Статья 61. Охрана водных объектов при проведении работ

1. Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности. (Часть в редакции, введенной в действие с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 87-ФЗ.
2. Водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

3. Орошение, в том числе с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с осуществлением мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей.

4. Физические лица, юридические лица, осуществляющие проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения.(Часть дополнительно включена с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 87-ФЗ)

Комментарий к статье 61 Водного Кодекса РФ

1. Общий обзор статьи. Она состоит из трех частей, в которых устанавливаются требования охраны водных объектов при проведении некоторых видов работ, связанных с воздействием на состояние водных объектов.

В первой части содержится отсылочная - к экологическому и градостроительному законодательству - норма о порядке проведения строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и иных работ (список, таким образом, является открытым). Эти требования ограничены по пространственному и правовому признакам: речь идет лишь о соблюдении требований по охране водных объектов при ведении работ в границах, во-первых, водоохранных зон, а во-вторых, в границах особо ценных водно-болотных угодий. Кроме того, использован и признак, характеризующий последствия проведения работ: изменение дна и берегов водного объекта. Во второй части комментируемой статьи указаны обязанности водопользователей при заборе (изъятии) водных ресурсов. Как и в других случаях, предусмотренных Водным кодексом РФ, они должны принимать меры по предотвращению вредных последствий.

Но в данной статье указаны цели этих мер:

- предотвращение попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения;

- предотвращение загрязнения грунтовых вод;

- предотвращение подъема уровня грунтовых вод.

Наконец, в части 3 устанавливается обязанность водопользователей, которые осуществляют орошение, осушение и другие мелиоративные мероприятия, выполнять меры:

а) по охране окружающей среды;

б) по защите водных объектов;

в) по защите водосборных площадей водных объектов.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.

Цели состоят во введении дополнительных и конкретизирующих положения статей 55, 56 и других статей главы 6 ВК РФ правил. В целом статья предназначена для обеспечения правопорядка при осуществлении специальных видов работ как непосредственно на водном объекте, так и на связанных с ним компонентах (элементах), объектах окружающей среды. Именно поэтому среди целей статьи можно выделить и взаимоподкрепление требований водного, экологического, градостроительного и иного законодательства. Эта статья по своим целям является примером реализации комплексного подхода к охране водных объектов.

Сфера действия статьи рассчитана на широкое применение, так как перечисленные в ней виды работ (строительство, дноуглубление, взрывные, буровые, осушение, орошение и т.д.) ведутся постоянно на самых разных водных объектах страны как часть сельскохозяйственного производства, добычи общераспространенных полезных ископаемых, геологоразведки, обеспечения судоходства, создания транспортной инфраструктуры; предупреждения паводков и т.д. и т.п.

Отсюда адресатами норм являются лица, занятые на такого рода работах в различных сферах экономики (хозяйствования), должностные лица органов, осуществляющих управление, контроль и надзор не только за водопользованием, но и за безопасностью ведения соответствующих работ, охраной окружающей среды, работники правоохранительных органов и прокуратуры, судьи. Статья не содержит прямых запретов, но они подразумеваются и с учетом норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса должны соблюдаться весьма широким кругом лиц.

3. Основные понятия. В комментируемой статье вводится ряд понятий, характеризующих виды работ. В отличие от общего понятия "строительство" или "строительство водоохранных систем и гидротехнических сооружений" здесь понятие "строительство" ограничивается его последствиями (или целями) - изменение дна и берегов водного объекта. Понятно, что любое строительство на водном объекте так или иначе меняет (может изменить) конфигурацию берегов водного объекта (или его дно), но указание на место строительства - водоохранную зону и особо ценные водно-болотные угодья - является определяющим. Иными словами, строительство сооружений, зданий, установок и других объектов, проводимое в этих местах, подчиняется требованиям экологического и градостроительного законодательства. В части 3 комментируемой статьи употребляется ряд терминов, характеризующих мелиоративные работы и мероприятия.

Естественно, в статье встречаются и понятия, часто применяемые в других нормах Водного кодекса РФ: водопользователь, водный объект и т.п. (см. комментарий к ст. ст. 1, 5 и др.).

4. Правовое регулирование проведения строительных, дноуглубительных, взрывных и буровых работ в водных зонах и в границах особо ценных водно-болотных угодий. Российское законодательство предусматривает перечень и виды взрывных работ на водных объектах: неотложные дноуглубительные работы на обмелевших реках для поддержания судоходства и других законных видов водопользования, вскрытия ледовых заторов, предотвращения аварий и пр.; текущие (плановые), например, при добыче общераспространенных полезных ископаемых, строительстве дамб, мостов и пр., а также порядок их ведения, включая уведомление органов рыбоохраны и согласование с ними всех планируемых взрывных работ.

О понятии водоохранных зон см. комментарий к статье 65 ВК РФ.

Особо ценные водно-болотные угодья являются разновидностью охраняемых водных объектов (см. комментарий к ст. 66).

5. Содержание специальных обязанностей водопользователей. Такие обязанности определены в части 2 комментируемой статьи.

Во-первых, это предотвращение попадания рыб и других водных биоресурсов в водозаборные сооружения. Оно осуществляется в соответствии с требованиями экологического законодательства об охране рыбных запасов и других водных биоресурсов.

Непринятие мер может выражаться в заборе воды из водоемов и водотоков без разрешения органов по охране рыбных запасов либо в несогласованном месте водозабора, либо с использованием ненадлежащего типа рыбозащитного устройства или без такового, либо с превышением объемов забираемой воды, а также в связи с изменением уровня воды в гидросооружениях, в том числе в водохранилищах, в период массовых миграций и размножения рыбы и водных животных в пределах территорий, занимаемых такими производственными объектами, без согласования со специально уполномоченными органами; непринятии мер для обеспечения рыбохозяйственных попусков в период нереста рыб; необеспечении свободной миграции рыб при пересечении транспортными магистралями мелких рек и ручьев (поверхностных водотоков); непроведении работ по заглублению и фиксации трубопроводов при пересечении рек (для предотвращения всплытия) или необеспечении трубопроводов техническими устройствами, отключающими поврежденные в результате аварии участки, и т.п.

Во-вторых, это осуществление мероприятий по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня в результате забора воды из водных объектов.

6. Охрана водных объектов при орошении и проведении иных мелиоративных работ. Об орошении сточными водами см. комментарий к статьям 59 и 60 ВК РФ.

Мелиоративные работы (мероприятия) - согласно статье 2 Федерального закона "О мелиорации земель" представляют собой проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель: гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая мелиорация, химическая мелиорация.

Гидромелиорация состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений. К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.

На основании паспортизации мелиоративных систем региональными сельскохозяйственными и водохозяйственными органами совместно разрабатываются предложения и определены объемы работ по реконструкции, восстановлению и ремонту этих систем, магистральных каналов и гидротехнических сооружений.

Подтопление земель представляет собой особую опасность и наблюдается во многих регионах страны - в Астраханской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Иркутской областях, Краснодарском, Ставропольском, Приморском, Хабаровском краях и т.п. В Государственном (национальном) докладе о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2003 году отмечается, что подтопления различных степеней наблюдаются практически во всех крупных мелиоративных системах, а также на территориях многих городов и других поселений. В России общая площадь территорий, подверженных затоплению, наводнениям различной высоты и характера (половодье, дождевые паводки, нагоны, заторы и пр.), составляет 40 млн. га.

Статистическая справка.

Переувлажненные и заболоченные земли занимают 12,3% площади сельскохозяйственных угодий, в том числе 6,8% - пашни. Процессы заболачивания наиболее характерны для территории Центрального (31,7%), Сибирского (22,8%), Приволжского (10,2%), Уральского (10,2%), Северо-Западного (10%), Дальневосточного (9,7%) и Южного (5,4%) федеральных округов. Упомянутые процессы оказывают негативное воздействие и на территориях, прилегающих к гидросооружениям, дамбам, водохранилищам, дорогам и т.п., и вызывают негативные экологические последствия в виде изменения водного режима, подъема уровня грунтовых вод и прочее (с. 85 - 86 упомянутого доклада). Для борьбы с ними за период 1996 - 2000 гг. было введено в действие водозадерживающих сооружений в виде плотин 146, валов - в погонных километрах 8,5; возведены на 66 га противоселевые, противооползневые и противолавинные сооружения; в 2003 году эти показатели выглядят следующим образом: 46 плотин, 30,9 км валов, 184 га.

Согласно статье 7 Федерального закона "О мелиорации земель" агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.

Агролесомелиорация - это использование почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений, в том числе противоэрозионных. Она состоит в защите земель от эрозии, во-первых, путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях; во-вторых, это мелиорация полезащитная, реализуемая по границам земель сельскохозяйственного назначения; в-третьих, пастбище-защитная.

В данном случае следует учитывать необходимость реализации комплексного подхода и использования не только агролесомелиоративных, но и культур технических мероприятий, что вызвано зарастанием пастбищ кустарником и мелколесьем во всех субъектах Федерации, изменением качества травостоев, появлением сорняков и ядовитых растений, закочкариванием, особенно на переувлажненных и заболоченных землях.

Агромелиорация тесно связана с культуртехнической мелиорацией, т.е. расчисткой мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, от камней и других предметов; мелиоративной обработкой солонцов, рыхлением, пескованием, глинованием, землеванием, плантажом (глубокая вспашка на 50 - 70 см с оборотом пласта) и первичной обработкой почв и т.п.; химической обработкой, которая включает известкование, фосфоритование и гипсование почв (см. комментарий к ст. ст. 8 и 9).

Роль агролесомелиоративных мероприятий. Они имеют важнейшее значение в предотвращении эрозии почв. Их следует рассматривать как многофункциональный, долговременный фактор охраны окружающей среды. Защитные лесные насаждения повышают биоклиматический потенциал прилегающих земель и водных объектов. Под их защитой, как отмечается в литературе, создаются условия для земледелия, возрастает эффективный потенциал севооборотов по сравнению с открытым полем, на 2,5 - 19,3 балла повышается бонитет почв, на защищенных территориях значительно улучшается гидротермический режим, более чем в четыре раза сокращается поверхностный сток, в три раза увеличивается поглощение излишков углекислого и других парниковых газов, оптимизируются процессы почвообразования, чище и полноводнее становятся реки и водоемы, богаче и разнообразнее флора и фауна.

Средняя урожайность сельскохозяйственных культур под защитой лесных полос выше, чем на открытых полях для зерновых, на 18 - 23%, технических - на 20 - 26%, кормовых - на 29 - 41%. Неоценима экологическая и социальная роль защитных/лесных насаждений для малолесных районов. Здесь улучшается комфортность проживания населения. Их эффективность значительно возрастает в комплексе с гидротехническими, агротехническими и другими приемами. Научно обоснованная потребность во всех видах лесных насаждений определена в объеме 14 млн. га. В России на современном этапе имеется только 3,2 млн. га.

В литературе подчеркивается значение агролесомелиорации как средства решения экологических, а не только земельных проблем. Например, используемая при лесомелиорации древесно-кустарниковая растительность оказывает противоэрозионное воздействие, поглощает вредные вещества и снижает шумовое воздействие (поглощает звуковые волны) от расположенных вблизи сельскохозяйственных угодий объектов промышленности, транспорта и связи, создает благоприятные условия по сохранению биоразнообразия и т.п. Современные технологии позволяют внедрять ландшафтные системы земледелия, снижающие минусы мозаичности угодий при проведении мер по охране животного и растительного мира <384>.

--------------------------------
<384> Подробнее см.: Шабалкин И.В. Мелиорация земель как средство решения экологических проблем // Правовые проблемы охраны окружающей среды: Сб. докладов / Под ред. С.А. Боголюбова и др. М.: Наука и кооперативное образование, 2003. Вып. 1. С. 158.

Планирование агролесомелиоративных мероприятий: статистическая справка. В целях получения максимального эффекта от защитного лесоразведения Федеральной целевой программой "Повышение плодородия почв на 2002 - 2005 годы" в обозначенные годы предусматривается:

а) заложить защитные лесные насаждения на площади 513 тыс. га, в том числе 248 тыс. га полезащитных (ветрорегулирующих) лесных полос, 150 тыс. га противоэрозионных стокорегулирующих лесонасаждений на пашне, по оврагам и балкам и 115 тыс. га пастбищезащитных фитомелиоративных насаждений. На склонах более 0,5 противоэрозионные лесные насаждения необходимо размещать поперек склонов и контурно в соответствии с противоэрозионной организацией территории;

б) осуществить реконструкцию и ремонт существующих лесных насаждений на площади 1,7 тыс. га и проведение рубок ухода на площади 75 тыс. га;

в) сосредоточить основные объемы по защитному лесоразведению в регионах Северного Кавказа, Центрально-Черноземного района, Среднего и Нижнего Поволжья, Южного Урала, в Новосибирской, Омской областях и в Алтайском крае как наиболее подверженных деградации почв, в первую очередь для защиты орошаемых земель;

г) провести в течение 2001 - 2004 гг. инвентаризацию защитных лесонасаждений, созданных на землях сельскохозяйственного назначения, и повторять ее каждые 10 лет. На основе полученных материалов разработать и осуществить, начиная с 2004 года, меры, направленные на повышение эффективности созданных защитных насаждений.

Финансирование агролесомелиоративных работ осуществляется в рамках вышеназванной федеральной целевой программы.

Планирование работ по агролесомелиорации. Оно осуществляется в отношении посадки и реконструкции противоэрозионных лесных насаждений, полезащитных лесных полос, пастбище-защитных, фитомелиоративных насаждений на берегах водных объектов и землях, с ними связанных. Надо сказать, что за последние годы объемы работ по осуществлению мелиорации этого типа постепенно возрастают. Так, за период с 1996 по 2000 год были проведены работы по улучшению противоэрозионных лесных насаждений на площади 83,4 тыс. га, в 2001 году - 17,9 тыс. га, в 2002-м - 14,0 тыс. га, в 2003-м - 11,6 тыс. га и в 2004-м - 11,7 тыс. га.

Содержание культуртехнической мелиорации земель. Культуртехническая мелиорация земель состоит из комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель, включающих в себя расчистку земель от древесной и травяной растительности, кочек, камней, пней и мха, что способствует вовлечению в оборот ранее не используемых или заброшенных земель, улучшению конфигурации полей севооборотов. К культуртехническим работам относятся также глубокое рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичное окультуривание земель. Особое значение придается проведению комплекса этих мероприятий на ранее осушенных землях, а также работ, связанных с закладкой многолетних плодово-ягодных насаждений, хмельников и уходом за ними. При относительно небольших затратах культуртехнические работы значительно повышают экономическую и экологическую эффективность плодородия почв и являются одним из основных условий предотвращения выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота. Кроме того, к культуртехнической мелиорации относится мелиоративная обработка солонцов.

Гипсование и мелиоративная обработка солонцовых земель. Солонцовые земли занимают 27,7 млн. га (14,8%) сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни 12,4 млн. га (11%). По уровню засоленности, морфологическому строению они характеризуются большим разнообразием и требуют дифференцированных приемов мелиорации. Важнейшими методами мелиорации солонцовых почв являются гипсование и мелиоративная обработка, обеспечивающие вовлечение в пахотный слой из нижележащих подпахотных горизонтов внутрипочвенных запасов гипса и извести.

Отбор первоочередных объектов мелиорации определяется экономическими и экологическими критериями, предусматривающими наиболее высокую отдачу вложенных в мелиорацию затрат, а также повышение экологической устойчивости всего агроландшафта, включающего мелиорируемые земли. К таким объектам относятся как орошаемые солонцовые, так и богарные земли, используемые для возделывания наиболее ценных сельскохозяйственных культур. В соответствии с Федеральной целевой программой "Повышение плодородия почв на 2002 - 2005 годы" минимальный объем планируемых мелиоративных работ в указанный период составил: гипсование - 140 тыс. га, мелиоративная обработка - 185 тыс. га.

Химическая мелиорация земель - это проведение комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая мелиорация земель включает в себя известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв.

Статистическая справка.

В Федеральной целевой программе "Повышение плодородия почв в России на 2002 - 2005 годы" были намечены проведение известкования кислых почв на 800 тыс. га в 2002 г., 1400 тыс. га в 2003 г., 2300 тыс. га в 2004 г., но в реальности выполнено только 46%, 26% и 15% задания. Фосфоритование почв в эти же годы проводилось на 40 тыс. га, 41 тыс. га, 42 тыс. га, что составило соответственно 27%, 18% и 13% показателей к заданию. Гипсование солонцовых почв было проведено всего на 3,6 тыс. га в 2002 г., 2,3 тыс. га в 2003 г., 1,6 тыс. га в 2004 г.

Известкование кислых почв. В настоящее время известкования требуют около 40 млн. га земель. В первоочередном порядке предусматривалось проведение известкования 8 млн. га кислых почв, в том числе: 2002 г. - 800 тыс. га; 2003 г. - 1,4 млн. га; 2004 г. - 2,3 млн. га; 2005 г. - 3500 тыс. га. Федеральная программа "Повышение плодородия земель на 2002 - 2005 годы" устанавливала следующие средние нормы внесения известковых удобрений (СаСО3): они рассчитаны с учетом агроэкологических особенностей почв, подлежащих известкованию, и составляют 5,3 т на гектар. На сильнокислых почвах - не менее 8 тонн на гектар. Для выполнения программы предназначалось 42,6 млн. т известковых удобрений (в действующем веществе). Программа предусматривала, что работы по известкованию будут проводиться только по проектам, разрабатываемым проектно-изыскательскими организациями государственной агрохимической службы. Финансирование работ предусматривалось в размере 30% за счет федерального бюджета и 70% за счет бюджетов субъектов Федерации, муниципальных образований и средств землепользователей.

Фосфоритование почв. В первую очередь фосфоритованию подлежат почвы, имеющие низкую обеспеченность подвижным фосфором в сочетании с повышенной кислотностью. Площадь пашни, на которой необходимо провести фосфоритование, в ближайшей перспективе составляет 6,2 млн. га, в том числе на 1,2 млн. га пашни необходимо провести эти работы в первоочередном порядке для создания уравновешенного баланса фосфора. Программа предусматривает увеличение объема работ по фосфоритованию почв: в 2004 году - 320 тыс. га, в 2005-м - 500 тыс. га, а всего за период с 2002 по 2005 год - 1200 тыс. га. Фосфорные и калийные удобрения под основную обработку почвы под зерновые культуры предусматривается вносить на почвах с очень низким, низким и средним содержанием этих элементов. В целях экономии расходов был намечен переход от их ежегодного к периодическому внесению с применением наиболее подходящих фосфоритной муки, хлористого калия.

Экологические требования к проведению мелиоративных мероприятий в общем виде сформулированы в статье 32 Федерального закона "О мелиорации земель". Здесь сказано: "Осуществление мелиоративных мероприятий не должно приводить к ухудшению состояния окружающей природной среды. Мелиоративные мероприятия осуществляются с соблюдением требований земельного, водного, лесного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, о недрах, о растительном мире и о животном мире".

7. Юридическая ответственность. Выполнение указанных требований подкрепляется мерами административной ответственности за нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений; за повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения, сооружение трубопроводов и других объектов без разрешения специально уполномоченного органа (ст. 10.10 КоАП РФ), а также за проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9 КоАП РФ).

Другой комментарий к статье 61 ВК РФ

Статья 61 ВК РФ устанавливает положения, направленные на правовое регулирование охраны водных объектов при проведении различных видов работ. В отношении проведения конкретных работ законодатель установил определенные требования по охране окружающей среды.

Часть 1 комментируемой статьи регулирует охрану водных объектов при проведении строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий. При осуществлении указанной деятельности водопользователи должны соблюдать требования законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности, таким образом, рассматриваемые работы попадают также под сферу регулирования Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и Градостроительного кодекса РФ.

Установление требований по охране окружающей среды при проведении строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ связано с их опасностью для экосистем и человека, поскольку они влекут изменения в окружающей среде. Так, строительные работы направлены на создание зданий, строений, инженерных сооружений, а также сопутствующих им объектов, дноуглубительные работы связаны с углублением и расширением водных объектов путем выемки грунта, взрывные работы проводятся с использованием взрывчатых материалов при дноуглубительных работах, прострелке скважин под воду и т.д., в свою очередь, буровые работы разрушают горные породы с помощью специальной техники. Как видно из сущности рассматриваемых работ, они направлены на изменение природной среды, в связи с чем должны проводиться с тщательным анализом их последствий и соблюдением требований Федерального закона N 7-ФЗ, таких как, например, проведение мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Часть 2 комментируемой статьи предписывает водопользователям, которые осуществляют такой вид работ, как забор (изъятие) водных ресурсов, обязанность принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня. Данные меры направлены на защиту водных объектов от загрязнения, сохранение экологических систем, а также санитарно-эпидемиологическое благополучие человека.

В отношении комментируемой части статьи 61 ВК РФ следует отметить тот факт, что хотя законодатель и установил обязанность водопользователей осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня, а также принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, конкретные действия водопользователей по охране водных объектов не названы. На наш взгляд, данное упущение придает декларативный характер комментируемой части статьи 61 ВК РФ. Данный Федеральный закон устанавливает более конкретные виды мероприятий по охране водных объектов и предотвращению загрязнения грунтовых вод в статьях 39, 42, 55 и 56.

Так, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения, а также вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. В соответствии со статьей 42 ВК РФ при использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима, то есть изменение во времени уровней, расхода и объема воды этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность осуществления мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей одновременно с проведением орошения, в том числе с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушения и других мелиоративных работ. Подобное требование установлено также статьей 43 Федерального закона N 7-ФЗ, в соответствии с которой при осуществлении мелиоративных работ должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем. Следует также отметить, что в рамках охраны водных объектов при проведении работ ВК РФ в статье 56 установил запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. При нарушений требований, установленных водным законодательством и законодательством об охране окружающей среды, мелиоративные работы, особенно орошение, при котором используются сточные воды, могут привести к необратимым изменениям экосистем, загрязнению окружающей среды, нарушению санитарных правил, поэтому законодательное требование осуществления мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей является очень важным и развивает общие экологические нормы.

Остались вопросы по ст 61 ВК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 61 ВК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.