1. Несанкционированный сброс сточных вод на ледники, снежники, а также загрязнение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещаются.(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.
2. Забор (изъятие) льда из ледников не должен оказывать негативное воздействие на состояние водных объектов и приводить к истощению вод.
Комментарий к статье 58 Водного Кодекса РФ
1. Общий обзор статьи. Она построена аналогичным со статьей 57 ВК РФ образом: в части 1 устанавливаются запреты загрязнения и засорения вредными веществами и продуктами данной категории водных объектов, т.е. ледников и снежников; в части 2 вводятся требования по такому их использованию (забору льда), которое не препятствовало бы сохранению ледников и снежников как компонента окружающей среды.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Всем своим содержанием она направлена на достижение максимально возможного уровня защиты особого объекта - ледников и снежников. Дополнительными целями являются обеспечение правопорядка при обращении с отходами и опасными веществами (продуктами), осуществляемом в строго определенных местах - на ледниках и снежниках, а также обеспечение правопорядка при использовании (заборе) льда. Значение статьи до последнего времени вряд ли можно было оценить по достоинству: отечественное законодательство никогда специально не регулировало охрану этих объектов, хотя международные соглашения по Арктике и Антарктике некоторым образом затрагивали эту проблему <379>.
--------------------------------
<379> См.: Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Волфф Г. Экологические право: Учебник. М.: Эксмо, 2005.
В последнее время в СМИ оживленно обсуждается угроза, возникающая для ледников и снежников из-за добычи морских млекопитающих японскими рыболовами в указанных районах: опасность возникает, если произойдет авария, повлекшая разлив топлива.
Пожалуй, впервые четкие меры по охране ледников и снежников на уровне закона были сформулированы в статье 8.13 КоАП РФ. В части 5 установлена ответственность за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов отходами производства и потребления, вредными веществами. Совершение таких действий влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц, юридических лиц (подробнее см. комментарий к ст. 68).
Понятно, что сфера применения комментируемой статьи ограничивается местом (пространственным расположением) охраняемых объектов - ледников и снежников. В то же время, учитывая естественно-природные особенности России, становится ясным, что обилие такого рода объектов на территории страны и возрастающее экономическое значение запасов льда как потенциальных источников водоснабжения для маловодных отечественных регионов и зарубежных государств прогностически поддерживает необходимость введения и соблюдения требований статьи 58 ВК РФ. Оно явно будет возрастать. Само собой разумеется, что и в наши дни обеспечение чистоты ледников и снежников является важной экологической задачей.
Адресатами предписаний, содержащихся в комментируемой статье, являются граждане (физические лица), осуществляющие хозяйственную деятельность в местах расположения ледников и снежников, туристы, сотрудники научно-исследовательских станций, лабораторий, должностные лица организаций Минобороны РФ, транспортных организаций, природоохранных и правоохранительных органов.
3. Основные понятия. Многие из них употребляются в большинстве норм главы 6 ВК РФ ("загрязнение", "засорение", "отходы", "вредные вещества" и т.п. - см. комментарий к ст. ст. 55 - 57), часть - в предписаниях статей, регулирующих категоризацию водных объектов и правила их использования (см., например, комментарий к ст. ст. 1, 5), некоторые характеризуют виды деятельности по использованию водных объектов (забор, в данном случае - льда).
4. Содержание запрета. В части 1 комментируемой статьи вводится запрет на сброс сточных вод на ледники и снежники и их засорение отходами, нефтепродуктами и т.п. вредными веществами (материалами, продуктами). В отличие от иных запретов в тексте части 1 ст. 58 употребляется определение "несанкционированный". Это требует специального разъяснения. Само по себе слово "несанкционированный" означает неразрешенный кем-то, кто имеет право (уполномочен) принимать соответствующее решение; в соответствии со статьей 11 ВК РФ забор водных ресурсов (в том числе льда) осуществляется в соответствии с договором водопользования или на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Цели изъятия водных ресурсов, достижение которых не требует указанных документов, перечислены в пунктах 3 - 6 части 3 ст. 11 ВК РФ (см. комментарий к ст. 11). Кроме того, забор льда может производиться по лицензиям (разрешениям) вплоть до истечения срока их действия либо заключения договоров или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (см. ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации").
О понятиях отходов, нефтепродуктов, ядохимикатов, других вредных веществ см. пункт 3 комментария к статье 57.
5. Специальные требования. Они установлены в части 2 комментируемой статьи и направлены на предупреждение негативных последствий изъятия льда из ледников и снежников. Законодатель обозначил две группы таких последствий - изменение состояния водных объектов и истощение вод.
Другой комментарий к статье 58 ВК РФ
Согласно части 1 статьи 58 ВК РФ не допускается несанкционированный сброс сточных вод на ледники, снежники, а также засорение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами. В настоящее время легальных определений ледника и снежника нет, но в ст. 13 ВК РФ 1995 года такие определения давались. Под ледником следовало понимать движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности. Под снежниками необходимо было понимать неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части. Так как ВК РФ 1995 года утратил силу, то данные определения утратили юридическую силу.
Согласно гляциологическому словарю под ред. В.М. Котлякова ледники можно определить как массу льда преимущественно атмосферного происхождения, испытывающую вязко-пластическое течение под действием силы тяжести и принявшую форму потока, системы потоков, купола (щита) или плавучей плиты. Образуются ледники в результате накопления и последующего преобразования твердых атмосферных осадков (снега) при их положительном многолетнем балансе. Снежники определяются как неподвижное скопление снега в местах, защищенных от ветра и солнца, ниже снеговой линии, сохраняющееся после стаивания окружающего снежного покрова (сезонный снежник) или не тающее в течение всего года (постоянный снежник, перелеток).
Снежники представляют собой переходную стадию между ледниками и сезонным покровом снега и льда. Эти своеобразные водные объекты возникают в ложбинах, нишах, карах, под гребнем и бровкой террас, на крутых склонах и их подножьях, прочих защищенных от ветра и солнца местах. Причины образования снежников заключаются в замедленности таяния сезонных покровов снега и льда, воздействии ветра и лавин (так возникают навеянные и лавинные снежники). Ледники и снежники экологически близки и даже эволюционно связаны друг с другом. Возникающие у оснований горных склонов или близ береговых уступов снежники могут стать ледниками, а при деградации ледников снежники выступают как их остаток. С другой стороны, снежники отличаются от ледников меньшими размерами, отсутствием явных признаков движения и разделения на зоны убыли и прироста <383>.
--------------------------------
<383> Малая советская энциклопедия / Ред. Б.А. Введенский. М.: Сов. энциклопедия, 1960. Т. 8. С. 636.
Согласно ч. 2 ст. 5 ВК РФ ледники и снежники относятся к поверхностным водным объектам. Под охраной водных объектов, в соответствии с ч. 17 ст. 1 ВК РФ, следует понимать систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
В целях предупреждения и устранения загрязнения ледников и снежников должны определяться источники их загрязнения и засорения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляются сброс или иное поступление в ледники и снежники вредных веществ, ухудшающих качество ледников и снежников, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние ледяного и снежного покрова.
Болото считается загрязненным, если в результате сброса или поступления иным образом с суши, деятельности на поверхности или внутри ледника и снежника, а также из-за образования в нем вредных веществ изменились (ухудшились) нормативы качества вод; ограничилось его использование; проявилось негативное влияние на состояние ледяного и снежного покрова.
Основные водоохранные, экологические и санитарно-гигиенические требования к источникам загрязнения установлены в ВК РФ, в Федеральных законах от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно нормам экологического законодательства, в частности Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", образующиеся на хозяйственных и других объектах отходы должны ими обезвреживаться, перерабатываться и утилизироваться. Они могут складироваться и захороняться в местах, определяемых решениями органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" нарушение установленных правил складирования и захоронения отходов влечет ограничение, приостановление либо прекращение деятельности хозяйственных и других объектов в судебном порядке по предписанию государственных органов в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать загрязнения и засорения водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты. Применение ядохимикатов, нефтепродуктов и других химических средств должно допускаться в случае, если это не повлияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов. В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" говорится, что ядохимикаты, нефтепродукты и другие химические средства в сельском хозяйстве могут использоваться при соблюдении специальных требований, направленных на предупреждение вредных последствий их применения для здоровья человека, окружающей природной среды.
Неиспользованные ядохимикаты, нефтепродукты и другие химические средства должны направляться на специальные полигоны и оборудованные для них накопители. Нарушение правил использования химических веществ, создающее угрозу здоровью человека, химическим загрязнением окружающей природной среде, влечет запрещение использования соответствующих химических препаратов по решению федеральных органов исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно части 2 статьи 58 ВК РФ забор (изъятие) льда из ледников не должен оказывать негативное воздействие на состояние водных объектов и приводить к истощению вод. В соответствии с п. 15 ст. 1 ВК РФ под истощением вод следует понимать постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Истощение вод проводится путем их забора. К созданию угрозы истощения вод, следовательно, могут привести действия, меняющие в негативную сторону не только их количественные, но и качественные (например, снижение способности к самоочищению, помутнение и т.п.) характеристики. Действиями, которые создают такую угрозу, являются в первую очередь превышения лимитов забора воды, проведение строительных или иных работ, нарушающих естественный баланс, нерациональное водоотведение, изменение стока и т.п.
В рамках охраны ледников и снежников от загрязнения и засорения за нарушение данных норм предусмотрены административная и уголовная ответственность.