1. При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
2. В случае необходимости изъятия для государственных нужд земельных участков, которые расположены в границах зоны подтопления, такое изъятие осуществляется в соответствии с земельным законодательством и гражданским законодательством. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.
3. Не допускается ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах.
4. Проектирование прямоточных систем технического водоснабжения не допускается.
5. Ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ запрещается.
6. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:
1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах);
2) производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;
3) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
7. Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Комментарий к статье 60 Водного Кодекса РФ
1. Общий обзор статьи. Она состоит из семи частей и содержит развернутые запреты, санкции за их нарушения, отдельные требования по охране водных объектов в процессе сооружения и использования водохозяйственных систем. В части 1 комментируемой статьи формулируются наиболее общие требования к охране водных объектов на всех этапах жизненного цикла водохозяйственных систем: от их проектирования до эксплуатации. Эти требования касаются и такой специальной деятельности, как внедрение новых технологических процессов при функционировании гидротехнических сооружений. По содержанию требования заключаются:
а) в учете влияния на состояние водных объектов;
б) в соблюдении нормативов допустимого воздействия на водные объекты. При этом оговаривается, что российским законодательством могут быть установлены исключения из указанных требований.
Предписания части 2 тесно связаны с нормами статьи 45 ВК РФ (см. комментарий к ст. 45). Здесь содержится отсылочная норма о порядке, условиях, целях изъятия земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, для строительства гидротехнических сооружений только нового водохранилища (на реконструкцию действующих водохранилищ это предписание не распространяется). Указанный порядок, условия и цели определяются земельным (ст. ст. 30, 31 - 35, 49 ЗК РФ) и гражданским законодательством.
В части 3 комментируемой статьи установлен запрет, определенным образом связанный с частью 3 ст. 59 ВК РФ: в обеих нормах регулируются требования к деятельности по орошению и удобрению земель сточными водами. Но если часть 3 ст. 59 является отсылочной к санитарному законодательству нормой, то часть 3 ст. 60 устанавливает конкретный запрет ввода в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах, т.е. без надлежащей организации информационного обеспечения этой деятельности.
Другой запрет содержится в части 4. Это запрет проектирования прямоточных систем технического водоснабжения. Еще один запрет сформулирован в части 5. Он касается ввода в эксплуатацию объектов по транспортировке и хранению особой категории веществ, представляющих опасность для водных объектов, - нефти и нефтепродуктов. На этом этапе оборота нефти и нефтепродуктов законодатель специально запрещает бездействие, т.е. необорудование средствами предотвращения загрязнения водных объектов, во-первых, и контрольно-измерительной аппаратурой, во-вторых.
Шестая часть комментируемой статьи, в свою очередь, разделена на пункты, в которых сформулированы специальные запреты на эксплуатацию водохозяйственных систем. Эти запреты сконструированы применительно к разным видам (целям) водопользования - сбросу сточных вод, забору воды - при определенных характеристиках (показателях) предмета деятельности, условий места и других обстоятельств. В заключительной части 7 комментируемой статьи речь идет о санкциях за нарушение требований и запретов при использовании и охране водных объектов.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. В самом общем виде цель обозначена в названии статьи 60 - охрана водных объектов при проектировании, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы. Она конкретизируется далее практически всеми нормами. Поэтому можно выделить:
- цели информационного обеспечения охраны и использования водных объектов;
- профилактические цели, выражающиеся в предупреждении загрязнения, засорения, истощения водных объектов и других негативных явлений;
- цель минимизации вредных воздействий, достигаемую требованиями по очистке сточных вод от химических веществ, бактериологических веществ и других организмов;
- цель обеспечения правопорядка и неотвратимости ответственности за допущенные правонарушения.
С одной стороны, сфера применения предписаний статьи 60 ВК РФ более узка, чем, например, сферы применения предписаний статей 55 и 56 ВК РФ, поскольку в ней речь идет об охране водных объектов в ходе проектирования, строительства и иного обращения с водохозяйственными системами.
Но, с другой - она все-таки очень широка, поскольку водохозяйственные системы и входящие в них гидротехнические и иные сооружения играют чрезвычайно важную роль в экономике и затрагивают хозяйственные интересы субъектов предпринимательской деятельности, субъектов управления и охраны систем жизнеобеспечения, а также касаются вопросов экологической безопасности населения и территорий.
Поэтому адресатами норм данной статьи являются лица, непосредственно занятые в проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водохозяйственных систем; лица, осуществляющие контроль и надзор в этой сфере, в том числе уполномоченные на применение санкций в виде ограничения, приостановления, прекращения эксплуатации водохозяйственных систем; граждане, чьи права и законные интересы могут быть затронуты нарушениями норм об охране водных объектов, предусмотренными комментируемой статьей, а также работники природоохранных и правоохранительных органов, прокуратуры, судьи, рассматривающие соответствующие споры (иски).
3. Основные понятия.
Одни понятия характеризуют деятельность и ее этапы (проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация) либо отдельные виды действий (сброс, забор/изъятие, осушение, удобрение, транспортирование, хранение и т.п.).
Другие понятия, использованные в данной статье, обозначают предметы этой деятельности и действий: водохозяйственные системы, гидротехнические сооружения, сточные воды, нефтепродукты и т.д.
Третьи - средства деятельности, например, пункты наблюдения, прямоточные системы, контрольно-измерительная аппаратура и т.п. Многие из указанных терминов требуют обращения к несмежному - экологическому, санитарному, земельному законодательству, законодательству о безопасности и др., некоторые разъяснены в комментариях к иным статьям Водного кодекса РФ (см. комментарий к статьям 1, 55 - 59).
4. Содержание общих требований. По части 1 комментируемой статьи, как уже отмечалось, выделены два вида требований:
а) учет влияния разных видов деятельности, общим предметом которых являются гидротехнические сооружения и (или) новые технологические процессы, на состояние водных объектов;
б) соблюдение нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Эти требования распространяются на все этапы производственной деятельности.
5. Предмет правового регулирования. По названию статьи им являются водохозяйственные системы, т.е., согласно пункту 11 ст. 1 ВК РФ, комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений. При этом следует учитывать и определение водохозяйственного участка как части речного бассейна, имеющей характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта водопользования (п. 12 той же статьи).
Гидротехнические сооружения по Федеральному закону "О безопасности гидротехнических сооружений" включают такие объекты, плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Понятно, что не все перечисленные объекты сопряжены, например, с мелиоративными системами.
В российском законодательстве используется ряд смежных терминов и соподчиненных понятий, например, наряду с понятием "гидротехнические сооружения" во многих актах встречается понятие "водохозяйственные сооружения и устройства". К ним относятся гидротехнические сооружения, накопители сточных вод и других жидких отходов независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности либо не имеющие владельца <381>, а также те водохозяйственные сооружения и устройства, которые использовались (по ВК РФ 1995 г.) для осуществления специального водопользования согласно перечню видов специального водопользования (по поверхностным водным объектам), утвержденному Приказом МПР России от 23.10.1998 N 232 "Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами" <382>.
--------------------------------
<381> См.: Постановление Правительства РФ от 27.02.1999 N 237 "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника" // СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1249.
<382> БНА. 1999. N 6. С. 3 - 10.
Некоторые виды водопользования производятся с применением различных сооружений, технических средств и устройств. Это:
1) стационарные передвижные и плавучие сооружения по механическому и самотечному забору воды из поверхностных водных объектов;
2) водоотводящие сооружения, предназначенные для сброса в поверхностные водные объекты промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных (кроме осушительных систем), ливневых и других сточных вод, а также вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов;
3) плотины, шлюзы и другие водорегулирующие сооружения (в том числе временные перегораживающие сооружения);
4) гидравлические электростанции (приплотинные, деривационные, приливные, гидроаккумулирующие);
5) платформы и искусственные острова;
6) оросительные, обводнительные и оросительно-обводнительные мелиоративные системы;
7) водохозяйственные сооружения тепловых станций и атомных электростанций, предприятий ядерного топливного цикла, предназначенные для водоснабжения, сброса отработанных вод, а также для охлаждения вод;
8) землеройная, буровая, грузоподъемная, другая спецплавтехника, используемая при выполнении строительно-монтажных, изыскательских, дноуглубительных, разгрузочно-погрузочных работ (кроме транспортных и по предотвращению вредного воздействия вод), строительстве и эксплуатации сооружений подводных коммуникаций, прокладки кабелей, строительстве мостов, подводных переходов газопроводов, продуктопроводов и при других работах, добыче полезных ископаемых из недр, торфа и сапропеля со дна водного объекта;
9) суда и другие плавательные средства (кроме маломерных), используемые в транспортных целях, а также сплав леса на плотах и в кошелях.
Как видим, только часть из них подпадает под понятие водохозяйственной системы, используемое для целей правового регулирования в данном Кодексе.
6. Требования к строительству гидротехнических сооружений нового водохранилища. По тексту комментируемой статьи эти требования связаны не с водным, а с земельным и гражданским законодательством. Тем не менее некоторые моменты нуждаются в разъяснении именно с позиции доктрины водного (и экологического) права. Это касается понятий "водохранилище" и "зона затопления".
Зона затопления - территория, покрытая водой при максимальном подпорном уровне воды в водохранилище.
О понятии и режиме водохранилища см. комментарий к статье 45.
7. Запреты. Они достаточно многочисленны и устанавливаются не только комментируемой статьей, но и другими актами, в первую очередь Уголовным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях.
7.1. Ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах, не разрешается.
7.2. Юридическое и экологическое значение запрета проектирования прямоточных систем технического водоснабжения. Юридическое его значение состоит в том, что использование прямоточных систем технического водоснабжения пресекается на ранней стадии, т.е. при проектировании, поскольку российское законодательство запрещает осуществление какой-либо строительной и эксплуатационной деятельности без наличия проекта, утвержденного надлежащим образом в установленном законом порядке и с учетом заключения государственной экологической экспертизы, а в ряде случаев и иных экспертиз (см. ст. 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе").
7.3. Специфика запрета ввода в эксплуатацию отдельных опасных объектов. Особый запрет по части 5 комментируемой статьи установлен для этапов ввода в эксплуатацию только в отношении двух видов объектов, объединяемых по признаку вещества, на них находящегося. Это объекты транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов. Причем нефть и нефтепродукты находятся на указанных объектах временно.
Транспортирование нефти и нефтепродуктов осуществляется с помощью линейных сооружений (трубопроводов), железнодорожным, морским, речным транспортом. К линейным сооружениям относят собственно трубопроводы и "так называемые площадные объекты, технологически связанные с линейными сооружениями". Например, технически связанные с трубопроводами емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска продукции, технологические установки подготовки продукции к транспорту, головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции, резервуары, парки, компрессорные и газораспределительные станции, узлы измерения продукции, наливные и сливные эстакады, станции подземного хранения нефти, газа, пункты подогрева нефти, нефтепродуктов и другие подобные сооружения <383>. К сооружениям, обеспечивающим транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов на железнодорожном, морском и речном транспорте, относятся причалы, портовые сооружения, эстакады.
--------------------------------
<383> См.: Волков Г.А., Голиченков А.К., Хаустов Д.В. Проблемы совершенствования правового регулирования публичных сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений // Экологическое право. 2006. N 2. С. 24.
Согласно требованиям части 5 комментируемой статьи на всех указанных объектах, устройствах и сооружениях должны быть обеспечены как оборудование их средствами предупреждения загрязнения водных объектов, так и установка контрольно-предупредительной аппаратуры для обнаружения утечки нефти и нефтепродуктов.
8. Специальные запреты на этапе эксплуатации водохозяйственных систем. В части 6 комментируемой статьи устанавливается несколько запретов.
8.1. Пункт 1 предусматривает запрет сброса неочищенных и необезвреженных сточных вод. При этом указываются юридические критерии отнесения сточных вод к категориям неочищенных и необезвреженных. Это:
а) превышение нормативов допустимого воздействия на водные объекты;
б) превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
О понятии, содержании, порядке разработки, утверждения и юридическом значении нормативов см. комментарий к статье 35.
О понятии сброса сточных вод см. комментарий к статьям 44, 56, 57, 58.
Таким образом, данный запрет считается нарушенным в случае любого превышения нормативов без учета наступивших последствий. Санкции в виде ограничения, приостановления, прекращения деятельности по использованию водного объекта для сброса сточных вод могут быть применены согласно части 7 ст. 60 ВК РФ. Их применение не освобождает виновное лицо от мер гражданско-правовой ответственности по возмещению вреда и от обязанности по ликвидации последствий. Возможно и применение конструкции безвиновной ответственности, поскольку транспортировка и хранение нефти и нефтепродуктов осуществляется на (и с помощью) сооружений, установок, средств, относящихся к источникам повышенной опасности (см. комментарий к ст. 69).
При наличии всех прочих обстоятельств, в первую очередь причинения вреда окружающей среде, ее компонентам, жизни и здоровью человека, возможно применение мер уголовной ответственности (по ст. ст. 216, 246, 250, 252 УК РФ) или - с учетом признаков правонарушения и степени его общественной опасности - применение к виновным физическим и юридическим лицам мер административной ответственности по статьям 8.1, 8.2, 8.13 и другим КоАП РФ (см. комментарий к ст. 68).
8.2. Запрет забора (изъятия) водных ресурсов с превышением объема. Данный запрет установлен, во-первых, для предотвращения истощения вод, во-вторых, для предупреждения ухудшения качества водных ресурсов, и, наконец, в-третьих, для обеспечения охраны среды обитания водных биоресурсов и защиты иных законных прав и интересов водопользователей. Порядок и цели забора (изъятия) воды регулируются водным законодательством (см. комментарий к ст. 11).
В статье 33 ВК РФ определяется порядок установления лимитов и квот забора (изъятия) воды (см. комментарий к ст. 33). За нарушение этого запрета могут быть применены санкции, предусмотренные комментируемой статьей, а также меры гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности, в частности, по статье 250 УК РФ, где прямо указано, что истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если это повлекло причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, сельскому или лесному хозяйству, влечет уголовное наказание виновных лиц (подробнее см. комментарий к ст. ст. 68 и 69).
8.3. Запрет сброса в водные объекты сточных вод, содержащих биологические и другие вредные вещества. Он отличается по предмету нарушения от иных запретов, сформулированных в части 6 ст. 60 ВК РФ, но совпадает с ними по другим признакам (деяние - сброс, место совершения - водный объект). К предмету в данном случае законодатель отнес два вида вредных веществ.
1. Первый - это биологические (бактериологические) вещества (организмы), являющиеся возбудителями инфекционных заболеваний. Следует полагать, что речь идет о заболеваниях и человека, и животных, и растений. Российское законодательство (экологическое и санитарно-эпидемиологическое) подробно регулирует безопасность обращения с такими веществами, порядок их регистрации, хранения, использования и т.п.
Биологические (бактериологические, микробиологические) вещества. Биологические вещества, потенциально опасные для здоровья человека и окружающей среды, природного и искусственного происхождения, производимые на территории Российской Федерации и закупаемые за рубежом для использования в народном хозяйстве, регистрируются в обязательном порядке по единой системе федерального Регистра потенциально опасных химических и биологических веществ с учетом информации о номенклатуре, производстве и применении этих веществ, их назначении, свойствах, биологическом действии и поведении в окружающей среде. Регистрация и контроль за применением биологических средств защиты растений, регуляторов роста сельскохозяйственных растений и лесных насаждений, фармацевтических препаратов осуществляются в соответствии с иными нормативными правовыми актами. В эту группу веществ в зависимости от степени патогенности (болезнетворности), т.е. способности вызывать инфекционные заболевания других организмов, входят опасные для человека и животных, опасные только для животных, опасные только для растений соединения белковой природы.
Веществами, опасными и для человека, и для животных, являются вирусы, занимающие промежуточное место между сложнейшими химическими веществами и простейшими организмами, не способные к жизнедеятельности вне живых клеток; риккетсии - бактеориоподобные микробы; бактерии, т.е. одноклеточные микроорганизмы; токсины, т.е. продукты жизнедеятельности бактерий или микроскопических грибков (микотоксины); любые рекомбинантные объекты, т.е. генетически измененные микроорганизмы или их фрагменты, которые содержат последовательности (участки) нуклеиновой кислоты, кодирующие факторы патогенности или любого из токсинов.
Патогены, опасные для животных, - это вирусы, бактерии и генетически измененные микроорганизмы. Патогены, опасные для растений, - вирусы, бактерии, микроскопические грибки и генетически измененные микроорганизмы. Особое место занимают генно-инженерно-модифицированные организмы, т.е. любое неклеточное, одноклеточное или многоклеточное образование, способное к воспроизводству и передаче наследственного генетического материала, отличное от природных организмов, полученное с применением методов генной инженерии и содержащее генно-инженерный материал, в том числе гены, их фрагменты, комбинации генов, а также трансгенные организмы - микроорганизмы, генетическая программа которых изменена с помощью методов генной инженерии; токсины - продукты жизнедеятельности микроорганизмов, обладающие ядовитостью (экзотоксины, т.е. белковые продукты, выделяемые бактериями в окружающую среду; определяющие болезнетворные свойства микробов эндотоксины, компоненты бактерий, образующиеся после разрушения бактериальных клеток).
В отношении микробиологических или других биологических агентов и токсинов устанавливается определенный порядок обращения, совокупность требований безопасности, особый порядок экспортного контроля и лицензирования (см. Положение о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных болезней от 22 января 2007 г.; Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий от 29.08.2001).
2. Второй вид предмета нарушения данного запрета - вредные вещества, для которых не установлены нормативы ПДК.
Данный запрет в случае его нарушения может повлечь, как и в других случаях, предусмотренных частью 6 статьи 60 ВК РФ, применение ограничения, приостановления либо прекращения деятельности (сброса сточных вод), а также мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности по статьям 8.2 КоАП РФ, 247, 248 УК РФ (см. комментарий к ст. ст. 68 и 69).
9. Санкции. Они определены в части 7 комментируемой статьи и могут быть реализованы при двух условиях:
а) должны быть нарушены требования к исполнению и охране водных объектов;
б) эти нарушения должны быть совершены при эксплуатации водохозяйственных систем.
Нарушения, допущенные на этапе проектирования или размещения, строительства водохозяйственных систем, могут быть устранены иными способами (предупреждением, вынесением постановления об устранении нарушения и прочее) без ограничения или прекращения (временно либо постоянно) функционирования водохозяйственной системы. Следует в данной ситуации толковать термин "эксплуатация" в более широком смысле, как процесс, охватывающий и реконструкцию водных систем, которая, кстати, может производиться по ходу эксплуатации, и ввод в эксплуатацию, как ее предшествующую стадию.
Собственно порядок применения этих санкций в Водном кодексе РФ не раскрывается. Но все же в ряде его норм содержатся указания на действия уполномоченных лиц (органов), которые при надлежащем их осуществлении можно расценить как реализацию к нарушителям санкций в виде ограничения и прекращения эксплуатации водохозяйственных систем.
Юридические основания для этого содержатся в первую очередь в статье 10, регулирующей порядок принудительного прекращения права пользования водными объектами (см. комментарий к ст. 10), а также в статьях главы 3 ВК РФ, регламентирующих содержание, условия и ответственность водопользователей по договору водопользования или по решению о предоставлении водного объекта в пользование. В отношении подземных водных объектов действует порядок приостановления или прекращения права пользования недрами (ст. ст. 20, 21 Закона Российской Федерации "О недрах").
В отличие от санкций в виде прекращения или ограничения деятельности, т.е. эксплуатации водохозяйственных систем, такая санкция как приостановление имеет более четкое правовое регулирование. Дело в том, что статья 3.12 КоАП РФ предусматривает административное приостановление деятельности. Оно заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В результате возникает правовая коллизия: приостановление должно быть оформлено решением мирового судьи, а прекращение - органом исполнительной власти или местного самоуправления, принявшим решение о предоставлении водного объекта в пользование
Другой комментарий к статье 60 ВК РФ
Статья 3 ВК РФ в качестве одного из основных принципов водного законодательства закрепляет приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Развитие данный принцип получает в комментируемой статье, которая во главу правового регулирования охраны водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов ставит влияние последних на состояние водных объектов. Данное положение (часть 1 статьи 60 ВК РФ) носит характер нормы-принципа, тогда как части 2 - 7 статьи 60 ВК РФ имеют прикладное значение и разъясняют частные случаи правового регулирования охраны водных объектов.
Следует отметить комплексное законодательное регулирование охраны водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы. Так, рассматриваемая деятельность, способная повлиять на состояние водных объектов, осуществляется в соответствии с положениями ВК РФ, ЗК РФ, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ (ред. от 08.05.2009, с изм. от 17.12.2009) "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ), Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами.
Подлежит упоминанию и тот факт, что из области правового регулирования охраны водных объектов в новой редакции комментируемой статьи законодателем было исключено размещение гидротехнических сооружений. При этом глава VII Федерального закона N 7-ФЗ, устанавливающая требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, регулирует такие виды хозяйственной деятельности, как размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, способных оказать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду. Вследствие различных законодательных установлений складывается ситуация, при которой не ясно, регулируется ли охрана водных объектов при размещении гидротехнических сооружений. На наш взгляд, вследствие конституционного положения, гласящего, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, охрана водных объектов при размещении гидротехнических сооружений должна осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона N 7-ФЗ.
Часть 1 комментируемой статьи использует понятие "гидротехнические сооружения", в связи с чем целесообразно привести законодательное определение данного термина. Так, Федеральный закон N 117-ФЗ в статье 3 дает следующее толкование: "гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов". В свою очередь, Строительные нормы и правила РФ 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения. Основные положения" под гидротехническими сооружениями понимают "сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, сооружения морских нефтегазопромыслов и т.п. ".
Комментируемая часть статьи 60 ВК РФ предписывает при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов учитывать их влияние на состояние водных объектов. Статья 34 Федерального закона N 7-ФЗ в качестве общих требований в области охраны окружающей среды устанавливает проведение мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности при рассматриваемых видах деятельности.
Статьи 37 - 40, 43 указанного Закона устанавливают конкретные мероприятия при отдельных видах рассматриваемой деятельности. Так, при проектировании (в данном случае - гидротехнических сооружений) должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Строительство и реконструкция должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Ввод в эксплуатацию возможен в случае выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды, причем запрещается ввод в эксплуатацию сооружений, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ.
При эксплуатации гидротехнических сооружений юридические и физические лица, осуществляющие данную деятельность, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статья 40 Федерального закона N 7-ФЗ устанавливает требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики, к которым, в частности, относится такой вид гидротехнических сооружений, как гидроэлектростанции. В отношении последних данной статьей предписывается учитывать реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей.
При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов.
Следует отметить взаимосвязь предписываемого частью 1 статьи 60 ВК РФ учета влияния проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и внедрения новых технологических процессов и установленной статьей 32 Федерального закона N 7-ФЗ оценки воздействия на окружающую среду, проводимой в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Последняя проводится независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
В отношении вновь строящихся и реконструируемых речных и морских гидротехнических сооружений всех видов и классов применяются Строительные нормы и правила РФ 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения. Основные положения", которые в разделе 4.4 "Охрана окружающей среды" устанавливают меры по охране водных объектов, а также комплекс конкретных обязательных мероприятий, осуществляемых при строении и реконструкции гидротехнических сооружений. Следует отметить, что СНиП РФ 33-01-2003 имеют техническое значение, однако они отражают существующее правовое регулирование в рассматриваемой области.
В соответствии с пунктом 4.4.2 СНиП РФ 33-01-2003 мероприятия по охране окружающей среды следует проектировать комплексно на основе прогноза ее изменения в связи с созданием гидротехнических сооружений. Так, при проектировании гидротехнических сооружений необходимо предусмотреть технические решения, которые обеспечат оптимизацию экологического взаимодействия их и природного комплекса и предотвратят недопустимые последствия этого взаимодействия. Должны быть разработаны биотехнические мероприятия по сохранению редких видов растений, рыб, животных, птиц на участках непосредственного влияния основных сооружений, водохранилищ, нижних бьефов, каналов и т.п. При этом должны рассматриваться как условия строительства сооружений, так и условия их эксплуатации. В проектах гидротехнических сооружений следует также рассматривать влияние хозяйственной деятельности и инфраструктур, сопутствующих их созданию, на окружающую среду и предусматривать мероприятия по нейтрализации отрицательных факторов.
Пункт 4.4.4 СНиП РФ 33-01-2003 устанавливает положение, согласно которому решение природоохранных вопросов должно начинаться на самых ранних стадиях проектирования объекта и выбора типа сооружений и учитываться при рассмотрении остальных технических вопросов. Разработка природоохранных мероприятий должна включать: изучение исходного состояния природной среды, составление прогнозов ее изменений, установление допустимого уровня антропогенного вмешательства, разработку мер защиты, а также способов контроля за состоянием каждого элемента среды и возможные дополнительные мероприятия по сохранению и улучшению экологической обстановки в процессе эксплуатации сооружений. Для выполнения требований указанных положений рассматриваемым актом установлена обязательность произведения оценок и прогнозирования различных показателей.
Следует также отметить, что СНиП РФ 33-01-2003 устанавливают отдельные специальные мероприятия по охране окружающей среды при выполнении различных работ, кроме того, они предписывают обязательную экологическую экспертизу различных объектов (например, материалов, используемых при строительстве).
Реализация положений части 1 статьи 60 ВК РФ осуществляется также через проведение государственной экологической экспертизы, под которой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (статья 1 Федерального закона N 174-ФЗ), и которая проводится на основаниях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 174-ФЗ.
Часть 1 статьи 60 ВК РФ устанавливает обязательность соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Статья 19 Федерального закона N 7-ФЗ устанавливает положение, в соответствии с которым нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. В свою очередь, статья 35 ВК РФ указывает, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
На основании статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ субъекты хозяйственной и иной деятельности за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством. Так, одной из мер ответственности является обязательное полное возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде. В соответствии со статьей 77 вышеуказанного Закона вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Часть 2 статьи 60 ВК РФ предписывает изымать земельные участки, расположенные в границах зоны затопления, при строительстве гидротехнических сооружений нового водохранилища в соответствии с земельным и гражданским законодательством. Земельное законодательство указывает, что изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд возможно только в исключительных случаях, среди которых, в соответствии со статьей 49 ЗК РФ, размещение объектов федеральных энергетических систем, объектов энергетических систем регионального значения и объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 ЗК РФ, которая регулирует принудительное изъятие земельных участков, и путем выкупа. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. В свою очередь, пункт 3 статьи 55 ЗК РФ в отношении выкупа земельного участка содержит отсылочные положения к гражданскому законодательству.
Статья 279 ГК РФ указывает, что в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп земельного участка осуществляется РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Порядок выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд определен указанной статьей ГК РФ. Так, первоначально федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Причем указанное решение подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. Не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка собственник письменно уведомляется об этом органом, принявшим решение об изъятии, причем выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Законодатель не указывает, должно ли извещение о произведенной регистрации решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд происходить одновременно с письменным уведомлением об изъятии. Если собственник земельного участка согласен с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, то он и орган, принявший указанное решение, заключают соглашение, содержащее выкупную цену земельного участка, сроки и другие условия выкупа. Данное соглашение, в соответствии со статьей 281 ГК РФ, включает обязательство РФ, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. Выкупная цена земельного участка определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также всех убытков, причиненных собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Гражданское законодательство предусмотрело и возможность предоставления собственнику взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другого земельного участка с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Статья 282 ГК РФ указывает, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
В отношении комментируемой части статьи 60 ВК РФ следует отметить, что порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется статьей 30 ЗК РФ. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков, определяются статьей 29 ЗК РФ. Выбор земельных участков для строительства, нормы предоставления земельных участков, порядок принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства регулируются статьями 31 - 33 ЗК РФ.
Часть 3 статьи 60 ВК РФ предусматривает обязательность создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах при вводе в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами. Данное положение связано с государственным мониторингом окружающей среды, под которым в соответствии с пунктом 1 Положения об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) (утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Поскольку сточные воды представляют собой воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории, необходим государственный экологический мониторинг, так как данные воды представляют опасность для благополучия окружающей среды и человека. Как указывалось ранее, часть 1 статьи 60 ВК РФ имеет характер нормы-принципа, устанавливая обязательность учета влияния хозяйственной деятельности при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов на состояние водных объектов. В части 3 статьи 60 ВК РФ данный принцип получает развитие в регулировании конкретного аспекта - ввода в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами.
Государственный мониторинг водных объектов является частью комплексной системы государственного мониторинга окружающей среды, он регулируется Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219. В соответствии с пунктом 10 указанного Положения Федеральное агентство водных ресурсов (далее - Росводресурсы) в целях организации и осуществления мониторинга обеспечивает развитие сети пунктов наблюдений за водохозяйственными системами, эксплуатируемыми организациями, подведомственными Росводресурсам, а также за состоянием дна, берегов, водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ. Таким образом, при вводе в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, Росводресурсы создает пункты наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах.
Часть 4 комментируемой статьи ВК РФ запрещает проектирование прямоточных систем технического водоснабжения. Прямоточные системы технического водоснабжения негативно воздействуют на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и на состояние водных объектов, запрет их использования приводит к проектированию замкнутых систем водоснабжения, которые обеспечивают экологическую безопасность.
Часть 5 комментируемой статьи устанавливает ограничение на ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки в виде запрета ввода в эксплуатацию таких объектов без оборудования средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ. Поскольку нефть и продукты ее переработки представляют собой угрозу окружающей среде, безопасности водных объектов и здоровью человека, законодатель ввел данный запрет, развивая положения статьи 46 Федерального закона N 7-ФЗ, предусматривающей требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки. Так, статья 46 указанного Федерального закона указывает, в частности, что при вводе в эксплуатацию объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Часть 6 статьи 60 ВК РФ направлена на эффективное правовое регулирование охраны водных объектов, для этого законодатель предусмотрел комплекс запретов при эксплуатации комплекса водных объектов, предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений. Так, запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Для реализации данного положения устанавливаются санитарные правила, нормативы допустимого воздействия на водные объекты и нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов (об этом подробнее см. комментарий к статье 35 ВК РФ), а также технические регламенты и правила.
Далее, запрещается производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект. Данное негативное воздействие устанавливается на основании государственного мониторинга водных объектов и мероприятий по сохранению окружающей среды, и поскольку неправильное изъятие водных ресурсов может привести к нарушению экосистемы водного объекта и дальнейшему разрушению устоявшейся окружающей среды, то полагаем рассматриваемый запрет весьма целесообразным в рамках охраны водных объектов.
Законодателем был также установлен запрет осуществления сброса в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций. В связи с рассматриваемым положением следует отметить следующее: несмотря на то что данный запрет в целом направлен на защиту водных объектов и здоровья человека, в части запрета на сброс сточных вод, в которых содержатся вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций, он может привести к негативным последствиям для хозяйственной деятельности. Так, разработка и утверждение нормативных актов (в данном случае - содержащих нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ) является весьма трудоемким и длительным процессом, задержка с принятием данных актов может повлечь не только нарушение деятельности водохозяйственной системы, но и ее парализацию.
Частью 7 комментируемой статьи предусмотрены санкции за нарушение требований к использованию и охране водных объектов в виде ограничения, приостановления или запрещения эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном ВК РФ и другими федеральными законами. Федеральный закон N 7-ФЗ предусматривает общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Статья 34 данного Федерального закона предусматривает возможность приостановления и прекращения в полном объеме указанной деятельности по использованию водных объектов в случае нарушения требований в области охраны окружающей среды. В свою очередь, ВК РФ в статьях 10 и 41 предусматривает основания и порядок ограничения, приостановления и запрещения эксплуатации объектов водохозяйственных систем. Следует отметить разницу правового регулирования Федерального закона N 7-ФЗ и ВК РФ, так, первый из названных законодательных актов в числе санкций называет только приостановление и прекращение в полном объеме рассматриваемой деятельности, в то время как ВК РФ расширяет круг санкций, включая в него и ограничение водопользования.
Приостановление и ограничение водопользования осуществляется в судебном порядке или органами государственной власти, или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами. Основаниями приостановления или ограничения водопользования являются угроза причинения вреда жизни или здоровью человека, возникновение радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, причинение вреда окружающей среде, иные предусмотренные федеральными законами случаи. Основаниями принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда являются нецелевое использование водного объекта, использование водного объекта с нарушением законодательства РФ, неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки. Требованию о принудительном прекращении права пользования водным объектом предшествует в соответствии со статьей 10 ВК РФ вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан прекратить в установленный срок использование водного объекта, обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.
Таким образом, реализация положений части 7 статьи 60 ВК РФ осуществляется во взаимосвязи со статьями 10 и 41 ВК РФ.