1. В целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
2. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 34 Водного Кодекса РФ
1. Общий обзор статьи. Статья состоит из двух частей. В ней устанавливаются правила проведения в Российской Федерации резервирования источников питьевого водоснабжения. Часть 1 рассматривает порядок резервирования источников питьевого водоснабжения, а часть вторая содержит отсылочную норму к постановлению Правительства РФ, содержащего порядок резервирования.
2. Цели, адресаты и сфера действия статьи.
Основная цель состоит в установлении правовых основ резервирования источников питьевого водоснабжения, т.е. обеспечения питьевой водой граждан, проживающих в городах и других населенных пунктах, водоснабжение которых питьевой водой обеспечивается преимущественно за счет поверхностных водных объектов или недостаточно защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов.
Адресаты - субъекты, непосредственно участвующие в процедуре проведения резервирования источников питьевого водоснабжения.
Сфера действия норм комментируемой статьи распространяется на всю территорию Российской Федерации.
3. Основные понятия.
Резервирование источников питьевого водоснабжения - это деятельность по созданию резерва источников питьевого водоснабжения в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов.
4. Перечень городов и других населенных пунктов формируется в соответствии с очередностью резервирования источников питьевого водоснабжения, устанавливаемой в зависимости от: состояния существующих систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; степени подверженности используемых источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения различным видам загрязнения и засорения в случае возникновения чрезвычайной ситуации; наличия разведанных запасов питьевой воды в защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектах; объемов воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемых для граждан в соответствии с установленными нормами водоснабжения населения на период чрезвычайной ситуации.
5. Процедура резервирования источников питьевого водоснабжения. Порядок проведений мероприятий, указанных в комментируемой статье, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 20.11.2006 N 703 "Правила резервирования источников питьевого водоснабжения" (вступило в силу 1 января 2007 года).
В целях определения подземных водных объектов, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в случае возникновения чрезвычайной ситуации на основе разведанных запасов подземных вод, орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию запрос о предоставлении информации о таких объектах.
К запросу прилагается обоснование, в котором содержится перечень городов и других населенных пунктов, и указываются объемы воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемые для граждан, допустимое расстояние от городов или других населенных пунктов до подземных водных объектов, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Территориальный орган Федерального агентства по недропользованию в 2-месячный срок рассматривает поступивший запрос и дает заключение о наличии защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов, пригодность разведанных запасов подземных вод которых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определена на основании санитарно-эпидемиологических заключений и которые могут быть зарезервированы в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, исходя из требуемых объемов воды питьевого качества и с учетом установленной органом государственной власти субъекта Российской Федерации очередности резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В заключении приводятся данные о местоположении рекомендуемого для резервирования в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения подземного водного объекта, водоносных горизонтах, глубинах их залегания и мощности, эксплуатационных запасах, качестве подземных вод и другие характеристики.
Заключение территориального органа Федерального агентства по недропользованию направляется в орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
6. Субъекты резервирования источников питьевого водоснабжения.
На случай возникновения чрезвычайной ситуации резервирование осуществляется органами государственной власти субъектов Федерации. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным органом МЧС России, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Федерации, формирует и утверждает перечень городов и других населенных пунктов, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о резервировании подземного водного объекта в качестве источника питьевого водоснабжения для обеспечения граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации, предусмотрев в нем сроки обустройства водозаборных сооружений для подачи подземных вод из зарезервированных источников питьевого водоснабжения, и направляет его в Федеральное агентство по недропользованию.
При отсутствии разведанных подземных водных объектов, пригодных для использования в качестве резервных источников питьевого водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации может обратиться в Федеральное агентство по недропользованию с просьбой о выполнении комплекса работ по выявлению такого подземного водного объекта и оценке запасов подземных вод.
Другой комментарий к статье 34 ВК РФ
В статье 34 комментируемого Закона закрепляется порядок резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В части 1 комментируемой статьи определяется цель резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - это обеспечение граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Механизмом резервирования источников питьевой воды является установление зон специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В части 2 закрепляется отсылочная норма, что порядок резервирования определяется Правилами резервирования питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 703 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.03.2009 N 192) "Об утверждении правил резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения".
Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в целях обеспечения питьевой водой граждан, проживающих в городах и других населенных пунктах, водоснабжение которых питьевой водой обеспечивается преимущественно за счет поверхностных водных объектов или недостаточно защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов.
В качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации используются защищенные от загрязнения и засорения подземные водные объекты с разведанными запасами подземных вод, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Орган государственной власти субъекта РФ по согласованию с территориальным органом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ, формирует и утверждает перечень городов и других населенных пунктов, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации (далее - перечень городов и других населенных пунктов).
Перечень городов и других населенных пунктов формируется в соответствии с очередностью резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемой в зависимости от:
а) состояния существующих систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) степени подверженности используемых источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения различным видам загрязнения и засорения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
в) наличия разведанных запасов питьевой воды в защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектах;
г) объемов воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемых для граждан в соответствии с установленными нормами водоснабжения населения на период чрезвычайной ситуации.
В целях определения подземных водных объектов, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в случае возникновения чрезвычайной ситуации на основе разведанных запасов подземных вод, орган государственной власти субъекта РФ направляет в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию запрос о предоставлении информации о таких объектах.
К запросу прилагается обоснование, в котором содержится перечень городов и других населенных пунктов и указываются объемы воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемые для граждан, допустимое расстояние от городов или других населенных пунктов до подземных водных объектов, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Территориальный орган Федерального агентства по недропользованию в 2-месячный срок рассматривает поступивший запрос и дает заключение о наличии защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов, пригодность разведанных запасов подземных вод которых для целей питьевого водоснабжения определена на основании санитарно-эпидемиологических заключений и которые могут быть зарезервированы в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения исходя из требуемых объемов воды питьевого качества и с учетом установленной органом государственной власти субъекта РФ очередности резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В заключении приводятся данные о местоположении рекомендуемого для резервирования в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения подземного водного объекта, водоносных горизонтах, глубинах их залегания и мощности, эксплуатационных запасах, качестве подземных вод и другие характеристики.
Заключение территориального органа Федерального агентства по недропользованию направляется в орган государственной власти соответствующего субъекта РФ.
При отсутствии разведанных подземных водных объектов, пригодных для использования в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, орган государственной власти соответствующего субъекта РФ может обратиться в Федеральное агентство по недропользованию с просьбой о выполнении комплекса работ по выявлению такого подземного водного объекта и оценке запасов подземных вод.
Орган государственной власти субъекта РФ принимает решение о резервировании подземного водного объекта в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации, предусмотрев в нем сроки обустройства водозаборных сооружений для подачи подземных вод из зарезервированных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и направляет его в Федеральное агентство по недропользованию.
Предоставление в пользование подземных водных объектов, зарезервированных в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации, осуществляется в порядке, установленном законодательством о недрах.
До утверждения в соответствии со статьей 35 ВК РФ нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (статья 6.2 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ).