от загрязнения и засорения. Но по тексту эта общая, можно даже сказать, глобальная цель уточняется и конкретизируется. Такими конкретизирующими целями являются:
а) обеспечение правопорядка и законности при использовании водных объектов;
б) воспрепятствование незаконным сбросам сточных вод и захоронению отходов;
в) предупреждение загрязнения водных объектов;
г) установление дополнительных гарантий соблюдения экологических требований при производстве отдельных видов работ на водных объектах, в первую очередь связанных с использованием особо опасных веществ и материалов (радиоактивных, токсичных).
Сфера действия предписаний статьи. С одной стороны, применение комментируемой статьи предполагает самые широкие возможности. Действительно, охрана водных объектов от загрязнений и засорения ввиду и количества этих объектов, и разнообразия деятельности, приводящей или могущей привести к их загрязнению и засорению, невообразимо велики. С другой стороны, формулировки, содержащиеся в комментируемой статье, сужают сферу ее применения по сравнению с идеей, заложенной в названии статьи. Это однозначно проявляется при анализе положений, содержащихся в частях 2, 3, 4, 7 комментируемой статьи.
Адресатом статьи является чрезвычайно широкий круг лиц: водопользователи, граждане, собственники водных объектов, должностные лица, обязанные осуществлять контроль за охраной водных объектов от загрязнения и засорения; должностные лица предприятий и организаций, в ходе деятельности которых осуществляется сброс сточных вод в водные объекты, может возникнуть необходимость размещения отходов, а также должностные лица предприятий и организаций, функционирование которых приводит к образованию вредных (химических, радиоактивных, биологических) веществ, поступающих (законно или противоправно) в водные объекты.
Безусловно, предписания комментируемой статьи должны приниматься во внимание работниками природоохранных органов, правоохранительных органов, прокуратуры, судьями - в случае осуществления ими функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства об охране водных объектов, по рассмотрению жалоб и заявлений, а также исков граждан, их объединений, юридических лиц, по расследованию уголовных дел и ведению административного производства.
3. Основные понятия. В комментируемой статье употребляются разные термины. Часть из них относится к категории общеправовых, например "здоровье человека", "запрещается" и т.п. Но большинство понятий, используемых в статье 56, имеет весьма специализированный характер, обозначая различные виды вредных веществ ("твердые взвешенные частицы", "радиоактивные вещества", "пестициды", "агрохимикаты", "опасные вещества", "токсичные вещества", "ядерные материалы"), либо иные термины, связанные с предупреждением загрязнения и засорения водных объектов (например, "ядерные технологии", "нормативы допустимого воздействия"), а также наступающие последствия.
Отдельные из упомянутых понятий разъясняются в нормах комментируемого Кодекса, некоторые - в других законодательных актах (например, в Федеральных законах "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об отходах производства и потребления", "Об использовании атомной энергии"), но многие на сегодняшний день расшифровываются только доктриной экологического права.
3.1. Водные объекты - см. комментарий к ст. 1.
3.2. Загрязнения - см. комментарий к ст. 35.
3.3. Засорение - см. комментарий к ст. 35.
3.4. Захоронение - деятельность по изоляции отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, которая обеспечивает их непроникновение в окружающую среду.
3.5. Сброс сточных вод, отходов и др. представляет собой завершающий этап процесса обращения с ними, который начинается с их образования, сбора, очистки, транспортировки до места сброса. Сброс сточных вод означает их введение, размещение, перекачивание в водные объекты (см. также комментарий к ст. 44).
3.6. Отходы производства и потребления - Федеральный закон 1998 г. определяет понятие отходов производства и потребления как "остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства" (ст. 1).
Обычно, когда речь идет об отходах производства и потребления радиоактивных отходов, имеются в виду ядерные материалы и радиоактивные вещества (в любом агрегатном состоянии), дальнейшее использование которых не предусматривается, а также материалы, изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными актами, и которые образуются при добыче и переработке радиоактивных руд, изготовлении ядерного топлива, в процессе производства энергии на атомных электростанциях, при переработке отработавшего ядерного топлива, при производстве оружейных ядерных материалов, в процессе эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками, при проведении научно-исследовательских работ с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов, при использовании радионуклидов в медицине, науке и технике, при подземных ядерных взрывах (радиоактивные отходы разделяются на жидкие, твердые и пульпы, т.е. смесь нерастворимых отходов радиоактивных материалов с жидкостью, низкоактивные и высокоактивные).
3.7. Выведенные из эксплуатации суда, их части и механизмы - это неиспользуемые в целях судоходства самоходные плавучие сооружения, функционирующие на основе использования судовой тяги, в том числе смешанного (река-море) плавания.
3.8. Иные плавучие средства, их части и механизмы. Под иными выведенными плавсредствами следует понимать несамоходные плавучие сооружения, в том числе дноочистительные снаряды, плавучие краны и проч. - см. комментарий к ст. 47.
3.9. Авария - см. комментарий к ст. 67.
3.10. Чрезвычайная ситуация - понятие "чрезвычайная экологическая ситуация" впервые было введено статьей 58 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", определившей зоны чрезвычайной экологической ситуации как участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" сохранил отсылочную норму статьи 57 "Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций", правда, выделив для нее целую главу - VIII. Здесь говорится: "Порядок объявления режима зон экологического бедствия определяется законодательством о зонах экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации".
Российское законодательство использует также ряд смежных понятий: "зона экологического бедствия", "чрезвычайная ситуация", "чрезвычайное положение", "угроза безопасности", "бедствие", "стихийное бедствие", "экологический риск", "зона экологического риска" и пр.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка, реально угрожающая жизни значительного числа людей или их здоровью с необратимыми последствиями для трудоспособности, с существенным материальным ущербом, негативными социально-политическими, экономическими, военными, экологическими и иными последствиями.
Федеральный закон от 21.12.1994 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в статье 1 устанавливает, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Элементами чрезвычайной ситуаций являются:
а) наличие угрозы (реальной, потенциальной, неизбежной, чрезвычайной);
б) последствия (необратимые, существенные, устойчивые, отрицательные);
в) необходимость принятия дополнительных мер для ликвидации, предотвращения, смягчения последствий.
Ситуация признается чрезвычайной, когда она приобретает новые черты тенденции, характеризуется кризисностью положения.
3.11. Пестициды - химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты). Действующее вещество пестицида представляет собой биологически активную его часть, использование которой в виде различных препаративных форм приводит к воздействию на тот или иной вид вредного организма или на рост и развитие растений.
3.12. Агрохимикаты - удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных (Федеральный закон от 24.06.1997 "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"). Пестициды и агрохимикаты делятся на:
а) внесенные в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории России;
б) ограниченного использования, которые имеют устанавливающуюся в результате регистрационных испытаний повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду; применение их осуществляется на основе специального разрешения;
в) запрещенные к применению.
3.13. Естественный радиационный фон - космическое излучение и излучение, создаваемое природными радионуклидами, содержащимися в земле, воде, воздухе, др. элементах биосферы, в пищевых продуктах, в организме человека и животных <378>.
--------------------------------
<378> http://slovari.yandex.ru
3.14. Ядерные материалы - это материалы, содержащие или способные воспроизвести (расщепляющиеся) ядерные вещества.
3.15. Радиоактивные вещества - в узком смысле это не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение, т.е. излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков.
3.16. Ядерные технологии. Данное понятие не раскрывается Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", но о его содержании можно судить по понятию ядерной установки.
Термин "ядерные установки" охватывает сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства, сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами, сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях, другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.
Федеральным законом от 10.07.2001 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" этот перечень был расширен за счет введения понятий тепловыделяющей сборки ядерного реактора, т.е. машиностроительного изделия, содержащего ядерные материалы и предназначенного для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции, и облученных тепловыделяющих сборок ядерного реактора, т.е. облученных в ядерном реакторе и извлеченных из него тепловыделяющих сборок, содержащих отработавшее ядерное топливо.
3.17. Иные промышленные технологии. Это понятие также не определено в российском законодательстве. Оно должно пониматься в контексте данной статьи как применение оборудования, средств производства, в результате которых образуются отходы, которые могут быть размещены в водных объектах, на их берегах, либо в водоохранных зонах, либо осуществляется сброс сточных вод, либо вредных для окружающей среды и, в частности, состояния и качества водных объектов. Вещества, используемые в производственных процессах, проникают в водные объекты (за исключением радиоактивных веществ и отходов, ядерных материалов).
3.18. Взрывные работы - это работы, проводимые с использованием взрывчатых веществ на дне и территориях водных объектов.
Взрывчатые вещества - это химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстро распространяющемуся химическому превращению (взрыву).
Но взрывоопасными объектами (и цехами) являются не только те, где производятся, хранятся, используются взрывчатые вещества как таковые, но и иные опасные вещества, способные вызвать взрыв самостоятельно либо во взаимодействии с другими веществами (например, объекты по хранению и переработке зерна, автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, аммиачные холодильные установки, паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды), либо используются технологии высокого давления и др.
Поэтому нужно учитывать, что законодатель различает наряду с взрывчатыми следующие вещества: воспламеняющиеся, легковоспламеняющиеся, горючие, отравляющие и иные опасные (экологически) вещества. Соответственно, ими являются:
1) газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20°С;
2) вещества, способные при изменении температуры или при ином (механическом либо химическом) воздействии в кратчайшее время переходить в иное агрегатное состояние (газо-, парообразное) с выделением высоких температур;
3) поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
4) жидкости, пыли, газы, способные самовозгораться от источника зажигания и гореть после его удаления.
Взрывчатые вещества широко используются на водных объектах: для ликвидации заторов, подрыва льда, строительства дамб, плотин, мостов, предотвращения паводков и наводнений, для ликвидации иных чрезвычайных ситуаций и в других целях. Поэтому введение данного - столь абстрактно сформулированного - запрета заведомо обрекает его на невыполнение. По всей видимости, он должен и в принципе может быть конкретизирован путем указания условий проведения взрывных работ, их сроков, мер безопасности для водных биологических ресурсов, кормовых баз, путей миграции водных животных (рыб) и т.д. и т.п., и, конечно, путем легитимного разъяснения понятия "иные промышленные технологии".
Частично эта проблема разрешается предписаниями статей 60 - 62 ВК РФ (см. комментарий к ним), хотя и их требования вызывают ряд юридических проблем.
3.19. Токсичные вещества представляют собой наиболее опасную разновидность химических веществ и определяются как все органические и неорганические химические вещества, содержащие их соединения и продукты, которые при поглощении (абсорбции при дыхании, с пищей) или при контакте с организмом (попадании на кожу, слизистую и пр.) либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов (реакций) причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде.
Показателями токсичности являются: количество введенного или абсорбированного вещества, время, необходимое для проявления поражения, эффект синергизма, т.е. увеличение токсичности исходного химического вещества при взаимодействии с другими веществами при попадании в окружающую среду.
В приложении 1 к Федеральному закону от 20.06.1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" указывается, что токсичные вещества, т.е. вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели, характеризуются следующими показателями: средняя смертельная доза при введении в желудок - от 15 до 200 мг на килограмм включительно; средняя смертельная доза при нанесении на кожу - от 50 до 400 мг на килограмм включительно; средняя смертельная концентрация в воздухе - от 0,5 до 2 мг на литр включительно. Для высокотоксичных веществ вводятся следующие показатели: средняя смертельная доза при введении в желудок - не более 15 мг на килограмм; средняя смертельная доза при нанесении на кожу - не более 50 мг на килограмм; средняя смертельная концентрация в воздухе - не более 0,5 мг на литр.
При наличии на опасном производственном объекте предельного количества опасных веществ от 200 т для токсичных и от 20 т для высокотоксичных веществ предусматривается обязательная разработка декларации промышленной безопасности с всесторонней оценкой риска аварии и связанной с ней угрозы для жизни и здоровья людей, окружающей среды, возможности локализации и ликвидации последствий и т.д.
В международном праве применительно к химическому оружию употребляется термин "токсичный химикат", т.е. любой химикат, который за счет своего химического воздействия на жизненные процессы может вызвать летальный исход, временный инкапаситирующий эффект или причинить постоянный вред человеку или животным. Сюда относятся все такие химикаты независимо от их происхождения или способа их производства. Применяется также термин "прекурсор токсичного химиката", т.е. любой химический реагент в любой стадии производства токсичного химиката каким бы то ни было способом.
Помимо токсичных и высокотоксичных веществ российское законодательство употребляет термин "суперэкотоксиканты", относя к ним такие опасные токсичные химические вещества как, например, диоксины, т.е. устойчивые соединения с периодом полураспада до 10 лет, накапливающиеся в почве, растениях, живых организмах, вызывающие при достижении определенного уровня накопления опасные генетические изменения, диоксиноподобные токсиканты, фураны и др.
Обеспечение соблюдения запретов, установленных в водном законодательстве, при обращении с опасными веществами подкрепляется нормами уголовного и административного законодательства.
3.20. Сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (см. комментарий к ст. 1).
4. Содержание запретов. Как уже отмечалось, комментируемая статья формирует несколько запретов, предназначенных для обеспечения охраны водных объектов от загрязнения и засорения.
В части 1 установлен запрет сброса и захоронения в водных объектах отходов производства и потребления и отдельных их видов; в части 5 - запрет захоронения ядерных материалов и радиоактивных веществ; в части 6 - запрет сброса сточных вод, в которых содержатся опасные вещества и их соединения, если при этом превышены нормативы допустимого воздействия на водные объекты; в части 7 - запрет проведения на водных объектах работ (взрывных и др.), при которых выделяются радиоактивные или токсичные вещества.
Нужно сказать, что большинство этих запретов уже установлены российским законодательством об обращении с отходами, о радиационной безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии, об обращении с опасными химическими (в том числе токсичными) веществами, об охране окружающей среды, уголовным и административным законодательством.
Но все же специфика охраны водных объектов как одного из важнейших компонентов обеспечения жизнедеятельности людей, с одной стороны, а с другой - масштабное их использование для сброса сточных вод дают основания для дополнительного установления соответствующих запретов.
Чтобы уяснить их содержание и юридическое значение, а также правовые последствия их несоблюдения необходимо обратиться к смежному экологическому законодательству, раскрывающему смысл и параметры предмета деятельности (т.е. загрязнения и засорения водных объектов) и способов ее осуществления (сброс, захоронение, проведение отдельных видов работ).
4.1. Предметом в данном случае являются сточные воды, отходы производства и потребления, такая их разновидность как выведенные из эксплуатации суда и иные плавучие средства, их части и механизмы, радиоактивные вещества, пестициды и агрохимикаты, другие опасные для жизни и здоровья человека вещества и их соединения, ядерные материалы, токсичные вещества и их соединения, по содержанию в сточных водах превышающие установленные нормативы.
Из перечисления используемых в комментируемой статье терминов видно, что это - смежные понятия, находящиеся в определенном соотношении. Все они - химические вещества, в которых выделяются радиоактивные, токсичные, иные опасные (для человека, окружающей среды, водных объектов и пр.), либо отходы, которые также разделяются на виды. Российское законодательство детально регулирует эти вопросы.
4.2. Химические вещества. Объектом правового регулирования в данном случае являются экологически опасные, т.е. химические, в том числе токсичные, радиоактивные, биологические и иные вещества.
Экологически опасные вещества. Понятие "экологически опасные вещества" употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле в эту группу включаются самые различные по происхождению, сфере применения, процессам получения, правовому режиму, контролю за использованием, мерам безопасности группы веществ, упоминаемые в текстах экологических правовых норм в качестве предмета человеческой деятельности либо средства воздействия на окружающую среду. В этом перечне:
1) радиоактивные (т.е. ядерные) материалы, радиоактивные источники (источники ионизирующего излучения), радиоактивные вещества;
2) взрывчатые вещества, т.е. химические соединения либо механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву);
3) наркотические средства, т.е. вещества растительного или синтетического происхождения;
4) лекарственные препараты, оказывающие специфическое стимулирующее, галлюциногенное и иное воздействие на центральную нервную систему и включенные в список наркотических средств;
5) психотропные вещества, т.е. вещества естественного или синтетического происхождения, оказывающие стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему и включенные в списки международных конвенций;
6) сильнодействующие и ядовитые вещества, оказывающие опасное, в том числе отравляющее, воздействие на живые организмы при приеме их в значительных дозах и помещенные в соответствующие списки лекарственных, а также синтетических и природных веществ, не разрешенных в качестве лекарственных средств;
7) пестициды, агрохимикаты (удобрения, стимуляторы роста растений, средства борьбы с вредителями и болезнями растений, ядохимикаты), используемые в сельском и лесном хозяйстве и помещенные в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории России;
8) химические вещества, т.е. вещества, обладающие токсичностью и (или) иными опасными свойствами, занесенные в Список потенциально опасных химических и биологических веществ;
9) озоноразрушающие вещества;
10) биологические, бактериологические вещества, занесенные в указанный Список, т.е. организмы, препараты, их содержащие, способные оказать негативное воздействие на окружающую среду, вызвать заболевания людей, животных и растений и т.п., а также микробиологические организмы, токсины, препараты, их содержащие, в отношении которых устанавливаются особые правила безопасности.
Так, к категории опасных производственных объектов относятся те объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
- воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20°С или ниже;
- легковоспламеняющиеся вещества, способные при изменении температуры или ином (механическом, химическом) воздействии в кратчайшее время переходить в иное состояние (газо- и парообразное) с выделением высоких температур;
- окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
- горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
- взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
- отравляющие вещества, в том числе газы различного действия, поражающие живые организмы и характеризующиеся быстрым распространением на значительные расстояния; токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели;
- высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели;
- вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде определенными показателями острой токсичности;
- запрещенные виды опасных отходов (отходы - неупотребимые остатки сырья, изделий, материалов, содержащие различные концентрации вредных веществ и их соединений) и др.
В узком смысле под экологически опасными веществами понимаются прямо указанные в законодательных и нормативных правовых актах вещества, их соединения, представляющие опасность именно для окружающей среды, при внесении (попадании) которых в окружающую среду вообще или в количествах, превышающих допустимые (безопасные) уровни (концентрации), фиксируются негативные изменения состояния ее отдельных элементов. Сюда входят, например, указанные в статьях главы 26 УК РФ радиоактивные, химические и бактериологические (биологические), микробиологические опасные вещества и отходы, газы, а также классифицируемые по показателям острой токсичности в водной среде вещества, представляющие опасность для окружающей среды (средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов - не более 10 мг на литр, средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, - не более 10 мг на литр, средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов - не более 10 мг на литр).
Экологически опасные вещества могут находиться в твердом, жидком, газообразном, парообразном состоянии.
4.3. Химические вещества. Это самая большая группа веществ, оказывающих воздействие на окружающую среду, т.е. органические и неорганические вещества, соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при внесении в окружающую среду или контакте с живыми организмами могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей и окружающей среде.
По степени опасности химические вещества разделяются на четыре класса - чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные - по ГОСТу 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности", либо на три класса - высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные - по ГОСТу 17.4.1.02-83 "Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения". Особое место среди опасных химических веществ занимают пестициды и агрохимикаты.
Набор показателей определения вредного воздействия химических веществ при отнесении их к классу опасности - это ПДК (предельно допустимые концентрации); токсичность (ЛД50), выражающая среднюю смертельную дозу препарата в миллиграммах вещества, действующего на 1 кг живого веса, вызывающую гибель 50% подопытных животных; персистентность, т.е. неизменность в среде и в растениях; растворимость; летучесть; концентрация в общей массе отходов и др.
4.4. Юридическая ответственность. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит ряд норм об ответственности за нарушение правил обращения с отходами. Сами положения об ответственности в нем во многом сохранены, но формулировки по сравнению с ранее действовавшим законодательством изменены и, главное, введен общий формальный состав несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, совершаемого при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении, ином обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2).
Специальные составы содержатся:
1) в части 2 ст. 8.6 "Порча земель", устанавливающей административную ответственность за такое деяние в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления;
2) в части 5 ст. 8.13 "Нарушение правил охраны водных объектов", т.е. загрязнение ледников, снежников, ледяного покрова водных объектов или водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления, а также захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах;
3) в статье 8.19, предусматривающей ответственность за самовольное захоронение или захоронение с нарушением правил с судов и иных плавсредств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
4) в части 2 ст. 8.31 - за загрязнение лесов сточными водами, вредными веществами либо отходами.
4.5. Действия (бездействие). В комментируемой статье запрещается несколько видов действий: сброс сточных вод, захоронение, проведение ряда работ на водных объектах.
Учитывая многоаспектность процесса обращения с отходами, следует разъяснить содержание иных этапов, например, транспортировки отходов, которая может осуществляться по водным путям. Здесь нужно исходить из базовых позиций Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Данный Закон вводит для обозначения действий, объектом которых являются отходы, следующие термины: "обращение", "образование", "сбор", "использование", "обезвреживание", "транспортирование", "размещение", "хранение", "захоронение", "трансграничное перемещение".
Термин "обращение с отходами" раскрывается законодателем как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Использование - это применение отходов для производства товаров (продукции, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии).
Обезвреживание - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание их на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Трансграничное перемещение отходов - их перевозка с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на (через) территорию, находящуюся под юрисдикцией другого государства, при условии, что такое перемещение затрагивает интересы не менее двух государств. Трансграничное перемещение отходов через (на) территорию Российской Федерации осуществляется только для их использования на основании разрешения. Ввоз их в целях и захоронения и обезвреживания запрещался, но Федеральным законом от 10.07.2001 "О внесении изменений и дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" был разрешен, что подтверждено и Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
К этому понятию примыкает и термин "транспортирование опасных отходов", т.е. их перевозка при наличии паспорта опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соблюдении требований безопасности при собственно перевозке, погрузочно-разгрузочных работах, упаковке, маркировке и при наличии документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием их количества, цели и места назначения и т.п.
В ряде актов встречаются и иные термины, например "утилизация", т.е. такое обезвреживание отходов, при котором одновременно извлекаются полезные продукты, необходимые для дальнейшего производства; "переработка"; "складирование" отходов - временное их размещение; "сбор" отходов, т.е. их накопление в месте образования (производства); "удаление" отходов, охватывающее их сбор, сортировку, перевозку, обработку, хранение и захоронение на поверхности или под землей; "рекуперация", "рециркуляция" и т.п.
4.6. Проведение работ. В части 7 комментируемой статьи речь идет об очень специфических работах:
а) осуществляемых на основе ядерных технологий взрывных работах;
б) осуществляемых на основе иных видов промышленных технологий взрывных работах.
Запрет (по ВК РФ) имеет юридическое значение только тогда, когда при проведении этих работ "выделяются радиоактивные (или) токсичные вещества" и лишь в том случае, если эти работы проводятся на водных объектах.
Невозможно в наши дни, с учетом всех международных документов, инициатором и участником которых является Российская Федерация (ранее СССР), представить себе ситуацию проведения взрывных работ на основе ядерных технологий вообще, а на водных объектах - в особенности. Этот запрет является не только совершенно избыточным, анахроничным, но вносит правовой диссонанс в регулирование вопросов международной безопасности, атомной энергетики, охраны окружающей среды.
Далее возникает проблема, связанная с понятием иных видов промышленных технологий. В части 7 статьи 56 ВК РФ сказано, что они являются основой взрывных работ, при которых выделяются опасные (радиоактивные или токсичные) вещества. Любые взрывные работы, поскольку здесь применяются взрывчатые вещества, при взрыве образуют токсичные вещества.
5. Иные требования и ограничения. Они сформулированы в частях 3 - 4 комментируемой статьи. Все указанные нормы носят отсылочный - к российскому законодательству - характер. Так, в части 2 указывается, что проведение работ на водном объекте, в результате которых образуются твердые взрывчатые частицы, допускается только в тех случаях, когда порядок их осуществления регулируется законодательством Российской Федерации. Твердые взрывчатые частицы образуются и при добыче со дна и берегов водяного объекта общераспространенных полезных ископаемых (песка, гравия и пр.), и при строительстве гидротехнических сооружений, и при ликвидации чрезвычайных ситуаций, и во многих иных случаях.
Обеспечение экологической безопасности. Содержание и осуществление данного требования регулируется не водным (в основном), а специальным законодательством о чрезвычайных ситуациях, т.е. отраслью российского законодательства, которая весьма активно развивалась после аварии на Чернобыльской АЭС. В настоящее время образующие ее акты регламентируют не только порядок ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, но и иных, а тем самым создана особая сфера правовой охраны - экологическая безопасность населения и территорий России.
В ткань законодательства понятие экологической безопасности было введено еще статьей 85 Закона РСФСР от 19.12.1991 "Об охране окружающей природной среды" при формулировании перечня объектов экологических преступлений наряду с экологическим правопорядком, окружающей средой и здоровьем человека. Социальное и правовое значение, а также широкое применение в правовой науке и законодательстве это понятие приобрело в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и обнародованием информации о других авариях (например, на производственном объединении "Маяк") и о катастрофических последствиях испытаний ядерного оружия и т.п. Правовое регулирование экологической безопасности тесно связано с возникновением института (раздела) экологического права, получившего название "право чрезвычайных ситуаций".
Обеспечение экологической безопасности охватывает защиту населения и территорий не только от чрезвычайных экологических ситуаций, бедствий, катастроф, но и от негативного воздействия на них загрязнения окружающей среды, изменений климата и т.п.
В настоящее время понятие "экологическая безопасность" употребляется как в ряде законодательных актов, так и в работах юристов. Так, хотя Уголовный кодекс РФ прямо не называет экологическую безопасность (угрозу экологической безопасности) в числе признаков состава преступления, в нем используются многочисленные показатели (критерии), ее характеризующие, например существенное изменение радиационного фона, отравление земли, распространение эпидемий, заражение окружающей среды, отравление атмосферы. Статья 358 УК РФ предусматривает ответственность за экоцид, т.е. совершение действий, способных вызвать экологическую катастрофу.
Общее понятие безопасности и ее объектов сформулировано в Законе Российской Федерации от 05.03.1992 "О безопасности" - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К числу жизненно важных относятся и экологические интересы, сохранение качества окружающей среды как необходимого условия существования человека и человечества.
Статья 12 Закона перечисляет виды безопасности - экономическая, общественная, оборонная, информационная, экологическая и иные, а среди сил и средств обеспечения безопасности называет природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения, службу ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Тем самым угроза экологической безопасности рассматривается в качестве угрозы национальной безопасности.
Экологическая безопасность - состояние защищенности окружающей среды, населения, территорий, хозяйственных и иных объектов от различных угроз, возникающих вследствие негативных изменений компонентов окружающей среды в результате антропогенной деятельности, природных явлений и противоправных деяний. Экологическая безопасность обеспечивается комплексом правовых, организационных, финансовых, материальных и информационных мер, предназначенных для прогнозирования, предотвращения, ликвидации реальных и потенциальных угроз безопасности, смягчения их последствий.
Угроза экологической безопасности выражает повышенную вероятность гибели отдельных природных объектов, существенного загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, масштабы которых определяются исходя из размеров поражения окружающей среды, его устойчивости, возможности устранения воздействия на жизнь и здоровье населения.
6. Особые запреты. В части 4 комментируемой статьи содержится указание на то, что содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
Другой комментарий к статье 56 ВК РФ
Часть 1 комментируемой статьи вводит запрет на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов).
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления" <369> (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) устанавливает правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
--------------------------------
<369> Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления" // Собрание законодательства РФ. N 26. 29.06.1998. Ст. 3009.
Статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ определяет:
- отходы производства и потребления как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
- захоронение отходов как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Кроме того, ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ устанавливает обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
В целях реализации этой нормы утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды <370>.
--------------------------------
<370> Приказ МПР РФ от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" // Природно-ресурсные ведомости. N 45. 2001.
Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду (далее - ОПС) при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии со следующими критериями, приведенными в таблице 1:
Таблица 1
N п/п СТЕПЕНЬ
вредного воздействия
опасных отходов на
ОПС КРИТЕРИИ
отнесения опасных отходов
к классу опасности для
ОПС КЛАСС ОПАСНОСТИ
отхода для ОПС
1. ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ Экологическая система
необратимо нарушена.
Период восстановления
отсутствует I КЛАСС
ЧРЕЗВЫЧАЙНО
ОПАСНЫЕ
2. ВЫСОКАЯ Экологическая система
сильно нарушена. Период
восстановления не менее
30 лет после полного
устранения источника
вредного воздействия II КЛАСС
ВЫСОКООПАСНЫЕ
3. СРЕДНЯЯ Экологическая система
нарушена. Период
восстановления не менее
10 лет после снижения
вредного воздействия от
существующего источника III КЛАСС
УМЕРЕННО
ОПАСНЫЕ
4. НИЗКАЯ Экологическая система
нарушена. Период
самовосстановления не
менее 3-х лет IV КЛАСС
МАЛООПАСНЫЕ
5. ОЧЕНЬ НИЗКАЯ Экологическая система
практически не нарушена V КЛАСС
ПРАКТИЧЕСКИ
НЕОПАСНЫЕ
Таким образом, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с указанными критериями отходы от производства и потребления подразделяются на пять классов опасности:
1 класс - чрезвычайно опасные отходы;
2 класс - высокоопасные отходы;
3 класс - умеренно опасные отходы;
4 класс - малоопасные отходы;
5 класс - практически неопасные отходы.
Отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами.
Отнесение отходов к классу опасности для ОПС расчетным методом осуществляется на основании показателя, характеризующего степень опасности отхода при его воздействии на ОПС, рассчитанного по сумме показателей опасности веществ, составляющих отход, для ОПС.
Экспериментальный метод отнесения отходов к классу опасности для ОПС, основанный на биотестировании водной вытяжки отходов, осуществляется в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях и используется в следующих случаях:
- для подтверждения отнесения отходов к 5-му классу опасности, установленного расчетным методом;
- при отнесении к классу опасности отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав;
- при уточнении по желанию и за счет заинтересованной стороны класса опасности отходов, полученного в соответствии с расчетным методом.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) "Об охране окружающей среды" (ст. 24) предусматривает установление в целях предотвращения негативного воздействия отходов производства и потребления нормативов их образования и лимиты на их размещение в соответствии с законодательством. В свою очередь, ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ развивает это положение, устанавливая, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В целях реализации этой нормы Постановлением Правительства РФ утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение <371> (далее - Правила), которые определяют порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
--------------------------------
<371> Постановление Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 (ред. от 29.08.2007) "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" // Собрание законодательства РФ. 26.06.2000. N 26. Ст. 2772.
В соответствии с Правилами норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Что касается лимитов на размещение опасных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, то их срок приравнивается сроку действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Лимиты на размещение отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории, пересматриваются ежегодно.
Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Легальное определение понятия "твердые взвешенные частицы" отсутствует. В научной литературе твердые взвешенные частицы (далее - ТВЧ) определяются как загрязнитель воздуха, состоящий из смеси взвешенных в воздухе частиц, которые могут быть как твердыми, так и жидкими, и представлять собой сложную смесь органических и неорганических веществ. Основными компонентами ТВЧ являются сульфаты, нитраты, аммиак, хлористый натрий, углерод, минеральная пыль и вода <372>. Присутствие ТВЧ в водных объектах зависит от таких антропогенных факторов, как, например, сельское хозяйство, горные разработки и т.д., и может оказывать неблагоприятное воздействие на состояние водных объектов. В этой связи для субъектов хозяйственной и иной деятельности установлены нормативы допустимых сбросов веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов), при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды <373>.
--------------------------------
<372> Кабаева И.В., Шестаков А.Г., Артюхин А.С. О распространении и оседании пылевых частиц размером до 10 мкм в горизонтальном турбулентном потоке // Интернет-вестник ВолгГАСУ www.vestnik.vqasu.ru.
<373> Приказ МПР РФ от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 22. 02.06.2008 (приложения к Методике не приводятся).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" <374> утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей <375> (далее - Методика).
--------------------------------
<374> В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4088.
<375> Приказ МПР РФ от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 22. 02.06.2008 (приложения к Методике не приводятся).
Данная Методика определяет нормативы допустимых сбросов веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ (нормативы допустимых сбросов веществ) как нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Величины нормативов допустимых сбросов (далее - ВНДС) определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то ВНДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.
ВНДС разрабатываются в соответствии с нормативами допустимых воздействий на водные объекты (НДВ).
ВНДС разрабатываются на пять лет. Пересмотр и уточнение ВНДС осуществляются до истечения срока их действия в следующих случаях:
при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством РФ.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <376> (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
--------------------------------
<376> Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. N 30. Ст. 3588.
Согласно ст. 1 указанного Закона авария - это разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, перечень которых приводится в Приложении 1 указанного Закона;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
К числу мер по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий на опасном производственном объекте, в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ, можно отнести, в частности, установление требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Кроме того, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <377> (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), применительно ч. 3 комментируемой статьи, определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области всего водного пространства в пределах РФ или его части, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
--------------------------------
<377> Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // Собрание законодательства РФ. 26.12.1994. N 35. Ст. 3648.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация, является зоной чрезвычайной ситуации.
Предотвращению загрязнения водных объектов вследствие чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Федеральным законом N 68-ФЗ, способствуют такие меры, как организация и проведение аварийно-спасательных и другие неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другие меры.
Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством РФ нормативы, а именно нормативы допустимых сбросов веществ, Методика разработки которых утверждена в соответствии с Постановлением Правительства РФ <378>.
--------------------------------
<378> Приказ МПР РФ от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 22. 02.06.2008 (приложения к Методике не приводятся).
Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об использовании атомной энергии" <379> радиоактивные вещества определяет как вещества, не относящиеся к ядерным материалам, испускающие ионизирующее излучение.
--------------------------------
<379> Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об использовании атомной энергии" // Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. N 48. Ст. 4552.
Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" <380> (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды.
--------------------------------
<380> Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" // Собрание законодательства РФ. 21.07.1997. N 29. Ст. 3510.
Федеральный закон N 109-ФЗ под пестицидами понимает химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты). В свою очередь, под агрохимикатами - удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Данное понятие не применяется в отношении торфа, используемого для других целей.
Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О радиационной безопасности населения" <381> определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
--------------------------------
<381> Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О радиационной безопасности населения" // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. N 3. Ст. 141.
В соответствии с Федеральным законом 3-ФЗ естественный радиационный фон - это доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека.
Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории РФ в результате использования источников ионизирующего излучения:
- для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта;
- для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта.
Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.
В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.
Установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством РФ в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.
Часть 5 комментируемой статьи запрещает осуществлять захоронение в водных объектах ядерных материалов и радиоактивных веществ.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 170-ФЗ ядерные материалы - это материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества; радиоактивные вещества - вещества, не относящиеся к ядерным материалам, испускающие ионизирующее излучение. Вместе с тем ядерные отходы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается, определяет как радиоактивные отходы.
Статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ определяет захоронение отходов как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Таким образом, часть 5 комментируемой статьи запрещает осуществлять захоронение радиоактивных отходов в водных объектах.
Часть 6 комментируемой статьи устанавливает запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Легальное определение сточных вод дано в ст. 1 ВК РФ: сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
Содержание понятий "радиоактивные вещества", "пестициды", "агрохимикаты" раскрыто в комментарии к части 4 комментируемой статьи.
В соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей величины нормативов допустимых сбросов определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.
При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов, используемых для питьевых и хозяйственно-бытовых целей, нормативы качества вод или их природный состав и свойства выдерживаются на водотоках начиная со створа, расположенного на 1 км выше ближайшего по течению пункта водопользования (водозабор для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, места купания, организованного отдыха, территория населенного пункта и т.п. вплоть до самого места водопользования), а на водоемах - на акватории в радиусе 1 км от пункта водопользования.
При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов рыбохозяйственного значения, нормативы качества поверхностных вод или их природные состав и свойства (в случае природного превышения этих нормативов) соблюдаются на протяжении всего участка водопользования начиная с контрольного створа (контрольный створ - поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды), но не далее чем 500 м от места сброса сточных вод или расположения других источников загрязнения поверхностных вод (мест добычи полезных ископаемых, производства работ на водном объекте и т.п.).
Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам. При этом при сбросе сточных вод в водный объект через рассеивающие выпуски, гарантирующие необходимое смешение и разбавление сбрасываемых вод, нормативные требования к составу и свойствам воды должны обеспечиваться в створе начального разбавления рассеивающего выпуска.
При сбросе сточных вод во внутренние морские воды и территориальное море РФ расчет НДС производится с учетом степени смешения и разбавления сточных вод морской водой при условии соблюдения требований и нормативов установленного вида водопользования.
Кроме того, в Методике содержатся критерии эффективности обеззараживания сточных вод, отводимых в водные объекты, и допустимые изменения состава воды в водоемах и водотоках после выпуска в них очищенных сточных вод.
Часть 7 комментируемой статьи устанавливает запрет на проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и токсичные вещества.
Федеральный закон от N 170-ФЗ радиоактивные вещества определяет как вещества, не относящиеся к ядерным материалам, испускающие ионизирующее излучение.
В соответствии с приложением 1 Федерального закона N 116-ФЗ токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;
е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;
средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр.
Таким образом, с целью предотвращения причинения вреда здоровью человека, окружающей среде в целом, и водным объектам в частности, проведение взрывных работ, при которых используется ядерная и иные виды промышленных технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ, запрещается.
Таким образом, комментируемая статья предусматривает охрану водных объектов от следующих видов причинения вреда водным объектам:
- загрязнения и засорения водных объектов вследствие сброса и захоронения в них отходов производства потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов);
- загрязнения и засорения водных объектов вследствие работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы;
- загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций;
- загрязнения и засорения водных объектов радиоактивными веществами, пестицидами, агрохимикатами и другими опасными для здоровья человека веществами и соединениями в водных объектах вследствие превышения, соответственно, предельно допустимых уровней естественного радиационного фона, характерных для отдельных водных объектов, и иных установленных в соответствии с законодательством РФ нормативов;
- загрязнения и засорения водных объектов в результате захоронения в них ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- загрязнения и засорения водных объектов вследствие сброса в них сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты;
- загрязнения и засорения водных объектов радиоактивными и (или) токсичными веществами в результате проведения на водных объектах взрывных работ.